Vee

Кредитно-модульная система образования

19 сообщений в этой теме

всем доброго времени суток hi.gif
сейчас пишу обозрение по этому поводу и интересны Ваши мнения, особенно тех, кто уже занимался по новой системе hi.gif hi.gif
лучше? хуже? насколько удобна эта новация и как она действует на практике в наших ВУЗах?... shuffle.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Бехтерев Д.Ю. , к.и.н., преподаватель Оренбургского филиала (заочного обучения) УЮИ МВД России

Кредитно-модульная система: благо или вред? история вопроса и состояние проблемы


European Credit Transfer System (ECTS) - Европейская система перевода и накопления кредитов, или кредитных единиц, - одна из новаций, распространившихся в образовательной практике стран Европы в ходе т. н. Болонского процесса. Поэтому прежде всего необходимо уяснить связь введения кредитов с общей логикой проводимой на континенте реформы.

Напомним, что Болонский процесс представляет собой попытку создания единого ев-ропейского образовательного пространства, конкурентоспособного в условиях цивилизации начала ХХI в. по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных ре-гионов планеты.

Единство образовательного пространства понимается отнюдь не как его унификация. Напротив, во всех основных документах, принятых после подписания Болонской декларации (1999), подчеркивается, что каждая страна и каждое учебное заведение вправе и даже обяза-ны сохранять собственные традиции, достижения и приоритеты в области образования. Еди-ное пространство подразумевает лишь взаимную прозрачность (понятность) образова-тельной практики разных стран и вузов по отношению друг к другу.

Иными словами, невзирая на языковые барьеры, национальные и культурные различия, разнообразие обучающих систем и т. п. каждый работодатель (руководитель учебного заве-дения, преподаватель, выпускник, студент), взяв в руки документ о завершении определен-ной ступени образования и ознакомившись с содержанием конкретной образовательной про-граммы, должен вполне уяснить, чему именно, как именно и на каком уровне (с какой имен-


но глубиной) было обучено то или иное конкретное лицо. Мало того, если обучающийся часть из имеющихся знаний и умений получил в ином учебном заведении, а не в том, кото-рое выдало ему диплом, руководство «родного» вуза должно быть в состоянии понять, чему именно научился во время зарубежной стажировки их студент - и не требовать, чтобы он вновь осваивал те же или аналогичные учебные дисциплины.

В ХХ в. в различных странах мира создано немало вариантов систем использования в учебном процессе кредитных единиц (credit points), отличающихся большим разнообразием. Наиболее известные из них - европейская (European Credit Accumulation - ECA), британская (Credit Accumulation and Transfer System - CATS), американская (US Credit System - USCS). Однако в последние 15-20 лет на первый план выдвинулась именно Европейская система перевода и накопления кредитов - ECTS.


Она появилась на свет еще до начала Болонского процесса. Работы по ее созданию на-чались 1989 году в рамках программы «ERASMUS», осуществляющей обмен преподавате-лями и студентами между европейскими вузами. Суть формирующейся системы заключалась в том, чтобы помочь руководству вузов понять и юридически грамотно отразить в докумен-тах об образовании результаты обучения их студентов за рубежом. Добиться этого удалось с помощью введения особых единиц - кредитов, начисляемых за освоение отдельных частей образовательной программы. Заключая двусторонний договор о мобильности, вузы брали на себя обязательство признавать кредиты, полученные студентом во время обучения в универ-ситете-партнере. Вернувшись домой, учащийся больше не был обязан пересдавать изучен-ные за границей предметы или повторно осваивать одни и те же дисциплины.

Уже к 2000 году ECTS получила распространение более чем в 30 странах Европы; ко-личество применяющих ее учебных заведений перевалило за тысячу. После подписания Бо-лонской декларации стало ясно, что данная система достаточно хорошо соответствует идео-логии проводимой образовательной реформы, и ее решено было использовать при составле-нии инновационных образовательных программ, базирующихся на компетентностном и мо-дульном подходах. Опыт вполне удался, и сегодня 40 государств-участников Болонского процесса оценивают ECTS как один из краеугольных камней проводимых преобразований.

Проблемам и перспективам использования ECTS были посвящены многие авторитет-ные международные совещания, в том числе: Международный семинар по кредитным нако-пительным и перезачетным системам (Лейриа, Португалия, ноябрь 2000 года), Международ-ная конференция «Проблемы реформирования высшего образования (роль и значение кре-дит-системы)» (Улан-Батор, май 2001 года), конференция «Работая на европейское измере-ние качества» (Амстердам, март 2002 года), конференция EUA и Швейцарской конфеде-рации «Перезачет и накопление кредитов - вызов институтам и студентам» (Цюрих, октябрь 2002 года) и др. Рекомендации по блоку проблем «Признание и кредитные системы в кон-тексте обучения в течение всей жизни» были выработаны на Болонском семинаре в Праге (июнь 2003 года).

ECTS быстро распространилась по всей Европе и была признана законодательством об образовании разных стран. Последние 15 лет введение ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС SOCRATES-ERASMUS. По данным доклада «Тенден-ции в высшем образовании-III», в настоящее время около 1200 из 1820 образовательных уч-реждений ЕС, официально присоединившихся к программе SOCRATES-ERASMUS, получи-ли гранты для введения системы ECTS.

Немало стран уже сейчас официально используют ECTS как для реализации студенче-ской мобильности, так и в качестве средства учета трудозатрат в рамках собственных систем высшего образования. Европейская система взаимозачета кредитов совместно с сетью линий информационной поддержки (ECTS Helplines) охватывает более 1100 университетов. В не-которых странах ECTS уже стала необходимым условием при проведении государственной аккредитации образовательных программ.

Использование системы ECTS для взаимного зачета кредитов наиболее широко распро-странено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Ав-стрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%), Ирландия и Дания (93%). Системы, отличные от ECTS, но имеющие аналогичные функции, применяются шире всего в Великобритании (45.5%) и Турции (58%). В то же время немало пока еще и государств, в которых сравни-тельно большой процент высших учебных заведений не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную. Это, например, Португалия (34%), Болгария (38.5%) и Венгрия (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS.

Есть все основания считать, что в перспективе ECTS станет ключевым звеном единой европейской системы образования, поскольку она всерьез зарекомендовала себя как инстру-мент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного студентами материа-ла, а также возможность академического признания квалификаций и компетенций. Сопоста-вимость учебных планов, основанных на ECTS, позволяет студентам выбирать разнообраз-


ные зарубежные образовательные программы, которые, при условии их успешного заверше-ния, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Вот почему образова-тельные программы, основанные на ECTS, реализуются и за пределами Европейского союза: в США, Канаде, Южной Америке, а также в ряде государств Азии и Ближнего Востока.

Однако очевидный успех в распространении системы кредитно-зачетных единиц вовсе не означает, что она является во всех отношениях безупречной, и необходимо лишь вовлечь в процесс ее использования до сих пор не охваченные ею страны. Как в Европе, так и в ос-тальном мире остается немало критиков ECTS и шире - кредитно-модульной системы и Бо-лонского процесса в целом. Во многом справедливые аргументы оппонентов основываются на трудностях, с которыми столкнулись создатели новой образовательной структуры, а так-же на опасениях утраты некоторых компонентов прежней системы вузовской подготовки.

К недостаткам кредитно-модульного образования можно отнести:
фрагментарность (сегментарность) знаний выпускников неизбежно проистекающую из внутренней завершенности отдельных модулей;
некритичное восприятие зарубежного опыта в ущерб отечественным традициям;
выхолащивание традиционных форм преподавания (лекций и семинаров);
понижение роли преподавателя в учебном процессе;
излишнюю ориентированность на практику, едва ли совместимую с действительно широким и глубокими фундаментальными знаниями по избранному профилю обучения.

В вузах Российской Федерации внедрение в образовательную практику накопительной системы зачетных единиц осуществляется в экспериментальном режиме с начала 2000-х го-дов. Сегодня этот процесс можно считать ключевым в наметившемся процессе вхождения России в европейское образовательное пространство.

