Камилла Клодель –талант и вдохновение

Камилла Клодель 15 лет была помощницей, вдохновителем и возлюбленной великого скульптора Родена. Эта хрупкая женщина ваяла из глины, мрамора и оникса. Она сама была весьма незаурядным и талантливым творцом, но долгое время находилась в тени мастера. Она могла стать известнейшим скульптором, если бы не нравы рубежа XIX-XX веков, когда женщину было невозможно представить исполняющей «мужскую работу».
Камилла Клодель –талант и вдохновение

Камилла Клодель 15 лет была помощницей, вдохновителем и возлюбленной великого скульптора Родена. Эта хрупкая женщина ваяла из глины, мрамора и оникса. Она сама была весьма незаурядным и талантливым творцом, но долгое время находилась в тени мастера. Она могла стать известнейшим скульптором, если бы не нравы рубежа XIX-XX веков, когда женщину было невозможно представить исполняющей «мужскую работу».

Родители Камиллы никакого отношения к искусству не имели: отец Луи-Проспер занимался регистрацией сделок с недвижимостью, а мать Луиза воспитывала дома детей, мечтая вырастить из них идеальных (с ее точки зрения) людей. В их семье выросло два гения: Поль стал известным поэтом и дипломатом, а его сестра (родившаяся в 1864 году) – блестящим скульптором. Правда, мать всю жизнь была недовольна поведением обоих. Только названная в честь матери младшая дочь, которая интересовалась ведением домашнего хозяйства, радовала родителей.
Камилла же росла весьма странной: могла заглядеться на скалы неподалеку от местечка в Северной Франции, где они жили, и побежать туда, куда дует ветер. Так, в 11 лет она ушла на целых три километра от дома в сторону густого леса.
Родителей удивляло, что девочка вместо игры в куклы носится к реке и выкапывает куски глины. Камилла ходила вся перепачканная и без устали лепила что-то. Отец был убежден, что это божий дар, который непременно надо развивать. Мать же считала, что это блажь, из-за которой вечно пачкаются платья.

Развивая мастерство
Камилла увлекалась историей, особенно античной. К самому раннему периоду ее творчества относятся композиции «Давид и Голиаф», «Наполеон» и «Бисмарк». Ей было 15 лет, когда папа привел в дом скульптора Альфреда Буше. Мастер был настолько поражен благородством позы Давида и дарованием девушки, что снял перед ее произведением шляпу. Напомнив, что «скульптура – занятие не для молодых дам», он все же посоветовал Камилле ехать в Париж развивать свое мастерство.
Отец был за и сумел переубедить мать. Камилла стала учиться в художественной студии, где познакомилась с Джесси Липскомб, вместе с которой они сняли мастерскую.
Альфред Буше продолжал курировать Камиллу, познакомил ее с известным скульптором того времени Полем Дюбуа, который тоже был cражен «Давидом и Голиафом». Первый вопрос, который задал Камилле Дюбуа: «Вы учились у Родена?» Но Камилла понятия не имела о Родене.

Сам Роден
А Роден в 80-х XIX века был уже признанным гением, министерство культуры Франции сделало ему заказ для музея декоративного искусства – огромные ворота, украшенные иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Ему выделили мастерскую с высоченными потолками на длительный срок: планировалось выполнить более двухсот скульптур.
В 1882 году Огюст Роден пришел провести занятие в девичьей мастерской. Он провел с девушками от силы минут десять, рассказав, как он занят, и как его не интересует преподавание, и как он жег старые ботинки, чтобы согреться в своей первой мастерской. Когда он пришел в следующий раз, то заметил гипсовый бюст красивого ребенка. Эта была работа Камиллы «Поль Клодель в 13 лет». Роден был приятно удивлен способностями амбициозной девушки. И пригласил Камиллу поработать у него. Все подмастерья держались от нее подальше: их смущала ее половая принадлежность, а особенно ее внешность. Восемнадцатилетняя Камилла была великолепна: синие глаза, точеная фигура.
Вскоре Роден стал замечать ее не просто как помощницу, которая месит глину и отливает формы, а как интересную девушку. Они подружились, а потом еще больше сблизились. Роден был старше ее на 24 года. Камилла была с ним счастлива. Особенно ее завораживала мысль об их тайне, о которой знали только они.
Но через несколько месяцев она от кого-то услышала фразу: «И вот Роден со своей женой Розой...» Камилла была шокирована обманом человека, на которого действительно молилась. Она немедленно потребовала объяснений. На все ее вопросы он отвечал, что Роза ему и не жена вовсе, а просто сожительница. Ну а не уйдет он от нее, потому что у них сын и она была с ним и в горе, и в радости, когда у него не было ни гроша. И просил дать ему время.
О связи Камиллы тогда знали только подруга Джесси и брат Поль, который был ей самым близким другом. Мать Камиллы узнала много позже и была настолько оскорблена таким известием, что решила больше не общаться с дочерью. Но летом 1884 года их отношения еще были тайной для всех. Как раз тогда отец Камиллы пригласил месье и мадам Роден в семейный дом Клоделей в Вильнёве. Тогда несчастная Камилла сидела прямо напротив своей соперницы и должна была поддерживать светскую беседу. Она извелась от ревности и унизительности всей ситуации.

Своим именем
Отец боялся, что любимая Кам может потерять свою индивидуальность, помогая Родену в создании тех самых «Врат ада». И потому советовал начать ей работать на себя. Но Камилла не собиралась уходить от любимого мастера. Тогда она позировала для многих фигур обнаженной. А потом сама лепила некоторых героев. Близкие друзья Родена в своих воспоминаниях утверждают, что он никого не любил так, как Камиллу. Это была всепоглощающая страсть, которую он не мог преодолеть. Но и Розу он оставить не мог.
Влюбленность в Камиллу послужила огромным творческим стимулом для Родена. Он начал новый цикл, в котором изображал пары влюбленных, для самых известных – «Данаиды» и «Поцелуя» – позировала сама Камилла.
У них с Роденом было свое любовное гнездо, из которого, правда, Огюст уходил ночевать домой к Розе. Это был арендованный в конце 1888 года ветхий особняк, в котором, по слухам, скрывались от всех и любили друг друга Жорж Санд и Альфред де Мюссе. Каждый раз, когда Роден выходил за порог мастерской, чтобы идти к так называемой жене, Камилла впадала в отчаяние. Ее брат не понимал взаимоотношений Камиллы и Родена. Как-то Камилла рассказала, что Роден подписывает ее работы своим именем. И хотя ее это не беспокоило, Поль резонно заметил: «Не хотел бы я, чтобы мои стихи подписывал Дюма».

Начало конца

Есть исследователи жизни и творчества Родена, которые утверждают, что у них с Камиллой были дети. По Парижу ходил слух про четверых малышей, кто-то говорит, что было только двое и их отдали на воспитание в чужие семьи за границей. Но доподлинно известно, что Камилле однажды пришлось делать аборт, после которого она впала в свою первую депрессию. Она долго приходила в себя и потихоньку возвращалась к работе. Тогда появился «Вальс», который снискал успех у публики: движение танца было передано очень живо, плавно. Другая фигура, «Молящаяся», где молодая девушка стоит на коленях и протягивает руки к небу, по воспоминаниям очевидцев, заставила Родена плакать, глядя на нее.
Для Камиллы начались особенно нелегкие времена. Ей было почти тридцать, и ее шансы на жизнь с другим человеком таяли. Мать постоянно ставила ей в пример младшую сестру, которая уже создала семью, а Камилла все пачкается в глине и в постыдной связи с женатым пожилым мужчиной. Тогда же любимый Поль покинул Францию с дипломатической миссией. Свой день рождения, а потом и Рождество и Новый год Камилла провела в полном одиночестве: Родена не было рядом, когда он был так нужен. Великий скульптор и сам был измучен своим положением. Любовь к Камилле не угасала с годами, связь их уже длилась десять лет, а он так ничего и не предпринял. Дома изводила гражданская жена, потом доставалось от любовницы. Есть сведения, что он сидел на успокоительных таблетках, принимал их перед каждой встречей со своими дамами.
Камилла тогда уже имела некоторый успех у публики: она выставлялась, о ней публиковали статьи в журналах. Связь с Роденом тянула ее назад, она понимала это. Однажды к ней в мастерскую пришла Роза и устроила страшный скандал. После чего Камилла поставила Родену ультиматум: или я, или она! Настал последний период отношений.

Разные мании

В то время она еще посещала места богемных тусовок, там ее представили композитору Клоду Дебюсси. Он был старше Камиллы на два года, зарабатывал уроками музыки и сочинительством. В молодости пережил тяжелую историю любви: три года он работал у покровительницы Чайковского Надежды фон Мекк и не получил от нее согласия жениться на ее дочери. Позже стал известным ловеласом, иногда крутил романы с несколькими дамами сразу, но в Камиллу он влюбился по-настоящему.
У них завязался роман, который продлился год. Позже Дебюсси писал своему другу Робберу Годе: «Она никогда не согласится отдать кому-то всю душу, и сердце ее всегда выходило неуязвимым из любых испытаний на прочность... Я плачу по своей утрате». У Дебюсси до самой его смерти хранился Камиллин «Вальс».
...Кто-то пустил слух по городу, что автор произведений Камиллы не она, а Роден. Женщина приходила в неистовство, когда слышала такое. В тот период она стала настоящей затворницей. В 1895 году Камилла Клодель представила свою работу «Сплетницы», которую тут же назвали шедевром. Тогда же все увидели «Зрелый возраст», ужасно разозливший Родена. Там изображены три фигуры: старуха, которая держит мужчину, а к нему протягивает руки, стоя на коленях, молодая женщина. Композиция показалась ему автобиографичной, и он не хотел, чтобы его выставляли на посмешище.
Камилла часто выполняла портреты на заказ. Ей не нравилось это, ее нелюдимость стала обостряться, к тому же все деньги Камилла пускала в дело, мрамор ее разорял. Чтобы чем-то питаться, она анонимно лепила пепельницы. У Камиллы тогда появилась навязчивая идея вселенского заговора против нее. Ей казалось, что Роден только и пытается, что украсть ее идеи, хочет оставить ее без средств, в то время как сам он заработал на бывшей помощнице состояние! Чтобы у нее ничего не украли, Камилла часто разбивала свои скульптуры.

Последняя выставка
Ее «Зрелый возраст» в 1900 году не взяли на Всемирную выставку. Тогда ее немного поддержало то, что надо было готовиться к собственной выставке. Вся богема собралась оценить ее, успех был ошеломительным. Не обошлось без скандала. Затворница Камилла встречала посетителей, выбелив лицо и намалевавшись красными румянами, как чучело.
Поль не пришел, он уже занимался не ее проблемами, а собственной семьей. Умер отец, который до последнего пытался поддерживать ее. Сразу после его смерти мать и Поль отправили за Камиллой санитаров богадельни для душевнобольных, которые нашли Камиллу на кровати, тощую и недвижимую. Из клиники она писала матери отчаянные письма, чтобы та забрала ее, но мать не отвечала. Когда в состоянии Камиллы наступило улучшение, врачи объяснили ее семье, что пациентку можно забрать домой. Но Луиза Клодель категорически была против. Брат Поль навещал ее изредка, приезжала старая подруга Джесси.
Говорят, что Роден был шокирован состоянием Камиллы. В 1917 году, после 52 лет совместной жизни, он женился на Розе, которая через три недели после свадьбы скончалась. В тот же год умер и сам скульптор в возрасте 77 лет.
В клинике Камилле сообщили о смерти некогда любимого человека. Она долго пребывала в истерике. Камилла дожила до 1943 года, проведя последние годы жизни в клинике. Могила ее уничтожена. Осталось 90 скульптур, которые разбросаны по частным коллекциям, но в музее Родена есть целый зал с ее работами. Любовная связь Родена и Камиллы послужила основой для пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 80-х годах XX века был снят фильм, в котором Депардье играл Родена, а Камиллу – Изабель Аджани. Позднее был создан мюзикл по мотивам событий ее жизни.


В февральском номере в рубрике «Женщина века» была допущена неточность: первая фотография в материале не принадлежит Прасковье Ангелиной.
Журнал приносит свои извинения.