Учимся разбираться в моде: кто создает тренды и какие коллекции одежды бывают?

Следишь за бесконечным обновлением коллекций модных домов и не успеваешь разобраться, когда выходит Resort, Pre-Fall, а когда кутюрная коллекция? Блогер Маргарита Маслова попытается разложить все по полочкам и попутно объяснить, в чем разница между трендом, тенденцией и кто вообще все это придумывает.
Маргарита Маслова

Моя девичья память напрочь отказывается разложить по полочкам названия коллекций модных домов. Я, конечно, все знаю, но когда меня просят объяснить словами в чем суть терминов «Haute Couture», «Cruise» или «Pre-fall», мои мысли не могут преобразоваться в членораздельную речь. Так что, наверное, пора провести дефрагментацию данных в голове.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О трендах и тенденциях

Хочу начать с ответа на вопрос, который задают очень многие: кто придумывает тренды? Откуда они берутся? Кто нам диктует, что мы должны носить в этом сезоне? Прежде чем дать ответы, предлагаю разобраться, в чем разница между трендом и тенденцией, а она есть, вопреки тому, что эти понятия большинство людей объединяют в одно.

  • Тренд – «писк моды», общее модное направление, которое является новинкой и находкой этого сезона. Сначала появляется тренд, затем он «проверяется» по критериям удобства и носибельности, по необходимости трансформируется и перерастает в тенденцию.
  • Тенденция – общее направление сезона, которое прослеживается в коллекциях разных дизайнеров на протяжении нескольких сезонов.
  • То, что когда-то было трендом, не обязательно станет тенденцией.
  • Если тенденция держится на протяжении длительного периода времени (больше четырех сезонов), она перерастает в классику.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раньше тенденции зарождались в свободных от рамок коллекциях Haute Couture («от кутюр»), которые долгое время были больше искусством, чем одеждой. Сегодня эта функция кутюра практически позабыта, и за нее отвечают преимущественно линии Ready-to-Wear («готовая одежда»). Затем происходит адаптация тенденции для массового потребителя, и одежда поступает в продажу в масс-маркет, где будет представлена в большом тираже и с широкой размерной линейкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модные механизмы

Многим может показаться, что дизайнеры сидят в своих огромных мастерских и «от балды» отрисовывают плоды своей безграничной фантазии, объединяют их одной общей тематикой, а их подмастерья, в свою очередь, шьют получившиеся коллекции одну за другой, просто приурочивая их к грядущим сезонам. Но на деле это не совсем так. Даже у этих креативных людей с неограниченным потоком идей есть четкий план, которого они обязаны придерживаться на постоянной основе. Все эти страшные и на первый взгляд непонятные уху «буржуйские» названия – это всего лишь некие рамки, график, который позволяет миру увидеть творения модной индустрии точно в срок.

Haute Couture

Под понятием Haute Couture («от-кутюр») скрывается создание одежды высшего класса - обычно его переводят как «высокая мода». Центром высокой моды до сих пор остается Париж, где находится Палата (Синдикат) Домов Высокой моды (Chambre Syndicale de la Haute Couture — тут, кстати, занимаются только женской «Высокой модой», для создателей мужской одежды и Ready-to-Wear есть два других синдиката).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы получить статус дома Haute Couture, нужно соответствовать целому ряду требований. В первую очередь, все производство и центральные магазины Дома должны находиться в Париже и попадать под юрисдикцию французского Департамента промышленности. Во-вторых, необходимо заниматься изготовлением одежды по индивидуальным заказам — при этом использовать не менее 70% ручного труда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Количество домов высокой моды варьируется, но всегда остается примерно на уровне 20. В состав Синдиката Домов Высокой Моды входят такие бренды, как Chanel, Christian Dior, Jean Paul Gaultier, Elie Saab, Giorgio Armani, Giambattista Valli, Valentino, Versace.

Одежда «от-кутюр» отличается тем, что практически полностью шьется вручную и в единственном экземпляре. На изготовление каждой модели уходит примерно от 100 до 400 часов работы. Выбранные для показа изделия - просто образцы, а для клиента шьётся новое, идеально подходящее именно его фигуре изделие. Поэтому цена платья «от-кутюр» высока — от 26 тыс. до 100 тыс. долларов, костюма — от 16 тыс. долларов, а вечернего туале­та — от 60 тыс. долларов (впрочем, цены эти очень условные и могут варьироваться до бесконечности). Коллекции Haute Couture демонстрируются два раза в год во время недель высокой моды в Париже — обычно незадолго до наступления сезона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Pret-a-Porter или Ready-to-Wear

По коллекции Pret-a-Porter (она же Ready-to-Wear) мы с вами и отслеживаем главные тенденции сезона. Эта одежда выпускается более крупными партиями для массовой продажи в бутиках домов мод и в мультибрендовых магазинах. Дорогостоящая линия Haute Couture подчас поддерживает имя и репутацию дома моды, в то время как основную прибыль ему приносит как раз линия Pret-a-Porter. Эта одежда шьется по стандартным размерным линейкам, но зачастую нисколько не уступает по качеству и сложности исполнения кутюрным изделиям — все зависит от сложности изделия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также коллекции делятся по сезонам:
«SS», «spring-summer» - весна-лето.
«FW», «fall-winter», а иногда и просто «Fall» – осень-зима.
Сезонные коллекции показывают на неделях моды в Милане, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Берлине и других столицах мировой моды.

Capsule collection

Капсульная коллекция – это небольшая коллекция бренда, иногда в сотрудничестве со знаменитостью или приглашенным дизайнером, иногда — просто по определенному поводу (или даже без). Часто такие коллекции приурочены к юбилею или знаковому событию модного дома. Но если это все-таки сотрудничество двух марок или марки и дизайнера, то коллекцию называют коллаборацией (callobaration).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Pre-collection

Пре-коллекции (Pre-fall — предосенняя, Pre-spring — предвесенняя) - это легкий способ «заглянуть» в те сезоны, которые наступят нескоро. Например, Pre-fall обычно поступает в продажу в июне, а обрисовывает основные тренды будущего сезона еще раньше, когда предстает в каталогах марки (на подиум такие коллекции не попадают).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Cruise или Resort

Так называемый «круиз» — это межсезонная коллекция, выходящая в свет в мае-июле и предназначенная для модников, которые уезжают зимой в теплые страны, но не желают носить вещи из прошлых коллекций. Моделей в них представляется гораздо меньше, чем в основных коллекциях, и они в основном летние: платья и костюмы из тонких легких тканей, купальники, а так же вечерние и коктейльные платья. Впрочем, сейчас все изменилось, и дизайнеры нередко предлагают очень теплые и неожиданно строгие, почти деловые «круизные» коллекции.

Фото: Getty Images