К сожалению, нельзя не отметить, что переход на кредитно-модульную систему осуще-ствляется по типичному для нашей страны сценарию - «сверху», формально и при недоста-точной информированности вузовской общественности о достоинствах и недостатках вво-димой модели. Вот почему он чаще всего воспринимается как механический перенос на рос-сийскую почву недостаточно проверенных и не вполне соответствующих отечественной об-разовательной практике западных методик.

В результате даже в лучшем случае мы имеем дело с более или менее механическим копированием созданного за границей, но отнюдь не с инициативным, критичным и актив-ным включением вузов России в процесс доработки и совершенствования новых образова-тельных моделей. Нельзя не заметить, что начатый процесс несет отчетливо заметные при-знаки догоняющих стратегий. Механическое копирование неизбежно приводит искажению базовых принципов реформ. Существует опасность, что все сведется лишь к переходу на но-вую терминологию при сохранении старых приемов и способов преподавания. В подобном случае и компетентностный подход, и кредитно-модульная структура программ, безусловно, обнаружат полную несостоятельность. Ведь сокращенные сроки обучения (четырехлетний бакалавриат вместо пятилетней подготовки специалиста) решительно перестанут вмещать прежний объем фундаментальных знаний, подаваемых в традиционной форме (из уст препо-давателя в уши студентов). А не побуждаемые к самостоятельной работе обучающиеся не будут заинтересованы в выборе индивидуальных образовательных траекторий.

Необходимо поэтому как можно более широко информировать преподавателей, сту-дентов и их родителей, руководство учебных заведений, чиновников учреждений образова-ния, а также потенциальных работодателей о качественных переменах в учебном процессе, которые Россия должна произвести, если хочет стать современной европейской державой. Необходимо развернутое обучение новым методикам и создание условий для психологиче-ской адаптации преподавателей (особенно старшего поколения) к новым моделям.

Дискуссия о принципах использования в учебном процессе кредитных единиц ведется в России с начала 2000 годов. Данной тематике были посвящены: совещание «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования» (март 2002 г., РУДН, Москва), Всероссийское совещание «Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании» (апрель 2003 г., РУДН, Москва), Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы введения системы зачетных единиц в вузе» (ноябрь 2004 г., ГУ-ВШЭ Москва) и иные мероприятия.

Официально задача «внедрения системы зачетных единиц по типу ECTS» была постав-лена перед органами управления образованием и академической общественностью в Плане мероприятий по включению российской системы высшего профессионального образо-вания в Болонский процесс на 2002-2010 гг.

В 2002 г. Министерство образования и науки РФ в Информационном письме (от 28.11.2002 года № 14-52-988ин/13) предложило к внедрению методику расчета трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах (российский аналог терминов «кредитная единица» и «кредит ECTS»). Министер-ствам (ведомствам) Российской Федерации, имеющим вузы, Председателям советов Учебно-методических объединений, ректорам вузов было предписано руководствоваться указанной


Методикой при разработке основных образовательных программ высшего профессиональ-ного образования «параллельно с действующей системой оценки трудоемкости в академи-ческих часах».

Далее в Приказе Минобрнауки России № 2847 от 02.07.2003 были определены условия «проведения эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе», кото-рые двумя годами позже (29.07.2005) уточнил и конкретизировал в Приказ Министерства «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачёт-ных единиц» (№215). Было разработано и направлено для использования в экспериментальном порядке «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном за-ведении с использованием системы зачетных единиц», а также определен перечень вузов, участвующих с 1 сентября 2005 г. в процессе перехода на систему начисления кредитов. Первоначально перечень включал 31 вуз, в последующем он был расширен по инициативе руководителей учебных заведений, пожелавших включиться в эксперимент.

На разработку методик использования зачетных единиц были в числе прочего направ-лены проекты, реализуемые УМО по классическому университетскому образованию в рам-ках ведомственной программы Минобрнауки России «Развитие научного потенциала выс-шей школы», подпрограмма: № 4, «Исследования в области образования молодежи и соци-альной политики в сфере образования», раздел: № 4.1., «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования».

Активная работа по созданию «технологических линий» внедрения ECTS в российских условиях. проводилась также в регионах РФ в течение последних 3-4 лет в рамках програм-мы TEMPUS/TACIS и ряда других совместных европейских проектов при финансовой под-держке Российского гуманитарного научного фонда (научно-исследовательский проект №04-06-83602а/У).

