СВЕТЛАНА СВИРКО. «Мой „Нос“ запретили!»

Cамая продвинутая петербургская актриса сыграла самую любимую петербургскую поэтессу

СВЕТЛАНА СВИРКО. «Мой „Нос“ запретили!»

Она возглавляла список петербургских красавиц, снималась у Балабанова и Сокурова, однако предпочла, как принято считать, мужскую профессию — стала режиссером. Скандальную известность принесли ей не только театральные эксперименты, но и закрытый сразу после премьеры спектакль «Нос». Как говорят, за чересчур злободневные ассоциации. Ее последняя роль — великая поэтесса Анна Андреевна Ахматова.

COSMO На грим много времени уходило?
СВЕТЛАНА Прилично, сначала часика два, потом, может быть, полтора. У нас был замечательный гример. Помню, как в конце съемочного периода ко мне подошла женщина из съемочной группы, которая до этого со мной раза три уже общалась и спросила: «Вы не видели здесь Свету Свирко?»

C Как ты вообще согласилась играть Анну Ахматову? Не страшно было?
С  Я встретила режиссера, который увидел во мне понимание женщины-поэта. Я очень сомневаюсь, что Ахматову можно сыграть. Надо попытаться войти в замысел режиссера. Я там такая, какая есть, и все. Но мой личный путь к Анне Ахматовой, думаю, был предопределен. Я работала в отделе рукописей Публичной библиотеки, там хранилась переписка Серебряного века. Я пропустила ее через себя и только позже начала понимать, с какими великими именами столкнулась. А во время учебы в театральном многие мои однокурсники часто «пользовались» мной как актрисой для чтения стихов. Позже на финском телеканале я читала цикл стихов Ахматовой. Поэтому немудрено, что у меня произошла встреча с режиссером Дмитрием Томашпольским, предложившим мне сыграть молодую Ахматову в 4-серийном телевизионном фильме «Луна в зените». Прочитав сценарий, я согласилась, хотя мне было страшно по‑настоящему. Предстояло много тяжелой актерской работы. От меня требовались максимально глубокие переживания, при этом абсолютно ничем не выраженные снаружи. Правдивая нутрь. А все, что происходило в жизни поэта, — события не то что на грани трагедии, а трагедии высокого деления. Может, не все сцены мне удались…

C А какие, на твой взгляд, все же получились?
С  Например, сцена, в которой Ахматова приходит к своему другу с картошечкой. Тот плачет и рассказывает ей о том, что расстреляли ее мужа Гумилева. И ОНА его утешает. Мне так это представляется именно по тому, как она жила, как ходила по городу, как потеряла одну туфлю и год не выходила из дома, потому что денег на новые не было, как продавала памятную статуэтку, чтобы поехать в гости в Москву к Мандельштаму, как сидела в китайском дырявом халате на званом ужине в свою честь, а люди вокруг ей кланялись и поздравляли… И эта вся ее женская сущность, может быть, и сверкнула во мне. Не каждый человек сегодня снимет с полки томик ее стихов, но если узнает ее судьбу по телевизору, может быть, это и произойдет. Ахматову в зрелом возрасте сыграла Светлана Крючкова. Мы с ней получились очень разные. Но та мощь, с которой Светлана Николаевна сыграла свой образ, завораживает. Я рада, что встретила ее не только на съемочной площадке, но и на жизненном пути.

C Какие люди еще оказали на тебя влияние?
С  Мне так везет в этом смысле. На своем пути я встречала таких зрелых, философских личностей, что можно только позавидовать. До сих пор вспоминаю Сергея Курехина или как в 16 лет я вдруг подружилась с режиссером Виктором Аристовым, который снимал кино и хотел, чтобы именно я обсуждала с ним сценарий. Я дружу с Александром Павловичем Сокуровым, он приходит на все мои премьеры. Сегодня я работаю со многими юными актерами, которых считаю необыкновенно перспективными, и уверена, что они будут скоро известными. Хотя популярность — необыкновенный соблазн и одновременно страшное испытание. Но актерской профессии это необходимо. Важно с честью с этим справиться.

C А как ты вообще решила стать актрисой?
С  Я не решила стать актрисой, я решила стать режиссером. И актрисой себя не считаю. То, что я делаю как актриса — это очень большое подспорье для моей режиссерской работы. Я поступила в театральный, потому что там мне понравился экзаменационный ряд и отсутствие физики и химии. Я закончила специализированную литературную школу, после окончания работала в Публичной библиотеке. Стала номинантом первого конкурса красоты, в организации которого принимали участие Сергей Курехин и его продвинутая компания. После этого год была этаким свадебным генералом: меня приглашали на модные питерские тусовки и презентации. И все это плавно переросло в рок-театр ЛЭМ — Лабораторию экспериментального моделирования. В этот период мы очень много гастролировали по стране и за рубежом. Было очень интересно, мы представляли русский авангард. Но как только во всем этом появилась коммерческая жилка, я поступила в театральный институт на режиссуру.

C А как же стереотип, что женщина не может быть режиссером?
С  Но это действительно не женская профессия. Нас до сих пор в этой профессии мало. Но женщина — больший педагог, чем мужчина, и способна большему научить. Ведь актеры — настоящие дети в хорошем смысле слова и в плохом тоже. Один раз столкнувшись с актером, ты в дальнейшем полностью отвечаешь за его развитие. Как режиссер ты вкладываешь и требуешь от него столько, что это внедрение обязательно предполагает какой-то результат. Поэтому женская щадящая составляющая в этой работе очень важна. Но я не занимаюсь режиссурой, как добыванием хлеба насущного. Я зарабатываю этим меньше, чем актриса, но как режиссер, надеюсь, делаю интересные вещи. Еще пишу пьесы, сценарии. Вообще-то я никакой работы не гнушаюсь. Когда бывает туго, сажусь в машину, езжу и зарабатываю баранкой. У меня есть ребенок, и мне нужно его кормить.

