Это великий фильм. Это великий актер. Это великая роль. Ну и, конечно, это персонаж, о котором мечтали все. Потому что он — иной. Сумрачный гений и нонконформист, противник системы, человек, который никогда не будет внутри какого-то явления, а всегда будет над ним. Истинный революционер: не тот, кто взрывает дворцы, а тот, кто подрывает замшелые устои. Кто не хотел оказаться на месте Марты? Все хотели. Просто потому, что господин барон мог полюбить только особенную девушку. А особенными все хотят быть, разумеется.
А что это такое — быть Мартой? Это страшная судьба. Как мы помним, барон был официально женат, а бывшая супруга не хотела упускать из рук его состояние. По счастливому стечению обстоятельств герцог все-таки подписывает разрешение на развод, и Мюнхгаузен может быть свободен. Что он делает? Он превращает заседание в фарс, после чего его признают невменяемым. Все, финита. Никакого развода, никакого нового брака. Чтобы жениться на Марте, барон инсценирует самоубийство. Понял, принял, осознал? Да куда там. Он же гений — ему, видите ли, не по нутру жизнь простого цветочника, а винит он во всем Марту. Несчастная женщина уходит, а что ей остается?
Все. Барон свободен, может воскресать и продолжать троллить почтенное общество, казалось бы. Но ему этого мало. Бабочка упорхнула из паутины, паук еще не насытился! Надо ее вернуть! Господин барон восстает из мертвых только затем, чтобы прокричать: «Дорогая, я вернулся, я снова прежний и люблю тебя!» Несчастная женщина только что пережила тяжелый разрыв, только оправилась от краха надежд, но вынуждена теперь позориться на глазах у всего города, просить, чтобы помиловали ее «ненормального мужа». Потому что он же неуправляемый, он же погубит себя. В последний момент Марта отказывается играть роль, потому что все-таки любит барона.
И как он ее за это благодарит? «Я люблю тебя!» — «Не то!», «Я буду верна тебе!» — «Не надо», «Они положили сырой порох, Карл!» — вот оно. Советский киногерой предлагает всем позавидовать — ни у кого нет такой женщины. Они положили сырой порох, а Марта — Марта положила жизнь. Ей теперь куда — в петлю лезть? Она же, по сути, убила человека, которого любила всю жизнь. Убила потому, что он ее вынудил. Вынудил доказывать свою любовь самым страшным из возможных способов. Знаете, нам кажется, что полет на пушечном ядре — слишком мягкое наказание за такое.