Результаты внедрения зачетных единиц в университетах, участвующих в эксперименте Минобрнауки России, выражаются в ежегодного распространяемых информационных паке-тах, содержащих развернутое описанием инновационных курсов - их содержания, требова-ний к реализации, системы оценки, методики обучения, структуры кафедр, ведущих подго-товку и т. п. Кроме того, в информационный пакет входит полный учебный план по данному профилю подготовки, а также общая информация об университете, его инфраструктуре, ад-министративных процедурах для регистрации в программе и академический календарь.

Анализ опыта использования зачетных единиц в России сосредоточен на нескольких уровнях - от Министерства до конкретных исполнителей работ по эксперименту на факуль-тетах и кафедрах вузов. Обзоры и выводы содержат тексты отчетов и докладов руководите-лей Минобрнауки России; публикации дискуссий ректоров ведущих вузов, опубликованные в специальных изданиях и распространенные в Интернете, аналитические записки руководи-телей образовательных и научно-исследовательских учреждений, материалы научных кон-ференций и семинаров, проводимых вузами и УМО и др.

В результате данной активности к текущему моменту разработаны:
расчеты нормированных значений трудоемкости и реальных величин трудозатрат студентов (См. Жученко А.А., Митина Ю.А. Исследование трудоемкости учебных дисцип-лин и других элементов содержания профессиональных образовательных программ);
образцы учебных планов, адаптированных к ECTS а также варианты информацион-ных пакетов структурных подразделений университетов;
методики внедрения гибких образовательных программ, необходимых для формиро-вания индивидуальной образовательной траектории, а также системы академического при-знания результатов обучения европейскими и российскими вузами;
методические руководства для администраторов вузов по формированию гибких профессиональных образовательных программ, а также по проведению процедур академиче-ского признания периодов обучения;
вариант методик составления индивидуальных учебных планов студентов на период обучения в другом вузе;

процедуры академического признания периодов обучения;
первичный опыт установления предварительных двусторонних договоренностей между ECTS-координаторами российских и Европейских университетов по содержанию, срокам, итоговой аттестации и преодолению различий в образовательных программах (один из примеров: по этой схеме в 1997-2001 г.г. преимущественно в направлении «восток-запад» было проведено около 90 студенческих обменов с участием пяти уральских и восьми запад-ноевропейских университетов).

Уже первые шаги по внедрению ECTS (как и шире - компетентностного и модульного подхода к составлению учебных программ) в российскую образовательную практику неоп-ровержимым образом доказали, что сложившаяся в предшествующие десятилетия отече-ственная система подготовки специалистов не может органично, без структурных из-менений, вписаться в формирующееся европейское образовательное пространство.

Однако требуемый пересмотр структуры и принципов организации образовательного процесса в России неизбежно задевает коренные интересы - как материальные, так и соци-ально-статусные - всего академического сообщества. Он, по-видимому, приведет к измене-нию учебной нагрузки преподавателей (что неизбежно отразится на их заработной плате - и едва ли только в лучшую сторону) и штатного расписания вузов (часть преподавателей, не сумевших перейти на новые принципы обучения, окажется под угрозой увольнения). Он по-требует колоссальной методической работы по созданию условий для самостоятельного обу-чения студентов - а данный вид работы в нашей стране оплачивается плохо (если оплачива-ется вообще). Наконец, он потребует изменений в практике преподавания - а следовательно в сознании преподавателей и студентов. Вот почему, повторим еще раз, внедрение кредитно-модульной системы - проблема не только административная или организационно-правовая, но и, в первую очередь, социальная и психологическая, затрагивающая миллионы граждан нашей страны. Именно эти обстоятельства следует считать основной трудностью распро-странения нового типа организации учебного процесса в российских вузах.

Что же мы в действительности имеем сегодня? В высших учебных заведениях страны, главным образом региональных, изданы десятки директив «об организации учебного про-цесса с использованием системы зачетных единиц» (наиболее распространенная и знаковая формулировка). В разделах «Общие положения» большинства вузовских документов, ка-сающихся внедряемой кредитно-модульной системы, ее преимущества описаны в точном соответствии с европейскими декларациями и документами Минобрнауки России. Однако последующие разделы, с новых позиций регламентирующие учебный процесс, как правило, нацелены не столько на его реальное переустройство, сколько на возможность приобретения названных преимуществ с одновременным сохранением базовых элементов прежней струк-туры образования.

Таким образом, согласно логике большинства документов, в вузе одновременно, в рам-ках одних и тех же образовательных программ должны функционировать два типа организа-ции учебного процесса: 1) прежняя - с ключевыми понятиями: учебный план, семестровое обучение, экзаменационная сессия, циклы учебных дисциплин и т.д. и 2) заявленная кредит-но-модульная - с принципиально иным набором схем, критериев, требований, терминов. Яс-но, что эти две системы не соответствуют друг другу и их симбиоз жизнеспособен лишь на бумаге. Вот почему характерным проявлением симбиоза становится пролиферация всевоз-можных форм отчетности и разрастание штатной структуры, якобы ведающей «инновацион-ными процессами» и контролем качества образования.

В подобных условиях отчетливо проявляется и неравенство административных ресур-сов. С одной (традиционной) стороны наличествует десятилетиями отлаженный механизм планирования, организации и контроля учебного процесса, отшлифованный работой целого штата сотрудников (учебные и методические управления, отделы и службы университетов).


В рамках этого механизма отход от требований нормативных документов (а их на данный момент никто в России не отменял) равноценен непрофессиональному отношению к делу.

Поэтому следует вновь и вновь разъяснять: без демонтажа прежней «несущей конст-рукции» учебного процесса и новой «сборки» основных конструктивных элементов иннова-ционных образовательных программ («интеллектуальные лифты», индивидуальные траекто-рии приобретении конкурентоспособных профессиональных компетенций, прозрачность процесса обучения и нагрузки преподавателей, мобильность всех субъектов образовательно-го процесса, выбор систем оценивания, экспертная проверка остаточных знаний и др.) рос-сийским вузам не следует рассчитывать на сколько-нибудь полноценное вхождение в евро-пейское образовательное пространство. Другое дело, что демонтироваться должны именно «несущие конструкции» учебного процесса, а эволюционировать - принципы и способы преподавания. Суть же российского образования (фундаментальность, широта, престижность и т. п.) должны всячески сохраняться и оберегаться.







Оренбургский филиал (заочного обучения) Уфимского юридического института МВД России

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
у меня почти год действует балльно-рейтинговая (как у меня в ВУЗе ее обозвали) система.
Тааак много сказать могу про ПРАКТИКУ введения этой системы в моем ВУЗе, даже не знаю с чего начать, наверное, сначала:
Началось все с подписания положения ректором об этой системе, плана, так сказать wink.gif Насколько я знаю положение подписано было в конце мая того года, а модульная система начала действовать уже с сентября того года (правда это все фигня, что даже преподы многие не знали об этом, что повлекло свои проблемы в дальнейшем).
Когда ее вводили неизвестный дядечка (до сих пор не знаю какой функционал у него в институте) нам рассказал на так называемом всеобщем собрании (которое проводилось в то время, когда у студентов были пары), что, оказывается, для нас ничего не поменяется, что изменения будут касаться в основном работы деканата и преподавателей, что "как учились, так и будете учиться" (ну да, надеюсь, что не вагоны разгружать пойдем biggrin2.gif ). Главное, на что он напирал, это какие-то странные рейтинги, которые зачем-то нужны институту, чтобы в дальнейшем выйти на мировой уровень blink.gif , рассказывал про то, как считаться будут эти баллы и т.п., как сдавать будем зачеты и экзамены.

Вместо обычных двух сессий в году - пять, оценка складывается из двух составляющих (текущая успеваемость*0,7 + оценка на экзамене*0,3), десятибалльные оценки вместо 5-ти, по итогам набранных баллов два раза в год будет вывешиваться рейтинг студентов - под новый год и в июне-июле, для чего студентам этот рейтинг объяснить никто не смог (да и самого рейтинга я, кстати говоря, не видела sleep.gif ).

Позже еще допишу, пора уже уходить из дома, зашла "на минуточку" на форум rolleyes.gif biggrin2.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У нас ввели кредитную систему года 2 назад, наш поток под неё уже не попал, к счастью. Отзывы слышала исключительно негативные: и от преподавателей, и от учеников.
Я училась все годы по балльно-рейтинговой системе. Считаю её оптимальной и наиболее "прозрачной" cool.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
QUOTE(Katerinka-kartinka @ May 2 2009, 14:16)
У нас ввели кредитную систему года 2 назад, наш поток под неё уже не попал, к счастью. Отзывы слышала исключительно негативные: и от преподавателей, и от учеников.
Я училась все годы по балльно-рейтинговой системе. Считаю её оптимальной и наиболее "прозрачной"  cool.gif


хм, а чем отличается кредитная система от балльно-рейтинговой? huh.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Продолжу свое повествование, начатое утром, надо же душу излить! biggrin.gif

Данная система сама по себе исключает получение "автоматов" за зачеты и экзамены, все зачеты и экзамены, а также так называемый рубежный контроль (проводится по некоторым предметам в конце каждого модуля) должны проводиться только в письменной форме или вообще путем тестирования на компьютерах. Всего в учебном году проводится 5 сессий после каждого модуля, который длится 8-9 недель. Сессия длится неделю, после сессии - сразу новый модуль. Времени на подготовку к сессии не предусмотрено в принципе. В сентябре-октябре подписали какие-то рекомендации по поводу оценок, но критериев там никаких написано не было, лишь написали, что 10 баллов ставится в исключительных случаях, что подразумевалось под этим - неизвестно.

Итак, ввели у нас в ВУЗе модульную систему, только вот рассказать многим преподавателям о ней вообще забыли, а многие из них никогда не вели у студентов текущей успеваемости, не проводили контрольных, опросов и пр. В связи с этим в конце модуля текущая успеваемость у всех нулевая, что делать, проводили полноценные экзамены. Напоминаю, что сессия у нас длится неделю, т.е. каждый день был зачет или экзамен, времени реально не было подготовиться, абсолютно.
Кроме того, чудесная тетечка, составляющая расписание не могла составить нормально расписание пол года примерно, поясню: модуль длится, допустим, 8 недель, соответственно последняя неделя - не учебная, а сессия, но к сожалению это не учитывалось, составлялось расписание не на 7 недель (8ая - сессия), а на 8, т.е. каждый модуль у нас не хватало часов по всем предметам на целую неделю, что делать? доставлять экстренно дополнительно эти часы на последние неделю-две, а еще и в субботу непосредственно перед сессией обязательно напихать побольше пар недостающих. Плюс ко всему эту систему ввели не с первого курса, а сразу для всех. => Ведомости, зачетки старого образца, для двух сессий, преподаватели не знают до сих пор как их заполнять. Проведение экзамена путем тестирования на компьютерах - та еще песня, ошибки в вопросах, в правильных ответах. А доказать ничего нельзя. Я вообще считаю, что тестирование отупляет sleep.gif
Еще одно изменение - курсовые. Раньше писали курсовые обязательно по тому предмету, который предусмотрен учебным планом в данном семестре, сейчас - из нескольких предметов по выбору один и одинаковый срок сдачи для всех. В теории звучит заманчиво - выбираешь самостоятельно наиболее интересный предмет, на практике - драка за предметы. Существуют ограничения по нагрузке курсовых на каждого преподавателя, исходя из этого разные люди говорят разные числа/соотношения человек на каждый предмет, я до сих пор не знаю, смогу ли я сдать свою курсовую после праздников или мне скажут, что "лимит исчерпан", хотя заявку на имя зав. кафедры писали от группы, однако, у нас все возможно.

В целом по поводу этой системы могу сказать, что знаний меньше усваивается, т.к. зачеты и экзамены мы сдаем в форме тестов (правда некоторые преподы и на это забивают, математика, к примеру), а часто вообще ничего не усваивается, т.к. идет зубрежка правильных ответов на вопросы тестов (если они есть), а если вопросов тестов нет, то отвечая на вопрос, зная предмет или не зная - не имеет значения, вероятность ответить правильно или неправильно у всех примерно одинаковая, т.к. предметы гуманитарные (я на экономиста учусь), точки зрения на многие вопросы (да почти на каждый biggrin2.gif ) могут быть абсолютно различными у разных людей, поэтому сидишь и гадаешь, а кто мог составлять этот тест, какой преподаватель с кафедры, да каких взглядов он придерживается, какой ответ по его мнению правильный wacko.gif И оооочень везет, если тест составлялся моим же преподавателем, тогда хотя бы что-то можно предсказать в плане правильных ответов.

уф, извините, что так нескладно, мысли путаются, столько всего за последний год начудили в ВУЗе моем, что сложно писать связно и адекватно об этом)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
QUOTE(Vengeful_gunk @ May 2 2009, 18:28)
QUOTE(Katerinka-kartinka @ May 2 2009, 14:16)
У нас ввели кредитную систему года 2 назад, наш поток под неё уже не попал, к счастью. Отзывы слышала исключительно негативные: и от преподавателей, и от учеников.
Я училась все годы по балльно-рейтинговой системе. Считаю её оптимальной и наиболее "прозрачной"  cool.gif


хм, а чем отличается кредитная система от балльно-рейтинговой? huh.gif


Кредитная - это то, что описано выше (не читала, многабукаф biggrin2.gif )
Балльно-рейтинговая - это 100 баллов за семестр по каждому предмету. В начале семестра преподаватель сам обозначает, как распределятся баллы, например:
20 - посещение
15 - первая аттестация
15 - вторая аттестация
20 - реферат
15 - работа на занятиях
15 - проекты

В конце семместра всё подсчитывается и в зависимости от суммы можно получить "автомат": 64-75 баллов - "3", 76 - 86 - "4"; от 86 - "5" brows.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
biggrin2.gif biggrin2.gif biggrin2.gif

Прям веселее и веселее мне от моего ВУЗа, у меня называют это балльно-рейтинговой или модульной системой, но никаких таких баллов за посещение, аттестации и пр. не предусмотрено у нас, даже не оглашается сколько максимально можно набрать по каждому предмету, везде выставляется в 10 баллах, а на рейтинги видимо решили "под шумок" забить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У меня в универе была бально-рейтинговая мокдльная система, мне нравилось, несмотря на 5 сессий в год.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
QUOTE(Люлюк @ May 3 2009, 00:09)
У меня в универе была бально-рейтинговая мокдльная система, мне нравилось, несмотря на 5 сессий в год.


звучит устрашающе

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
biggrin2.gif *(Vee)*, согласна, меня до сих пор пугают и мои 5 сессий, хотя в этом году осталась одна - 5ая bb.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Слишком много букв, не читала, но напишу таки свое мнение.
У меня есть опыт учебы по традиционной российской системе (в России) и кредитно-модульной (не в России). Для меня лично вторая система больше подходит по многим причинам:
1. Удобнее распоряжаться временем, т.е. можно например, год усиленно учиться, набирать кредиты а следующий больше отдыхать, или работать, или еще что-то. Так же удобно составлять расписание под себя. Т.е. можно, например, сделать себе 4 или даже 3-дневную учебную неделю.
2. Нет необходимости изучать ненужные и неинтересные предметы.
3. В идеале, на выходе получается специалист, хорошо ориентирующийся в своей области.
4. Есть возможность разивать знания, не относящиеся напрямую к будущей профессии, например, языки, дисциплины из смежных специальностей или вообще хобби (у нас, например, даже аквариумистика есть).

Из минусов я бы отметила:
1. Не всегда удается составить расписание так, как хочется - в начале каждого семестра начинаются споры о "перекрывающихся" предметах.
2. На мой взгляд не подходит тем, кто учится просто так, тем, кто еще не определился, чем хочет заниматься. Есть у нас люди, которые просто выбирают предметы, которые легко сдать. Не знаю, что за специалисты получатся из них.
3. Если человек по каким-то причинам не прошел один из основных предметов, потом могут возникнуть сложности в работе т.к. он даже элементарных вещей может не знать. Это компенсируется, конечно, самообразованием или более взвешенным подходом к выбору предметов еще во время учебы.

Подводя итог: кредитная система хороша для тех, кто уже решил, чем он будет заниматься и твердо идет к своей цели. Мне кажется, что в России это сложновато т.к. в ВУЗ обычно поступают в возрасте 17 лет. В Европе в ВУЗы часто поступают значительно позже - после гиназий (в 19-20 лет), а многие вообще предпочитают сначала поработать, попутешествовать, а только потом продолжать образование.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
QUOTE(Люлюк @ May 3 2009, 01:09)
У меня в универе была бально-рейтинговая мокдльная система, мне нравилось, несмотря на 5 сессий в год.



Привет из Питерской ВШЭ!
3 года уже по 5 сессий в год...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
QUOTE(Vengeful_gunk @ May 2 2009, 20:27)

В целом по поводу этой системы могу сказать, что знаний меньше усваивается, т.к. зачеты и экзамены мы сдаем в форме тестов (правда некоторые преподы и на это забивают, математика, к примеру), а часто вообще ничего не усваивается, т.к. идет зубрежка правильных ответов на вопросы тестов (если они есть),

А это, кстати, с кредитно-модульной системой не связано, это уже лично с вузом или преподавателем.
А по поводу кредитной системы - когда набираешь себе предметы самостоятельно - есть минусы, и большие.
Во-первых: народ у нас в вузы, как правильно отметила Velvet, поступает еще незрелый и не сможет правильно себе предметы выбрать.
Во-вторых: получается некоторая бессистемность образования. К примеру, выбрал себе на специализации "английский язык" курс "фонетика английского языка", а курс "общего языкознания", где объясняются основы фонетики, еще не прослушал.
И в-третьих: вы не поверите, но в штатовских вузах, где господствует эта система, 5 предметов в семестр - это абсолютный максимум, большинство студентов не выбирает больше четырех, потому что предметы изучаются углубленно, занятия по одному предмету идут 2-3 раза в неделю, и к каждому занятию - по довольно-таки большому заданию. А у нас в вузах, где приняли эту систему, все равно впихивают в студентов по 10 предметов в семестр.

Ну и главное - эта система требует большого самоконтроля студента, он сам должен распланировать - в этот семестр я упорно учусь, набираю кредиты, а в следующий возьму поменьше и пойду подрабатывать.
Почему-то мне кажется, что наши 17-летние первокурсники, если им предоставить выбор - на первом курсе поучиться побольше или поменьше - все выберут поменьше.
Velvet совершенно правильно отметила, что на Западе в вуз идут более взрослые люди, многие из которых уже работали и понимают, что высшее образование получают потому, что можно устроиться на более квалифицированную работу, а не потому, что "родители так сказали". Именно поэтому на Западе система "кредитов" хорошо работает.
А у нас вузы - это убежище от армии. Знаю много молодых людей, которые учатся только потому, что их заставили родители - мол, так от армии откосить легче, а если бы призыв над ними не висел, они давно бы плюнули на учебу.
И заставлять этих людей думать, какие курсы им выбирать, чтобы стать лучшим специалистом - это утопия. Не будут они этим интересоваться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
за, потому что потом легче, если собираешься в магистратуру за границу учиться, т.к. может быть геморрой с подтверждением нашего диплома.. Меня заставили брать кучу справок в универе, что мой диплом специалиста (это ещё когда 5 лет учились) позволяет мне продолжать обучение в магистратуре...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А у нас вузы - это убежище от армии. Знаю много молодых людей, которые учатся только потому, что их заставили родители - мол, так от армии откосить легче, а если бы призыв над ними не висел, они давно бы плюнули на учебу.

yes.gif точно сказано!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
QUOTE(Vengeful_gunk @ May 11 2009, 23:19)
А у нас вузы - это убежище от армии. Знаю много молодых людей, которые учатся только потому, что их заставили родители - мол, так от армии откосить легче, а если бы призыв над ними не висел, они давно бы плюнули на учебу.

yes.gif точно сказано!


присоединяюсь sleep.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
я за традиционную систему обучения, в вузы пытаются внедрить эти системы, но они тут не приживутся...(я просто ненавижу БРС в своем вузе!)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У нас БРС, пока вроде нормально, никаких проблем не испытываю smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу