Встречалась с русским принцем и не только: как Коко Шанель связана с Россией

Россия сыграла немаловажную роль в жизни легендарной Коко Шанель. Рассказываем, какое влияние оказали русские на ее судьбу и чем им обязана французская кутюрье.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коко Шанель освободила модниц от тугих корсетов и огромных шляп с перьями. Она подарила женщинам моду на короткие стрижки, знаменитый парфюм под номером пять и, конечно же, стиль «удобная элегантность». Она не боялась нарушать установленные веками правила — в этом и заключался ее успех. Габриэль творила под девизом: «Нужно создавать то, что я носила бы сама». Никаких утягивающих платьев, не дающих свободно дышать и двигаться. Никаких громоздких шляп, которые не спасали летом от солнца, а заставляли умирать от жары.

А ты знала, что такой яркий, насыщенный и в то же время тяжелый жизненный путь Шанель не раз связывал ее с русской культурой, которая оказала немалое влияние на творчество самой кутюрье? Всё началось со знакомства с Мисей Серт, хозяйкой модных французских салонов, которую в Париже тогда называли «пожирательницей талантов». С Коко они крепко подружились. Сама Мися, кстати, родилась в Санкт-Петербурге. Она же и познакомила подругу с русским, чье имя в то время гремело по всей Европе, — Сергеем Дягилевым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


С Дягом, как его называла Мися, а потом и сама Шанель, они стали хорошими приятелями. Габриель присоединилась к команде «Русских сезонов» — она создавала костюмы для «Антигоны» Кокто и дягилевского «Голубого экспресса», а также помогала труппе финансово. Сергей привил французской кутюрье любовь к русскому балету и культуре, Коко однажды призналась: «У русских я научилась по-настоящему работать. Я не была бездельницей и ничего не делала спустя рукава, но то, что творилось за кулисами Дягилевского балета, повергало в шок. Там я увидела, как можно погибать и воскресать с каждым движением, потому что именно от этого оно становится совершенным, как ради творчества можно и нужно забыть себя. Поняла, что так и только так появляется бессмертное».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Гораздо позднее, в 1967 году, Серж Лифарь, один из артистов «Русских сезонов», познакомил Коко с Майей Плисецкой. В своем ателье на рю Камбон Шанель устроила показ мод для них двоих, а потом попросила балерину пройтись по подиуму в ее нарядах. Кутюрье заключила: «Теперь я верю Сержу, что вы великая балерина».

Немаловажную роль в жизни и творчестве Великой мадемуазель сыграли Великий князь Дмитрий Павлович и его сестра Мария. В эмиграции в Париже им приходилось непросто. Габриэль предложила княгине возглавить мастерскую по вышивке в своем модном Доме. Одежда, вышитая в русском стиле, раскупалась моментально. Это был успех. С Дмитрием Павловичем у Шанель был бурный роман. И именно князь подарил ей собственный аромат, который известен нам под названием «Шанель №5». Точнее, Дмитрий Павлович познакомил Коко с парфюмером Эрнестом Бо, который и создал легендарные духи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Князь был источником полезных знакомств. Он представил дизайнера из Парижа кинопродюсеру Сэму Голдвину, который был выходцем из России. Тогда Коко Шанель удивилась: «Мне уже казалось, что все талантливые люди имели русские корни». Благодаря Голдвину началось сотрудничество с знаменитыми актрисами: Марлин Дитрих, Гретой Гарбо, Роми Шнайдер и многими другими.

И это далеко не все ситуации, когда жизнь сталкивала Великую мадемуазель с русскими. Сложно не согласиться, что они сыграли значимую роль в творчестве легендарной кутюрье, ведь Шанель посвятила им целую главу в своих мемуарах.

Текст: Дарья Рядчикова

Фото: Getty images, Rex features/Fotodom, East News