Три роли Джульетты Мазины

Женщина, актриса, жена великого режиссера — вот главные роли ее головокружительной жизни.

Три роли Джульетты Мазины

Женщина, актриса, жена великого режиссера — вот главные роли ее головокружительной жизни. И каждую из них она сумела сыграть гениально.

Превращения Анны

Джулия Анна Мазина родилась в 1921 году. С детства ее воспитанием занималась тетя, которая свято верила в одаренность племянницы и старалась всячески ее развивать. Именно она посоветовала Джулии поступить на филфак Римского университета. Во время учебы девушка играла в театральных постановках и считалась перспективной молодой актрисой. С будущим мужем, чьи фильмы прославят их обоих, она познакомилась в начале сороковых годов в Риме, когда участвовала в радиоспектакле, основанном на комических историях о приключениях молодых влюбленных Чико и Паллины.

Очарованный голосом молодой актрисы Феллини решил познакомиться с ней поближе. Он пригласил девушку обсудить ее возможное участие в экранизации. Деловая встреча повлекла за собой приглашение на менее официальный ужин в ресторане. Молодые люди были почти ровесниками: Федерико старше всего на один год. Они быстро нашли общий язык. Но первое впечатление, которое произвел на девушку начинающий сценарист, не было особо благоприятным. Феллини основательно подготовился к свиданию: выбрал один из самых шикарных ресторанов города и заранее изучил меню, чтобы не опозориться, когда принесут счет. В свою очередь Джулия серьезно опасалась, что у кавалера может не хватить денег, и великодушно заказывала самые дешевые блюда, а в конце ужина предложила оплатить свою часть счета. В ответ на это Федерико широким жестом достал из кармана целую пачку купюр, заплатил по счету и оставил щедрые чаевые. Впоследствии Джульетта часто говорила, что больше никогда не видела в руках мужа таких денег.

Федерико удалось покорить не только Джулию, но также ее тетушку и родителей. 30 октября 1943 года, в самый разгар войны, они обвенчались. По настоянию мужа Джулия Анна превратилась в Джульетту — это уменьшительно-ласкательное имя больше подходило к ее хрупкому облику.

Всемирное признание

После окончания войны оба сосредоточились на кинокарьере: он писал сценарии, пробовал себя в режиссуре, она снималась во второстепенных ролях. Настоящим прорывом для режиссера Феллини и актрисы Мазины стал вышедший в 1954-м фильм «Дорога». Главная героиня Джельсомина — кроткое, доброе, беззащитное существо, проданное матерью проезжему цирковому артисту, грубому и жестокому силачу Дзампано. Слезы казавшегося бездушным героя, тоскующего по умершей Джельсомине в финале фильма, стали символом простой истины: доброта спасет мир. Картина имела оглушительный успех, получила «Оскар» как лучший иностранный фильм года и вознесла супругов на головокружительную высоту.

Через три года — «Ночи Кабирии», новый совместный шедевр. Здесь Джульетта играет проститутку, мечтающую о лучшей жизни, но терпящую одно разочарование за другим. Эпизод, в котором обманутая, раздавленная Кабирия находит в себе силы улыбнуться сквозь слезы, как бы утверждая, что жизнь продолжается, несмотря ни на что, считается одной из самых сильных сцен в истории кино. За этот фильм Феллини получил своего второго «Оскара», а Джульетта — приз за главную женскую роль в Каннах. Мазине уже никогда не удалось превзойти этот успех. Она еще дважды работала с мужем на одной съемочной площадке: в 65-м («Джульетта и духи») и двадцать лет спустя («Джинджер и Фред»). Эти картины, хотя и получили несколько наград, вызвали неоднозначную реакцию критиков и публики.

Феллини часто боролся с продюсерами за право снимать жену в своих фильмах: обладая ярким талантом, она не могла похвастаться классической красотой лица и роскошными формами. Но сам режиссер утверждал, что как актриса она была бы интересна ему, даже не будучи его женой.

Долго и счастливо

Они прожили вместе целую жизнь, и многие не понимали, как два таких разных человека могут быть настолько привязаны друг к другу. Она — общительная и открытая, он за пределами съемочной площадки крайне немногословный. Как признавалась Джульетта: «Там, где мне требовалось пятьдесят слов, он легко обходился пятью». Она любила танцы и музыку, для него мелодии были лишь неприятным шумом. Он не курил и почти не пил, раздражался, когда видел жену с сигаретой или стаканом виски. Ей хотелось иметь дом за городом, он предпочитал жить в центре Рима. Она любила устраивать дружеские посиделки дома, он предпочитал рестораны. Ей нравилось путешествовать, а он это ненавидел… Слишком много разногласий для счастливого брака, считали многие. Однако они не могли обходиться друг без друга. Федерико звонил ей по десять раз на дню, а Джульетта, даже снимаясь в Германии, всегда старалась провести хотя бы день дома. Лучше всего об этом сказала она сама: «Благодаря неведомой магии и часто непонятным для окружающих образом двое дополняют друг друга, и это делает их парой».

Джульетта и Федерико в своем римском доме (1957).

В самом начале семейной жизни с Феллини Джульетте пришлось пережить трагедию, которая навсегда изменила ее жизнь. Она росла в дружной, по-итальянски многолюдной семье: любящие родители, двое сестер и брат, всегда готовые поддержать, прийти на помощь. Она мечтала о детях, доме за городом с кучей животных и шумных праздниках, когда за столом собираются родственники и друзья. Однако ее первая беременность закончилась выкидышем — Джульетта упала с лестницы. Через год она родила ребенка, который прожил всего две недели. После этих родов врачи вынесли приговор: детей у нее больше не будет… Для Федерико детьми были его фильмы, для Джульетты муж стал не только любимым мужчиной, но и ребенком, требующим постоянной заботы.

Она умудрялась быть и музой, неисчерпаемым источником вдохновения, и курицей-наседкой одновременно. Джульетта была неизменным советчиком мужа во всех его фильмах, помогая выбирать натуру, подбирать актеров, находить нужную интонацию того или иного эпизода. В то же время она всегда интересовалась, как он себя чувствует, не голоден ли. Если приходилось снимать на природе, заботилась, чтобы носки у мужа всегда были сухими.

Она неизменно отказывалась даже от интересных ролей, если съемки должны были держать ее вдали от дома. Знаменитая актриса, она смиряла свои амбиции, чтобы обеспечить надежный тыл мужу, дать ему возможность творить. Джульетта считала смирение одной из важнейших добродетелей, понимая смирение как душевное равновесие, мудрость: «Быть смиренным означает знать собственные пределы, уметь слушать других, понимать их потребности». При этом не следует думать, что она была покорной бессловесной тенью своего гениального супруга. Творческие споры и семейные ссоры не раз сотрясали стены их римского дома, загородной виллы или съемочных павильонов. В зрелом возрасте она решительно утверждала: «В моей семье всегда командовала я! Мне не нравится тип средиземноморских женщин, которые сначала подчиняются родителям, потом зависят от мужа. Я никогда никому не подчинялась».

Феллини был неисправимым фантазером, по выражению жены, «краснел, только когда говорил правду». Он жил в мире своих иллюзий, не признавая границы между воображаемым и реальным. Джульетта поддерживала эту игру, для нее воображение становилось способом бегства от реальности. «Фантазия — моя главная сила, потому что она не имеет границ, она позволяет мне по‑своему интерпретировать любое событие». Когда сокурсники и друзья узнали об отношениях Джулии и брюнета Феллини, они удивились: «Но тебе ведь нравятся блондины!» — «Да, — спокойно отвечала она, — и я вижу Федерико блондином».

Совместный закат

Начиная с 60-х Джульетта редко снималась. Она мечтала вернуться на сцену, но при условии, что посчастливится найти театрального режиссера, по гениальности равного Феллини. Нетрудно догадаться, что этой мечте не суждено было сбыться.

Переступив сорокалетний рубеж, она признавалась подруге-журналистке, что чувствует себя счастливой, не боится старости, и если бы Мефистофель предложил вернуть ей молодость, ничего не требуя взамен, она бы отказалась. Джульетта говорила: «Федерико счастлив, только когда работает, но у меня как у женщины сотня других интересов». Она получила степень доктора наук, защитив диссертацию «Социальное положение и психология актера в наше время». Вела радиопередачу и колонку в газете под названием «Письма Джульетте Мазине». Тысячи женщин писали ей, рассказывая о своих бедах, прося совета и помощи. Она отвечала, пыталась утешить, найти решение проблем — задача, требующая деликатности и настоящей мудрости.

Эта крошечная женщина обладала завидной силой духа. Незадолго до 50-летней годовщины свадьбы с Федерико врачи поставили неутешительный диагноз: рак. Необходимо было лечь в больницу, но она берегла мужа, не желая сообщать ему о болезни. И только когда Феллини сам был госпитализирован в его родном Римини, она смогла, сославшись на какие-то мифические дела, отправиться в римскую клинику. Федерико находился в полном неведении о происходящем, пока кто-то из друзей случайно не проговорился. Феллини бросил все и, несмотря на уговоры врачей, помчался к жене. Джульетте удалось его успокоить, они готовились праздновать золотую свадьбу. Но у Федерико случился сердечный приступ, от которого он уже не оправился. Великий режиссер умер 31 октября 1993 года.

«Спасибо тебе, дорогая Джульетта! И прекрати плакать!»

При жизни Феллини не выносил ее слез, его благодарственная речь, произнесенная на вручении почетного «Оскара» за вклад в киноискусство, стала легендой: «Спасибо тебе, дорогая Джульетта! И прекрати плакать, пожалуйста!» Но теперь она могла плакать, не стесняясь.

Джульетта пережила мужа на пять месяцев, хотя фактически умерла в тот же самый день. «Я так люблю жизнь! И, как все влюбленные, прихожу в отчаяние от одной мысли, что могу потерять ее», — утверждала она еще несколько лет назад. После смерти Федерико она перестала бороться. Их похоронили вместе, и на надгробии, установленном друзьями, высечена надпись: «Теперь, Джульетта, ты можешь плакать».

Елена Коровушкина
Фото: CORBIS/FOTO SA. FOTOLINK. GETTY IMAGES/FOTOBANK.RU

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить