РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будьте моей музой: рассказ девушки, перевоплотившейся в героиню картины Шиле

Фэшн-журналист и дизайнер Светлана Падерина рассказывает захватывающую историю перевоплощения в живописное полотно художника Эгона Шиле.
Тэги:
Светлана Падерина
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Много раз в детстве, рассматривая репродукции картин известных художников, я мечтала шагнуть из своей реальности в нарисованный мир, существовавший десятки или даже сотни лет тому назад. И, как обычно, самые странные мечты имеют обыкновение сбываться. Однажды мне действительно довелось «шагнуть в картину» и превратиться в девушку в красном, написанную австрийским художником Эгоном Шиле. Мне повезло стать частью проекта To be a Muse, реализованного командой прекрасных художниц Лилией Корнели из Вены и Ольгой Шлёмер из Гамбурга.

Юлия в образе сидящей женщины с согнутым коленом с картины Эгона Шиле
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рассказывает Лиля Корнели, фотохудожник и автор проекта To be a Muse:

Идея появилась совершенно случайно, когда я переехала жить из Гамбурга в Вену. Город вдохновил меня настолько, что захотелось снова взять в руки камеру (в Гамбурге у меня произошла большая пауза в творчестве) и показать то, что я вижу и чувствую. Сначала здесь у меня не было ни друзей, ни знакомых, и я стала делать автопортреты в образах с картин художников, близкое знакомство с которыми у меня произошло именно в Вене. Первой работой стал образ с картины Эгона Шиле – портрет Адели Хармс в зелёных чулках.
Ольга Шлёмер в образе женщины в зелёном чулке с картины Эгона Шиле
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Процесс подготовки к съемке в проекте
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ольга Шлёмер, стилист проекта:

Когда мы с подругой приехали к Лиле в Вену, она устроила нам приём, как настоящим высоким гостям – начиная с экскурсии по местным достопримечательностям и заканчивая съёмкой в образе муз. После наших восторгов стало ясно, что такой программе обрадуются многие. Так и родилась идея приглашать в столицу Австрии тех, кому интересны путешествия не только в пространстве, но и во времени: наши героини могут почувствовать себя и средневековой красавицей, и флэппером из ревущих двадцатых, и танцовщицей начала двадцатого века.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Муза (Света Падерина) и портрет

Слёт муз, на котором довелось побывать лично мне, стал третьим по счёту. Он был не совсем обычным, поскольку проходил при поддержке венского музея искусств Albertina, где в тот момент открывалась выставка, посвящённая творчеству Эгона Шиле. И потому гостьи проекта, приехавшие из России и других городов Европы, перевоплотились в муз именно этого художника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Муза (Света Падерина) - уже в образе
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Светлана в образе женщины в красном с картины Эгона Шиле
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ольга:

Мы питаем особую слабость к художникам, творившим в конце XIX – начале XX веков. В это время происходило столько нового и в обществе, и в искусстве: эмансипация женщин, прорывы в науке, рождение новых стилей в архитектуре, живописи, музыке... Этому периоду принадлежит и короткая жизнь Эгона Шиле, художника, чьё имя неразрывно связано со столицей Австрии. Его особый взгляд на женщин, умение несколькими штрихами передать страсть, движение, а также то, что его героини выглядят на удивление современно – всё это делает Шиле одним из любимых мастеров и источников вдохновения проекта To be a Muse.
Василиса в образе спящей Гертруды (сестры художника) с картины Эгона Шиле
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лилия:

Мы никогда не ищем муз под произведения. В этом и состоит смысл проекта. Мы хотим показать, что прекрасные незнакомки с картин художников, музы, которыми восхищаются поколения людей, – живые и реальные женщины. И в каждой из нас живёт частичка прекрасной музы. Нам пишут девушки, желающие принять участие в проекте, и я в ответ прошу выслать фотографии и рассказать пару слов о себе. Подолгу рассматриваю лица наших будущих муз, вдохновляюсь ими и сразу вижу картину, которую мы потом всей командой воспроизводим.
Даша в образе танцовщицы Моа с картины Эгона Шиле
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самым увлекательным для меня было узнать, как происходит перевоплощение девушки, живущей в XXI веке, в прекрасную музу с картины прошлого или позапрошлого столетия. Сколько времени это занимает? Сколько усилий требуется приложить?..

К моему великому удивлению, та колоссальная работа, которую проделывают художницы, оказывается лёгкой и спокойной для главной героини картины. В Лилиной студии светло и просторно, кругом расставлены цветы и пирожные, и в непринуждённой обстановке кудесница Екатерина Боброва, отвечающая за макияж и причёски, буквально взмахом волшебной палочки создаёт нужный образ!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Муза и портрет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Когда мы определились с образами муз, для меня начинается самое интересное – выбор одежды и реквизита. Я стараюсь уловить общее настроение, цветовую гамму портрета. Смотрю на одежду, как на краски, как если бы я рисовала тканью. В этом мне очень помогает мой собственный опыт живописи, — рассказывает Ольга. — А когда держишь в уме определённую цветовую палитру, найти нужную вещь в магазине уже дело времени. Основная идея построения образа и одновременно самый большой вызов для меня – это полный отказ от того, что я для себя называю "костюмированием". Мы не копируем, а хотим провести некую параллель между теми, кто изображён на вдохновившем нас портрете, и нашими современницами. Мы не берём в аренду театральные костюмы. И шить что-то специально приходилось всего два раза за всё время нашей работы. (Впрочем, один раз мне пришлось самой плести японский веер, и это мне даже понравилось.)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В идеале наша героиня могла бы просто выйти на улицу в созданном нами образе, и никто бы не подумал, что она сбежала со сцены театра. Потому одежду для наших муз я ищу в обычных магазинах. Главный критерий выбора – полное соответствие реквизита нашей идее, будь то хлопчатобумажные шорты из H&M или золотое колье от Cartier, безымянная рубаха из винтажного магазина или расшитое бисером шёлковое платье Prada. Главное, чтобы выбранный нами предмет занял на фотографии своё место».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того как муза одета, Лиля ищет нужный ракурс и делает несколько точных кадров, а Оля в это время добавляет необходимые «штрихи к портрету» – это может быть движение затрепетавшего на ветру шарфа, упавший на глаза локон, живописная складка на платье.

Все детали прорабатываются «вживую», даже самые незначительные. Работа в фоторедакторе используется лишь для того, чтобы придать снимку большую схожесть с картиной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Художники и музы

«Для меня самый большой плюс работы для To be a Muse – возможность познакомиться с необычайно интересными девушками, — продолжает Ольга. — Наши героини непохожи друг на друга: мы работали и с успешными бизнесвумен, и с дизайнерами, и с фотохудожницами, и с теми, кто посвятил себя семье и детям, и даже с учёными. Общее у всех наших муз – они натуры творческие, смелые, спонтанные, решительные и любопытные. Прекрасная смесь качеств характера, не правда ли?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лиля Корнели в образе Эгона Шиле (автопортрет)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда работа над «холстами» была завершена, все музы в образах с картин Эгона Шиле отправились на торжественный вечер в музей Albertina! Это бы костюмированный бал: жители Вены и гости австрийской столицы пришли в одежде, стилизованной под эпоху Сецессиона (примерно конец XIX века), поэтому музы оказались буквально у себя дома и могли позировать на фоне «собственных портретов».

Лилия Корнели с дочерью и фрагмент картины Густава Климта "Три возраста женщины"

Кстати, следующий слёт муз будет посвящён творчеству другого замечательного художника – Густава Климта, и он состоится в конце августа. А осенью графику Климта и Шиле можно будет увидеть и в Москве, в ГМИИ имени Пушкина.

Репортажные фото – Янита Сумейко

Загрузка статьи...