Нормкор: непростой простой стиль (чего вы не знали, а надо бы)

Стилист Агафья фон Громм гадает, жив ли еще стиль нормкор.

Агафья фон Громм
Агафья фон Громм
Стилист из Института Марангони (Милан)

Оказалось, не казалось

Недавно проведенный мною срез рынка выявил интересную вещь: большинство поклонников незамысловатого комплекта майка-джинсы-кеды пребывают в железной уверенности, что являются адептами стиля «нормкор». Они апеллируют к удобству в одежде как основе этого направления и решительно заявляют, что главной задачей нормкора является обеспечение отсутствия внимания со стороны социума. Чаще всего аргументы сводятся к нежеланию выделяться из толпы, таким образом демонстрируя свободу нравов, в частности — от гнета подиума, выстреливающего трендами дважды в год артиллерийской очередью по любителям «не заморачиваться по шмоту».

Неудивительно, что, заявляя о своей приверженности стилю нормкор, отождествляя его исключительно с удобством и всячески отстаивая свое право на него, эти люди выглядят как Незнайка-в-солнечном-городе и иллюстрация к поговорке «Слышу звон, да не знаю, где он». Чаще всего они просто ленятся поработать над своим стилем или хотя бы узнать побольше о том же нормкоре. А зря, ведь зверь-то интересный.

Начнем с начала

Итак, поговорим об истоках стиля нормкор, зародившегося в Северной Америке, а точнее в Нью-Йорке начала 90-х годов прошлого века. Популярный тогда стиль считался «антистилем» и выступал в качестве преемника стилей панк и гранж, занимавших такую же должность годами ранее.

Вчерашние панки и гранжи повзрослели, остепенились, слезли с иглы, наконец, и вернулись в общество. Однако потребность в субкультуре и никогда не выходивший из моды интерес к авангарду настойчиво искали свое выражение. Очень кстати в этот момент рынок моды превратился в перенасыщенный восточный базар, восточный — в прямом смысле слова, ведь в наши страны хлынул поток одежды «made in Сhina». С одной стороны, этот поток дал небывалую волю безграничной фантазии притомившихся модников, а с другой — сильно перекормил неподготовленного обывателя. В результате слияния искавшего выхода авангарда и мощного напора со стороны моды, как по закону Архимеда, в качестве силы противодействия, вспыхнула ярким огнем тематика нормкор. Стараясь скрыться от вездесущего ока моды, призывно смотрящего с каждой витрины, а также оказать ей посильный бой, адепты стиля решили, что во времена обилия трендов самым трендовым будет отказ от этих самых трендов (не очень сложно?). Это был протест, философия, а значит, желание быть услышанными, то есть выделиться.

Не апрельские, но тоже тезисы

А теперь главное: ключевым тезисом стиля нормкор является понятие «выделяться, не выделяясь». Выделяться, понимаете? В этой связи можно торжественно переместить в топку аргумент про нежелание выделяться из толпы, повсеместно используемый джинсонадевателем и кедоносом как несостоятельный. Фишкой адептов нормкора в 90-е как раз являлась способность выделиться из пестрой толпы, надевая нарочито простые вещи, тем не менее довольно тщательно стилизованные.

Не стоит путать современных носителей ничем не примечательных маек, унылых свитеров и растянутых худи с приверженцами стиля нормкор. Они вообще не принадлежат ни к какому из стилевых направлений и, что самое главное, действительно потерялись в толпе, никак не выделяясь на фоне аналогично скучно одетых людей. А это уже не протест и, соответственно, не нормкор.

Как нас «развели» дизайнеры

Еще один важный момент — маркетинговый фокус нормкора: этот стиль стал в том числе популярен, так как простую одежду гораздо проще продать, чем нечто более замысловатое. Куда сложнее образовывать социум в части моды, преследуя цель повысить всеобщий интерес к действительно выдающемуся дизайну. Вовремя поняв направление течения денежных потоков, исходящих от покупателей, сметливые дизайнеры переключились на эту золотую жилу и принялись разбавлять свои коллекции элементами, которые вполне можно счесть за нормкор: кроссовки, пуловеры, водолазки и майки (разве вы можете вспомнить майки в коллекциях модных домов, скажем, в 80-е?). Такой подход помог многим брендам захватить большую часть рынка и приобрести новую целевую аудиторию. Лицемерно? Это просто бизнес, детка, ничего личного.

Немного новостей

То, что происходит сейчас со стилем, очень важно знать тем, кто искренне верит, что одевается именно согласно законам нормкора, а также интересуется этим стилем. О причинах вновь воскресшей популяризации стиля нужно думать в связи с политическим базисом, ну, а я пока приступлю к новостям.

Итак, как и любой стиль, наш герой претерпевает свою эволюцию, и на данный момент актуальным нормкором выглядит одежда в стиле Гоши Рубчинского и его коллег Vetements, чье название уже само по себе нормкор — от французского «одежда», бренд COS, а также необычные кроссовки (например, Yeezy).

Однако позволяет ли эта одежда отвлечь внимание от себя? Нет, совсем напротив — и это не противоречит самому стилю, потому что современный нормкор одновременно и подчеркнуто опрятный (даже простой, можно сказать (COS)), и бунтарский (Vetements), а ведь именно такой простой бунт против обилия трендов — главный исток этого непростого простого стиля.

Агафья фон Громм, Милан

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария