Любовь и маркетинг — что общего? Как устроить личную жизнь по законам рынка
Все началось в субботу в баре, где моя подруга Настя, маркетолог по профессии и призванию, пылко рассуждала о важности своего дела. «Маркетинг, он во всем: этот коктейль, зимняя улица, любовь. Особенно любовь, – потрясает бокалом с "пина коладой" Настя. – Если бы ты разобралась, как он работает, давно бы заполучила идеального парня!» Подруга размахивает руками и подбивает меня на самый странный эксперимент в моей жизни. До этого отсутствие конверсий, таргетинга и прочих специальных понятий в моей жизни меня абсолютно не волновало, но я обещаю подружке на этой неделе поумерить скепсис и применить ее теории к поиску бойфренда.
ШАГ 1
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Получив от Насти подробнейшие инструкции, я сажусь составлять «портрет целевой аудитории (ЦА)»: по пунктам представляю нужного мне мужчину. Через полтора часа увлеченной работы получаю три убористо исписанных листа и настоящий приступ отчаяния: такого потрясающего парня попробуй найди!
Подруга прерывает мои стенания: половину пунктов она вымарывает как неважные (я настаиваю, что любовь к луку принципиальна для счастья, но Настю не одолеть). Еще 40 % характеристик вычеркиваются как недоступные для проверки на стадии знакомства. Тут я соглашаюсь: прямой вопрос о методах воспитания отвадит даже увлеченного поклонника.
Среда их обитания меня тоже озадачила: водятся такие мужчины в красивых бизнес-центрах и на международных форумах разного толка. Вечера в будни коротают на работе или на затянувшихся деловых встречах. Расслабляются в хороших барах с друзьями или, например, на тренировке по боксу. Заглядывают на выставки и другие культурные мероприятия. Если мы и пересечемся, то лишь здесь. Список из 30 пунктов я сохранила, ведь в процессе составления много узнала о себе и своих ожиданиях. Пожалуй, эти открытия уже не из области маркетинга, ну и что!
ШАГ 2
ОБЗОР РЫНКА
Вообще описание целевой аудитории необходимо хотя бы затем, чтобы понять, что этой ЦА нравится. Иными словами: для проведения анализа конкурентов, вернее конкуренток. Я честно пытаюсь найти общие черты в подругах и женах мужчин, которые соответствуют портрету. Выходит, им нравятся симпатичные, образованные, неглупые, увлеченные собственным делом и способные на заботу о партнере девушки.
«Настя, мы занимаемся фигней! – не выдерживаю я. – Портрет конкурентки получился еще более общим, чем портрет аудитории. И я под него, кстати, тоже подхожу, но где же тогда мое личное счастье?» Настя озадачена: с лаками для ногтей и кофеварками получалось лучше. Но присутствия духа подруга не теряет, уверяя, что счастье вот-вот будет, потому что мы подошли к главному – к SWOT- анализу, который точно всё прояснит.
Исследуем рынок...
Прежде чем отправиться на поиски «своего» мужчины, мне пришлось изучить целевую аудиторию, конкурентов и сформировать уникальное предложение.
ШАГ 3
SWOT- АНАЛИЗ
SWOT-анализ – это метод оценки внутренних и внешних факторов, которые влияют на успех бренда, на мой успех. На данном этапе я должна определить свои сильные и слабые стороны, а также зоны роста и угрозы.
В руководствах типа «Маркетинг для чайников» найдется, вероятно, не одна тысяча вариантов таких раскладок, но нигде не упоминается, что одна и та же черта может быть сильной и одновременно угрожать успеху. Вот в моем случае это пункт «Умею вести беседу и выражать свое мнение».
Вроде бы прекрасное свойство, спасибо любознательности и библиотеке им. Тургенева, где я проводила каникулы с 1-го класса по 11-й. Но мужчины тускнеют, скисают и находят предлог уйти, как только я без задней мысли их интеллектуально затмеваю. Та же беда с эмпатией и отзывчивостью: из-за них я уже не раз ко второму свиданию оказывалась в роли доброй нянюшки. У кавалера обнаруживались «тонкая душа» и «тяжелый период», ну а мне не жалко поддержать приятного парня словом и бутербродом.И вот уже он с аппетитом обедает за мой счет, в красках описывая трудное детство и черствость окружающих. «А ты вроде ничего, одолжишь полтос на метро?»
В общем, мои «сильные стороны» при определенных обстоятельствах только форсировали провал. Кроме декольте – его можно считать безусловным достоинством. Столбик со «слабыми сторонами» тоже озадачил. С удивлением я поняла: список отдает снобизмом. «Я слишком уж хороша, чтобы искать вашего общества и пытаться понравиться!» – вот так его можно интерпретировать. Независимый и самодостаточный вид, с которым барышни вроде меня ходят по свету, не делает нас менее симпатичными по сравнению с девушками, которые заботятся о самопрезентации. Но мы кажемся совершенно не заинтересованными. Этого достаточно, чтобы потенциальный «мужчина мечты» завел знакомство не со мной, а с другой особой.
Пока мы с Настей в рамках работы над «недочетами» выбираем платье, обновляем маникюр и составляем план захвата «аудитории», я размышляю о пользе желания нравиться. Оно, конечно, не добавляет очков к эрудиции или эмпатии, но зато делает тебя женственной и манкой. Решено: втянуться в эту игру и искренне пытаться очаровать целевую аудиторию – вот что мне необходимо.
ШАГ 4
ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ
Настя выпинывает меня, с новым маникюром и в строгом, но эффектно декольтированном платье, на культурный форум – искать кавалеров с высшим образованием и высоким достатком (все по инструкции). Первый же перерыв на кофе приносит мне знакомство с молодым доцентом. Декольте, видимо, работает, потому что мужчина суетится и шутит невпопад. Я не подтруниваю над его волнением, а улыбаюсь, хлопаю ресницами и «не замечаю» неловкости, то есть веду себя так, чтобы нравиться ему, а не себе,–чуть ли не впервые за 28 лет! И нет, мы не договариваемся с доцентом о свидании – к большому неудовольствию Насти. Со следующим собеседником – тоже. Я сорок минут с огромным удовольствием слушаю рассказ о его научных исканиях. После чего прощаюсь и ухожу, ведь если за это время мой визави даже не попытался узнать, чем занимаюсь я, едва ли моя способность вникать в научные открытия и сопереживать в дальнейшем будет оценена по достоинству.
В тот день у меня случились еще четыре знакомства с представителями ЦА. Нет, я не встретила любовь. Но я и ни разу не поставила собеседников в неудобное положение своим «умничанием» или спонтанными порывами, а все потому, что смиренно оттачивала урок: производи впечатление на кавалера, а не на себя.
Вечером в баре Настя будет сидеть с унылым видом: я как маркетинговый проект, с ее точки зрения, провалилась. Подруга повеселеет, лишь когда мы обменяемся номерами телефонов с кудрявым инженером Иваном. Правда, он выпадает из моей целевой аудитории: на четыре года моложе выбранной группы и пока не может похвастаться зарплатой с пятью нулями. Но приятный остроумный парень, и мы оба увлекаемся виндсерфингом.
ВЫВОДЫ
ВОТ ЧТО Я ПОНЯЛА
Маркетинг не помог мне устроить личную жизнь. Однако наши с Настей неловкие упражнения по поиску суженого позволили мне увидеть себя с другой стороны. А еще напомнили, как все-таки полезно иногда думать о другом человеке чуть больше, чем о себе. Это простое знание можно было получить менее хитрым путем, но мне оно досталось именно так, и за это я благодарна эксперименту. Если кому-то маркетинговые инструменты позволят наладить отношения, то слава этим инструментам, но я предпочитаю старый добрый способ – быть собой.