Ты должна это увидеть: 7 незабываемых авторских фильмов

Иногда кажется, что переключая каналы, мы смотрим один и тот же бесконечный фильм — знакомые клише, ситуации и даже лица. Мы выбрали для тебя семь по-настоящему интересных фильмов из разных эпох и совершенно разных режиссеров, которые ты точно не забудешь!
Ты должна это увидеть: 7 незабываемых авторских фильмов
Кадр из фильма «Проект Флорида»

«Повар, вор, его жена и ее любовник», Питер Гринуэй

«Повар, вор, его жена и ее любовник», Питер Гринуэй
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Английский художник и режиссер Питер Гринуэй, которому вроде как на веки вечные отвели место на полочке «Постмодернистская ирония, не для всех», снял гастроэротическую картину, которую на самом деле посмотрели зрители! «Повар» собрал 15 миллионов долларов в прокате США, что, конечно, ерунда по сравнению с какими-нибудь «Мстителями», но для авторского кино прямо-таки достижение.

В общем-то весь сюжет фильмы вынесен в название. Жил-был вор и хозяин ресторана, который только и делал, что набивал себе брюхо деликатесами и издевался над своей женой. У жены появляется любовник – посетитель того же ресторана и полная противоположность супругу: тихий интеллектуал, идеалист, не всегда способный донести ложку до рта. Ну и, наконец, повар — главный герой, король кухни и практически немой свидетель всего происходящего в ресторане. Они разыгрывают гротескную философскую притчу о мести на фоне натюрмортов малых голландцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Дневная красавица», Луис Бунюэль

«Дневная красавица», Луис Бунюэль
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Луис Бунюэль вновь иронизирует по поводу якобы добропорядочных буржуа, которые несут свою нравственность как щит, прикрывая им пороки и тайные желания. Главную роль здесь в фильме сыграла Катрин Денев, чей ангельский образ как нельзя лучше подходит для изображения конфликта внутренного и внешнего. В обычной жизни она — добропорядочная жена Северин Серези, но, как только муж уходит на работу, Северин отправляется в первоклассный парижский бордель мадам Анаис. Там она является одной из самых «высокочтимых» проституток, удовлетворяющих неожиданные желания «избранных» клиентов. Клиентами, конечно же, становятся революционеры и левоэкстремисты. К вечеру буржуазная мадам возвращается домой и продолжает изображать примерную и холодную жену в супружеской постели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Лица, деревни», Аньес Варда

«Лица, деревни», Аньес Варда

Имя Аньес Варды — универсальный ответ на вечное: «Ну и назови значимых женщин-режиссеров?» Она и как знамя, и как щит «женского» кинематографа, «бабушка Новой волны», пережившая всех ее представителей, кроме Годара. Но ведь он на два с половиной года младше.

Предпоследней работой Аньес и первой номинацей на «Оскар» стали «Лица, деревни». Варда вместе с художником JR разъезжает по маленьким французским городам и деревням на фургоне, превращенном в фотобудку: они поют песни из 70-х, покупают рыбу и ищут могилу Анри Картье-Брессона. В фотобудку приглашаются местные жители, а затем их гигантские портреты украшают стены городов. Аньес и JR остаются главными героями этого роад-муви, своим гостям и персонажам они не дают оценок, а лишь просят одолжить на секунду душу, чтобы в очередной раз заявить: искусство – единственное, что действительно подтверждает наше существование. Уж точно никак не наши несовершенные тела, которые постепенно приходят в негодность. Аньес сложно передвигаться, и она теряет зрение – это тоже обыграно в фильме. JR cпрашивает Аньес, боится ли она смерти. «Нет, напротив, я жду ее. Потому что тогда всё будет окончено!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Проект Флорида», Шон Бэйкер

«Проект Флорида», Шон Бэйкер

Молодая женщиной с дочкой живут в дешевом мотеле - вот весь сюжет. Точнее, живет дочка, а ее мать где-то на втором плане, в основном пытается наскрести денег на оплату жилья и на еду. Фильм прекрасен своей документальностью, цветами, а также особой элегантностью, с которой нам рассказывают о довольно-таки паршивой жизни. Если героиня занимается сексом за деньги, нам не показывают пыхтящих потных мужчин и слезу на лице в духе «Что же я наделала?», нам показывают ребенка, который принимает в это время ванну и слушает очень громкую музыку. Потому что режиссер где-то рядом с героем Уиллема Дефо, менеджером, который всегда защищает своих жильцов, что бы ни случилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Сын Саула», Ласло Немеш

Сын Саула, Ласло Немеш
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Саул Аусландер — еврейский пленный и член зондеркоманды, чья единственная задача — сопровождать узников в газовые камеры и затем уничтожать следы их присутствия. И так каждый день, пока смерть не станет настолько привычной, что чувства сами отключатся и ты просто начнешь механически выполнять набор нехитрых действий. Но однажды в одном из пленных Саул узнает своего сына (сына ли?) и решает во что бы то ни стало похоронить тело по всем правилам, не допустить, чтобы его сожгли в адовой печи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Сын Саула» напоминает человека с проницательным взглядом, который вызывает желание отвернуться. Отвернуться можно, но взгляд этот всё равно будет преследовать тебя, куда бы ты ни смотрел, как и ощущение неизбежности смерти. И это не то ощущение, которое дает тебе силы жить сегодняшним днем и начать наконец-то выращивать фикусы вместо надоевших пионов. В нем нет ничего позитивного - только путь в газовую камеру среди таких же, как ты, – голых, беспомощных, напуганных людей.

«Кофе и сигареты», Джим Джармуш

«Кофе и сигареты», Джим Джармуш
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Культовый фильм Джармуша, где герои не делают ничего особенного — просто болтают, пьют кофе и беспрестанно курят (что из 2021 года выглядит уже как дикость — курить в кафе!) Семнадцать лет режиссер снимал, как его друзья разговаривают в кафе и в итоге собрал эти истории в полнометражный фильм, где за кажущейся ровностью взрывается драма за драмой. Каждый диалог — улыбчивая пикировка либо сражение, в котором обязательно есть победитель и проигравший. Например, «Где-то в Калифорнии», награжденный в 1992 году в Каннах как лучшая короткометражка, демонстрирует завуалированную дуэль внешне крайне дружелюбных Игги Попа и Тома Уэйтса: сначала один задевает другого неосторожным замечанием про ударников, а после его ухода второй заглядывает в музыкальный ящик и утешается: «Его песен там тоже нет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Мамочка», Ксавье Долан

«Мамочка», Ксавье Долан

Ксавьер Долан – вундеркинд из Канады, который не окончил школу, зато уже в 20 лет получил первый каннский приз. «Мамочка» — его пятая полнометражная работа, тематически близкая его дебютной картине «Я убил свою маму». В центре фильма вновь оказались отношения матери-одиночки и ее проблемного сына, но только на этот раз он не играл самого себя, а оставил это нелегкое дело Антуану-Оливье Пилону, в образе матери же вновь предстала Анн Дорваль, а соседкой осталась Сюзанны Клеман.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сын и мать то танцуют вместе и придумывают друг другу смешные имена, то ругаются до смертоубийства. Соседке удается добавить немного гармонии в этот дуэт, но сколько это продлится, никто не знает. Иногда кажется, что даже сам Долан. Его упрекают то ли в подражании, то ли в копировании классиков, а режиссер от этих обвинений отмахивается и даже заигрывает с ними: «Когда ты юн, никто не ждет от тебя оригинальных идей, поэтому ты можешь их красть!» Но красть тоже надо умеючи, вот у Ксавье прекрасно получается.