Артемий Троицкий о песнях о Москве

Канун Дня города навеял мне очередную тему: а не вспомнить ли мне песни о Москве? Кое-что довольно ужасное тут же всплыло в памяти.
Артемий Троицкий о песнях о Москве

Канун Дня города навеял мне очередную тему: а не вспомнить ли мне песни о Москве? Многое тут же всплыло в памяти… и кое-что довольно ужасное.

Я ненавижу песню “Дорогая моя столица, золотая моя Москва”, утвержденную в 1995 году в качестве гимна города (хорошо, хоть убрали оттуда строчки “Здравствуй, город великой державы, где любимый наш Сталин живет”). От газмановской “Москва, звонят колокола!” тоже мутит и хочется скорее удрать с перрона вокзала, где этим пафосом встречают фирменные поезда… “Дорогие мои москвичи” – туда же! А теперь хорошие, более или менее в хронологической последовательности.

“Москва златоглавая” – ХIX век, авторы неизвестны, кабацкий суперхит на все времена. В СССР песня была запрещена – считалась белогвардейской и благодаря этому стала модной. “Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные, грациозно сбивают рыхлый снег с каблучка” – фактически песенный эквивалент картин Кустодиева.

“Песня о Москве” (из к/ф “Свинарка и пастух”) – 1941-й, но до войны; музыка Хренникова. “Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве”.

“Москва майская” – парадный марш (братья Покрасс, слова Лебедева-Кумача) с припевом “Кипучая, могучая, никем не победимая”, но классная мелодия и сюрноватый текст (1937 год, кстати).

“Я шагаю по Москве” (1964) – прелестная мелодия Андрея Петрова плюс обаятельнейший фильм Георгия Данелия и безусый Никита Михалков.

“Москвичи” – мало кто знает, что именно так называется песня про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой. Гениальная мелодия Андрея Эшпая.

“Московские окна” – еще одна песня Тихона Хренникова, сочинившего массу бессмысленных опер и симфоний плюс десяток изумительных эстрадных мелодий.

“Лучший город Земли” – на мой вкус, лучший советский твист! Музыка Арно Бабаджаняна, первый исполнитель Жан Татлян, классическая версия – Муслим Магомаев.

Боюсь, что это все… Хороших современных песен о Москве я не знаю. И это логично: нынешняя столица, похоже, никого, кроме девелоперов, риелторов и гастарбайтеров, не вдохновляет. C

CD

ГОША КУЦЕНКО
“МАЙ ВОРЛД”

Судя по дебютному альбому актера, к сочинению и исполнению песен он относится не менее трепетно, чем к киноролям. Написанные им стихи и мелодии неизменно качественны, но эклектичны – босса-нова, баллада, психорок, диско… Стиль здесь явно не главное; главное – голос и переживаемая история. Это настоящая актерская песня, заставляющая вспомнить про Ива Монтана, Марка Бернеса, Андрея Миронова. Неожиданно и убедительно!

A’STUDIO
“ВОЛНЫ”

A’Studio – это поп-идеалисты, которые не разучились любить музыку, умеют играть и петь и не умеют халтурить. Поэтому они и сотворили без всякой рыночной надобности свой десятый альбом. Не могу сказать, что “Волны” изобилуют музыкальными открытиями – нет, это просто нормальный, качественный, отлично сыгранный и спетый, динамичный и эмоциональный поп-альбом. В мире таких выходит тысячи; в России, увы, единицы… Тем почетнее несгораемая репутация A’Studio.

ROCCO DELUCA & THE BURDEN
MERCY

Словосочетание “модный блюз” абсурдно – примерно как “гламурный шансон”. Так что американец Рокко ДеЛука уникум: он играет и поет блюз, но делает это в высшей степени модно. Манера пения и голос очень напоминают суперзвезд Энтони Хэгерти и Девендру Банхарта, а звук, поставленный Даниэлем Ланда, трансформировал привычные щемящие ноты удивительным образом. Воистину, блюз XXI века!

Фото: EAST NEWS