За макияж ответили: бьюти-скандалы, доводившие визажистов и звезд до суда

Многие не знают, но по закону у нас охраняются права визажистов, гримёров, парикмахеров, мастеров маникюра, имидж-дизайнеров и стилистов. Такие, казалось бы, непостоянные вещи, как макияж, маникюр и прическа, считаются объектами авторского права, а значит, находятся под защитой закона. Погружена в бьюти-индустрию? Узнай историю вопроса и будь начеку.
За макияж ответили: бьюти-скандалы, доводившие визажистов и звезд до суда
Елена Гринь
Кандидат юридических наук, руководитель центра правовой поддержки дизайнеров, автор более 80 работ по авторскому праву, защите интеллектуальных прав в шоу-бизнесе и моде

Чтобы макияж, прическа или маникюр стали авторскими, важно соблюсти несколько условий. Работа должна быть придумана визажистом (парикмахером, мастером маникюра), не скопирована и обязательно зафиксирована на фотографии или в видеосъемке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У нас в стране уже известны случаи, когда бьюти-мастера отстаивали свои авторские права. Например, в Санкт-Петербурге визажист выиграла в суде у нарушительницы, которая полностью повторила ее макияж и выдала за свой. Главные доводы ответчицы были таковы: макияж — произведение неустойчивой формы и его можно смыть, а значит, он не стабилен и не является охраняемым объектом. Но мы-то с тобой уже знаем, что главное — зафиксировать получившееся, после чего мейкап можно смело смывать. Неудивительно, что суд отклонил доводы ответчицы и признал, что оригинальный макияж был зафиксирован на видео, выложен в соцсети и признан объектом авторского права.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За рубежом это не новость: визажисты активно охраняют свои права на грим и макияж и даже регистрируют макияж как товарный знак! Так, группа KISS (помнишь яркий грим исполнителей?) была первой, кому удалось сделать товарным знаком свой «фирменный» мейк. А значит, если они получили право на товарный знак, никто не сможет повторить такой же без согласования с ними. Имей в виду, если соберешься на маскарад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из первых судебных дел по защите прав на макияж за рубежом считают спор по бродвейскому мюзиклу Cats (Carell v. Shubert 2000). Несмотря на то что актёры постоянно менялись, мейкап наносился одинаковым образом. Суд признал сценический макияж охраняемым результатом интеллектуальной деятельности. Аналогичное решение было принято и по макияжу персонажей из вселенной Star Track в деле Pictures Co. v. Axanar Prod. Inc. Paramount. Среди недавних случаев — спор между известным украинским визажистом Владой Хаггерти (@vladamua) и Kylie Cosmetics, созданной моделью Кайли Дженнер. В рекламной кампании, посвященной линейке #HolidayEdition by Kylie Cosmetics, был узнаваемый снимок, точь-в-точь похожий на работу Хаггерти: лицо с ярким макияжем губ, закрытое руками, присыпанными золотыми тенями. Новость о плагиате вмиг разнеслась по «Инстаграму (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)». Благо до суда дело не дошло: Кайли не только указала авторство Влады, но и заплатила визажисту отступные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото: Getty images, Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)