C Расскажи о своих режиссерских экспериментах…
С  Cобственных театральных постановок у меня несколько. Наиболее известны «Закликухи» и «Случай №" по Даниилу Хармсу. «Закликухи» — этнографическая клоунада в двух вариантах. Я одновременно поставила два спектакля по одному и тому же тексту, с одним и тем же художником. В одном играли девочки, в другом — взрослые женщины. И в итоге получились два совершенно разных спектакля. Cкоро выйдет мой новый детский спектакль по стихам Олега Григорьева. Насколько я знаю, его еще никто не ставил.
На мой взгляд, эксперименты очень важны для общекультурной ситуации вообще и для театра в частности. Кто-то способен проявить себя в музыке или живописи. Режиссура же может создать собственный мир фантазий, мир, которого раньше не было, и адекватно ответить на то, что тебе не нравится.

C А что за скандал вокруг спектакля «Нос»? Ведь в основе — известный со школы текст…
С  Мне заказал этот спектакль один питерский театр. Я сказала: «Давайте я поставлю предвыборный спектакль. Но это будет политика». Спектакль был поставлен и снят прямо с премьеры — с хитрой интригой, изыманием билетов. Это был ужасный удар для меня. Просто я с подобным до этого не встречалась. Потом уже я поняла, что это даже почетно!

C Как ты оцениваешь свою работу в кино?
С  Мне очень дорог фильм «Конец века», в котором я играла журналистку, уехавшую в Германию и оставившую в России мать. Именно в этот год эти переживания были мне очень понятны и близки. В «Замке» я играла, как смеются мои друзья, «голую грудь». Там для меня оказался интересен режиссерский подход к материалу. Тогда я многому научилась у Алеши Балабанова. У Сокурова в «Русском ковчеге» я играла жену Николая I. До сих пор удивляюсь, как Александр Павлович умудрился сделать не просто фильм, а создал временную инсталляцию.

C Судя по разговору, ты — человек аналитического склада ума?
С  Даже излишне.

C Это мешает или помогает?
С  Как режиссеру не мешает. Как женщине мешает, бесспорно.
Я очень много работаю всегда. Моя ошибка заключается в том, что я всегда думала: не надо придавать личной жизни очень большое значение. Моя личная жизнь всегда шла вторым планом. Теперь я поняла, что это неправильно. Мне кажется, женщинам в нашей стране не хватает общего уровня семейной культуры. Мы поздно понимаем, что после первой вспышки страсти должна начаться рутинная работа. И над собой тоже. Со временем понимаешь, что тот первый мужчина, которого ты когда-то встретила, мог бы быть с тобой навсегда. Поэтому чем больше у тебя в голове традиционных вариантов поведения, тем меньше у тебя возможности совершить ошибку. Конечно, на собственном опыте ты тоже можешь многому научиться, но по дороге потеряешь много чего: близких людей и частично себя. А жалко. Близких терять очень жалко. А потом начинаешь ловить себя на мысли, что от усталости ты не делаешь и не чувствуешь того, что когда-то было для тебя интересно.

C Ты открыта для новых встреч?
С  Во‑первых, я сейчас не одна. Сегодня я чувствую себя женщиной и мечтаю быть счастливой — есть человек, который такую странную метаморфозу со мною совершил. Хотя знакомы мы очень давно.
Бывают чудеса на свете, как писал Николай Васильевич Гоголь, «…редко, но бывают».

C Каких принципов ты придерживаешься в воспитании сына?
С  Я сына родила в день своего рождения и большего подарка себе представить не могу. К Илье я отношусь, как к своему лучшему другу. Несмотря на то что ему 10 лет, он уже очень ответственный и серьезный человек. Не знаю, хорошо ли это для нашего времени. Но за это я его еще больше уважаю и люблю. И очень дорожу общением с ним.

C Как ты отдыхаешь?
С  Я не очень люблю отдыхать, часто мне просто некогда. Но обязательно раз в год езжу в Крым. Неумение отдыхать — моя большая ошибка. Я не могу отдыхать, пока понимаю, что рядом находится какая-то проблемная зона. Это глупость, конечно, но думаю, что это правильная глупость. Сейчас всем не хватает общего бескорыстного дела. Наличие бескорыстных абстрактных действий отличает человека от животного. У человека на самом деле небольшие потребности, и уровень личной культуры заключается в том, чтобы научиться им соответствовать. Не превышая и не завидуя.

C У тебя есть недостатки?
С  Я очень вздорная и вспыльчивая. Меня так многие вещи трогают, которые другие просто пропускают мимо. Поэтому часто встреваю туда, куда не надо. Не хватает внутренней тишины. А очень хочется сохранить побольше сил. Хотелось бы продолжить изучать языки, хотя я знаю неплохо английский и французский. Но я до сих пор во многом чувствую себя необразованным человеком. А в моем окружении так много людей, к которым следует стремиться.

Благодарим интерьерную галерею Stilhaus и бутик Tru Trussardi за помощь в организации съемки.


 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить