Любовь и маркетинг — что общего? Как устроить личную жизнь по законам рынка

Можно ли найти любовь, используя научный подход? Автор VOICE Марина Бутусова устраивала личную жизнь по законам рынка. Вот что из этого вышло.
Любовь и маркетинг — что общего? Как устроить личную жизнь по законам рынка
fauxels/Pexels

Все началось в субботу в баре, где моя подруга Настя, маркетолог по профессии и призванию, пылко рассуждала о важности своего дела. «Маркетинг, он во всем: этот коктейль, зимняя улица, любовь. Особенно любовь, – потрясает бокалом с "пина коладой" Настя. – Если бы ты разобралась, как он работает, давно бы заполучила идеального парня!» Подруга размахивает руками и подбивает меня на самый странный эксперимент в моей жизни. До этого отсутствие конверсий, таргетинга и прочих специальных понятий в моей жизни меня абсолютно не волновало, но я обещаю подружке на этой неделе поумерить скепсис и применить ее теории к поиску бойфренда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ШАГ 1

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Получив от Насти подробнейшие инструкции, я сажусь составлять «портрет целевой аудитории (ЦА)»: по пунктам представляю нужного мне мужчину. Через полтора часа увлеченной работы получаю три убористо исписанных листа и настоящий приступ отчаяния: такого потрясающего парня попробуй найди!

Подруга прерывает мои стенания: половину пунктов она вымарывает как неважные (я настаиваю, что любовь к луку принципиальна для счастья, но Настю не одолеть). Еще 40 % характеристик вычеркиваются как недоступные для проверки на стадии знакомства. Тут я соглашаюсь: прямой вопрос о методах воспитания отвадит даже увлеченного поклонника.

Среда их обитания меня тоже озадачила: водятся такие мужчины в красивых бизнес-центрах и на международных форумах разного толка. Вечера в будни коротают на работе или на затянувшихся деловых встречах. Расслабляются в хороших барах с друзьями или, например, на тренировке по боксу. Заглядывают на выставки и другие культурные мероприятия. Если мы и пересечемся, то лишь здесь. Список из 30 пунктов я сохранила, ведь в процессе составления много узнала о себе и своих ожиданиях. Пожалуй, эти открытия уже не из области маркетинга, ну и что!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Sam Lion/Pexels
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ШАГ 2

ОБЗОР РЫНКА

Вообще описание целевой аудитории необходимо хотя бы затем, чтобы понять, что этой ЦА нравится. Иными словами: для проведения анализа конкурентов, вернее конкуренток. Я честно пытаюсь найти общие черты в подругах и женах мужчин, которые соответствуют портрету. Выходит, им нравятся симпатичные, образованные, неглупые, увлеченные собственным делом и способные на заботу о партнере девушки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Настя, мы занимаемся фигней! – не выдерживаю я. – Портрет конкурентки получился еще более общим, чем портрет аудитории. И я под него, кстати, тоже подхожу, но где же тогда мое личное счастье?» Настя озадачена: с лаками для ногтей и кофеварками получалось лучше. Но присутствия духа подруга не теряет, уверяя, что счастье вот-вот будет, потому что мы подошли к главному – к SWOT- анализу, который точно всё прояснит.

Исследуем рынок...

Прежде чем отправиться на поиски «своего» мужчины, мне пришлось изучить целевую аудиторию, конкурентов и сформировать уникальное предложение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ШАГ 3

SWOT- АНАЛИЗ

SWOT-анализ – это метод оценки внутренних и внешних факторов, которые влияют на успех бренда, на мой успех. На данном этапе я должна определить свои сильные и слабые стороны, а также зоны роста и угрозы.

В руководствах типа «Маркетинг для чайников» найдется, вероятно, не одна тысяча вариантов таких раскладок, но нигде не упоминается, что одна и та же черта может быть сильной и одновременно угрожать успеху. Вот в моем случае это пункт «Умею вести беседу и выражать свое мнение».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вроде бы прекрасное свойство, спасибо любознательности и библиотеке им. Тургенева, где я проводила каникулы с 1-го класса по 11-й. Но мужчины тускнеют, скисают и находят предлог уйти, как только я без задней мысли их интеллектуально затмеваю. Та же беда с эмпатией и отзывчивостью: из-за них я уже не раз ко второму свиданию оказывалась в роли доброй нянюшки. У кавалера обнаруживались «тонкая душа» и «тяжелый период», ну а мне не жалко поддержать приятного парня словом и бутербродом.И вот уже он с аппетитом обедает за мой счет, в красках описывая трудное детство и черствость окружающих. «А ты вроде ничего, одолжишь полтос на метро?»

В общем, мои «сильные стороны» при определенных обстоятельствах только форсировали провал. Кроме декольте – его можно считать безусловным достоинством. Столбик со «слабыми сторонами» тоже озадачил. С удивлением я поняла: список отдает снобизмом. «Я слишком уж хороша, чтобы искать вашего общества и пытаться понравиться!» – вот так его можно интерпретировать. Независимый и самодостаточный вид, с которым барышни вроде меня ходят по свету, не делает нас менее симпатичными по сравнению с девушками, которые заботятся о самопрезентации. Но мы кажемся совершенно не заинтересованными. Этого достаточно, чтобы потенциальный «мужчина мечты» завел знакомство не со мной, а с другой особой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока мы с Настей в рамках работы над «недочетами» выбираем платье, обновляем маникюр и составляем план захвата «аудитории», я размышляю о пользе желания нравиться. Оно, конечно, не добавляет очков к эрудиции или эмпатии, но зато делает тебя женственной и манкой. Решено: втянуться в эту игру и искренне пытаться очаровать целевую аудиторию – вот что мне необходимо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Lukas/Pexels
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ШАГ 4

ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ

Настя выпинывает меня, с новым маникюром и в строгом, но эффектно декольтированном платье, на культурный форум – искать кавалеров с высшим образованием и высоким достатком (все по инструкции). Первый же перерыв на кофе приносит мне знакомство с молодым доцентом. Декольте, видимо, работает, потому что мужчина суетится и шутит невпопад. Я не подтруниваю над его волнением, а улыбаюсь, хлопаю ресницами и «не замечаю» неловкости, то есть веду себя так, чтобы нравиться ему, а не себе,–чуть ли не впервые за 28 лет! И нет, мы не договариваемся с доцентом о свидании – к большому неудовольствию Насти. Со следующим собеседником – тоже. Я сорок минут с огромным удовольствием слушаю рассказ о его научных исканиях. После чего прощаюсь и ухожу, ведь если за это время мой визави даже не попытался узнать, чем занимаюсь я, едва ли моя способность вникать в научные открытия и сопереживать в дальнейшем будет оценена по достоинству.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В тот день у меня случились еще четыре знакомства с представителями ЦА. Нет, я не встретила любовь. Но я и ни разу не поставила собеседников в неудобное положение своим «умничанием» или спонтанными порывами, а все потому, что смиренно оттачивала урок: производи впечатление на кавалера, а не на себя.

Вечером в баре Настя будет сидеть с унылым видом: я как маркетинговый проект, с ее точки зрения, провалилась. Подруга повеселеет, лишь когда мы обменяемся номерами телефонов с кудрявым инженером Иваном. Правда, он выпадает из моей целевой аудитории: на четыре года моложе выбранной группы и пока не может похвастаться зарплатой с пятью нулями. Но приятный остроумный парень, и мы оба увлекаемся виндсерфингом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВЫВОДЫ

ВОТ ЧТО Я ПОНЯЛА

Маркетинг не помог мне устроить личную жизнь. Однако наши с Настей неловкие упражнения по поиску суженого позволили мне увидеть себя с другой стороны. А еще напомнили, как все-таки полезно иногда думать о другом человеке чуть больше, чем о себе. Это простое знание можно было получить менее хитрым путем, но мне оно досталось именно так, и за это я благодарна эксперименту. Если кому-то маркетинговые инструменты позволят наладить отношения, то слава этим инструментам, но я предпочитаю старый добрый способ – быть собой.