Сергей Безруков. Мечта поэта

В 23 года он получил Госпремию за роль Сергея Есенина в спектакле Театра Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» На сцене он играл также Александра Пушкина, в кино — Сашу Белого, на ТВ озвучивал политиков в «Куклах». В новом 12-серийном сериале Первого канала «Есенин» 31-летний Безруков играет главную роль и поет собственную песню.

Сергей Безруков. Мечта поэта

мечта поэтаВ 23 года он получил Госпремию за роль Сергея Есенина в спектакле Театра Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» На сцене он играл также Александра Пушкина, в кино — Сашу Белого, на ТВ озвучивал политиков в «Куклах». В новом 12-серийном сериале Первого канала «Есенин» 31-летний Безруков играет главную роль и поет собственную песню.

Началось все с того, что мой отец, актер и режиссер Виталий Безруков, который всегда любил творчество Есенина и назвал меня в его честь, написал роман о поэте, которым и заинтересовался Первый канал. Произведение легло в основу будущего сценария. Летом 2004 года начались съемки. Они проходили в Ярославле, Одессе, Рязани, Санкт-Петербурге, Москве, Венеции. Это детектив, в котором мы хотели показать нашу версию смерти Есенина — предположили, что он был убит. В фильме два временных пласта: 85-й год, когда следователь Хлыстов начинает свое расследование, и 20-е годы прошлого столетия, послереволюционная эпоха.

COSMO Каким будет Есенин на экране?
Сергей В театре я играл Есенина на «разрыв аорты», на голом темпераменте. Срывал голос. Сейчас я играю другого Есенина — человека-философа, больше созерцателя, нежели бунтаря и скандалиста. Он был гением и потрясающе образованным человеком. А скандалы, драки и эротика — это только внешняя мишура и фольга. Большая часть его жизни была отдана поэзии. Но исторический детектив — другой жанр, поэтому пришлось адаптировать нашу историю для ТВ. Я очень болезненно на это реагировал. Во время просмотра, монтажа и озвучания у меня садился голос, я заводился до хрипоты, учащалось сердцебиение, был сумасшедший пульс — как это было во время съемок и репетиций. Со мной случилась страшная истерика — до спазма в горле, до слез — от сцен, которые я пережил заново… Я больше люблю неторопливое повествование — в стиле Антониони, когда создается впечатление, что люди на экране просто живут. Но для ТВ надо больше динамики, драйва. Жалко было вырезать эпизоды в салоне Гиппиус, сцены с Клюевым и Городецким. Тем не менее я настоял, чтобы не вырезали рассуждения поэта о Боге, о судьбе России, о настоящем патриотизме… Мне во многом близки его взгляды. Он не любил Америку — «страну золотого дьявола» — за то, что человеческие отношения там замешаны на деньгах. Я тоже считаю, что искусство и деньги — вещи несовместимые. Все большие художники были нищими. Ну нет у меня дачи на Рублевке и апартаментов в шикарных небоскребах! И не надо! Я прожил эту самую красивую жизнь в сериале «Бригада». Поэтому, если честно, мне такой жизни не надо. Я не мечтаю о мраморном дворце: не хочу с криком «ау-у!» искать в нем свою жену. Тем более что я, извините, происхождением своим крестьянским к особняку не очень подхожу.

COSMO Значит, в быту вы аскетичны?
Сергей Во всяком случае, неприхотлив. И в быту, и на съемочной площадке. Если того требует роль и нужно жить в палатке с комарами, питаться в простых условиях — я в этом смысле солдат и на все согласен. Я — за мужественность в актерской профессии и против капризов. Они позволительны женщине, но не мужчине. Любой дискомфорт рождает в человеке смирение, к тому же в творчестве он только помогает. А если ты играешь роль Иешуа и требуешь шикарные апартаменты — значит, что-то в тебе не так… Снимаясь в «Есенине», я жил в простой гостинице, в простом номере… А мне главное что? Горячая вода есть — хорошо. Шибко тараканов нет — и ладно… Ибо Сергей Александрович Есенин скитался по Руси великой неприкаянный, бездомный. Его вещи были разбросаны по всей стране, по друзьям. Архив собрать потом было практически невозможно, столько рукописей пропало… И Есенин при такой неустроенности помогал родителям, сестрам. Время было голодное, несмотря на нэп. В ресторане было дорого, поэт максимум мог себе позволить вино либо спирт… на голодный желудок. Да, он покупал костюмы и красивую одежду, но это было желание подражать кумиру — Пушкину. Есенин был такой же денди. Однако, приезжая в деревню Константиново, он раздавал все свои костюмы родственникам и землякам.

COSMO В сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» вы играете Иешуа Га-Ноцри. Когда вас отвязывали от креста после съемок сцены распятия, у вас были судороги. Зачем вам такие страдания?
Сергей Да ну как же! В этом вся профессия! Ты пожалел себя на сцене или в кадре — и зритель тебя не пожалеет. Знаю, что существует методика, позволяющая актеру обманывать зрителя, пробуждая в нем сочувствие. Я таким актерам аплодирую, но себя к ним не причисляю. Я должен прожить в полной мере те чувства, которые испытывает мой герой.

COSMO Для роли Есенина пришлось поправиться?
Сергей Это было несложно — просто ешь все, что душа пожелает. Хотя я не чревоугодник. Самое элементарное могу приготовить, но надо очень любить есть, чтобы смаковать этот процесс, а я все-таки не Макаревич.

COSMO В роли товарища Есенина — Якова Блюмкина — снялся Гоша Куценко. Он, как всегда, хорош?
Сергей У Гошки такая искренность в фильме — сшибает наповал! На первую же съемку он принес список прочитанной литературы о Якове Блюмкине и знал, какими манерами и привычками обладал его герой. С Гошкой мы знаем друг друга с института, еще когда он был Юрой Куценко. И мне очень важно, что мы с ним приятели. Блюмкин и Есенин познакомились в 18-м году, после революции. Мы с Гошкой нащупали такое пацанское отношение друг к другу — закадычные друзья хлопают друг друга по плечу, обнимаются, возятся, дурачатся… Гоша очень ранимый — и в жизни, и в работе, хотя не знаю, как он себя позиционирует в прессе… А Костя Хабенский играет Троцкого, и тоже блестяще! Костя настолько умный в этом фильме, настолько тонкий и мудрый политик!

COSMO Екатерина Гусева играет Миклашевскую, музу Есенина. Она же играла жену Саши Белого в сериале «Бригада». Удалось избежать штампов?
Сергей Я сам как креативный продюсер порекомендовал Катю на эту роль и пошел на это сознательно. Нужна была определенная смелость, потому что у зрителя неминуемо возникнет прямая ассоциация с «Бригадой»… Но Катя в «Есенине» совершенно не похожа на жену Белого, равно как и я его не напоминаю. Парадокс! Катю Гусеву даже на площадке не узнавали. Я шептал: «А это вот Катя Гусева». Все: «Ка-ак?!» Просили автограф… Я говорю: «Катюша, вот это, считай, победа». Она играет женщину настолько манкую, пронзительно нежную, искреннюю, что для нее хочется горы свернуть, писать стихи, носить ее на руках… А как она сексуальна! Есенин признается: «Гутя, вы такая чистая, вы как вода в роднике. Я думал, что хулиган сродни Дон-Жуану, только победы свои считает…» Она отвечает: «Дон-Жуан плохо кончил». — «Вот и я не хочу, Гутя». Энергетика у нее огромная, но она как в каком-то стекле — ее невозможно почувствовать, даже прикоснуться. 28-летний Есенин с ней как 17-летний гимназист. «Понимаете, Гутя, у меня сейчас все спрашивают: „Кто ваша муза?“ А я нарочно не отвечаю, потому что разнесут, опозорят… Вы, Гутя! Мне писать хочется, я творю благодаря вам». А в «Бригаде» у нас с героиней Кати был совсем другой уровень отношений. Любовных сцен в «Есенине» не будет, но зритель все равно почувствует дрожь и накал настоящих эмоций.

COSMO Отца Есенина играет ваш отец, героиню Кашину — ваша жена Ирина. Вся семья в сборе.
Сергей Так сложилось, что на эти роли Первый канал утвердил именно моих близких. И самое главное, не для того, чтобы сделать мне приятное! (Смеется.) Мой отец действительно очень похож на отца Есенина. Ирише легко было играть романтические сцены вместе со мной. Да и вряд ли кто-то смог бы лучше сыграть дворянку, чем она: она и внешне, и внутренне абсолютно «голубых кровей» — аристократическая пластика и чистый, нежный голос.

COSMO Почему у вас глаза грустные?
Сергей От усталости, слишком много работы. А вообще я очень веселый человек. Сейчас снимаюсь в Питере у режиссера Антона Сиверса в фильме «Поцелуй бабочки». Это лав-стори с элементами детектива, есть даже немного эротики.

COSMO От откровенных сцен не отказываетесь?
Смотря что считать откровенным. Откровенным может быть и порно. А порно — это уже не искусство. С эротикой — согласен! Но любая такая сцена снимается настолько забавно, нелепо, неуклюже и смешно… Только с экрана все выглядит эротично. Моя партнерша — молодая китайская актриса. Сниматься с ней непросто. Она неопытна в профессии, и я даю ей уроки мастерства. Иногда она наблюдает за мной: «Как интересно ты репетируешь — без всякой отдачи». «А я, — говорю, — эмоции приберегаю для кадра. Пока выставят свет, можно «перегореть». Она улыбается. Включают мотор — и в кадре ей становится страшно. В этом и есть вся школа Станиславского. Там будет сцена, в которой мы жадно, с аппетитом едим раков, запивая их пивом. Так она не знала, кто такие раки и как их есть. Она боялась взять рака в руки.

COSMO Как-то вы сказали, что после роли в «Бригаде» у вас в работе наступил этап очищения…
Сергей Это не так. Все мои герои положительные, и Саша Белый в том числе. Чем он плох? Он проповедует в бандитском мире законы морали. Если бы все представители подрастающего поколения были такими же сильными и смелыми, как он, а не индифферентными бесполыми существами — все было бы намного лучше. Мне нравится на примере своих персонажей воспитывать в молодых ребятах сильных героев — настоящих мужиков, которые в любой момент могут защитить свою женщину, свою Родину.

COSMO А вам приходилось защищать свою женщину?
Сергей Иришка моя никогда не провоцировала ситуации, в которых я был бы вынужден ее защищать, не испытывала меня. Но я всегда готов к этому. В детстве был крепким пареньком, и у меня случались мимолетные драки, но чаще я старался их избежать и мирил людей. Драка — это отрицательная энергия, а я всегда стараюсь проповедовать мир и добро. Я вот иногда раздражаюсь на дороге. Мне надо быстро ехать, а я стою в пробке. И в тот момент, когда я начинаю выходить из себя, она еще больше сгущается. Но как только я отпускаю ситуацию и начинаю думать: «Да и замечательно, да и хорошо! А может быть, и не надо мне никуда торопиться?» — пробка через какие-нибудь 5 метров сама рассасывается! Поразительно! Или кто-то не уступает мне дорогу, я пропускаю — и в следующий раз уже меня пропускают! Деликатность — вот что спасет мир.

COSMO Вы, кажется, хотели ездить на мотоцикле, еще не приобрели?
Мотоцикл есть у Марьянова, у Певцова, я тоже хотел… Но пока не купил, езжу на машине.

COSMO Вы ходите с портфелем, одеваетесь классически — не следуете моде?
Сергей А мне с портфелем удобно. Дипломат я не люблю, потому что я не дипломат. Рюкзак — не по возрасту. В школе я носил ранец, в 5−7 классе — дипломат. Я сменил тогда пионерский галстук на галстук мужской и ходил с самым дешевым дипломатом. И все равно выглядел солидно и чувствовал себя человеком. Но классе в 9-м понял, что все это ерунда, и захотел просто закинуть сумку через плечо, в этом была какая-то свобода. А сейчас — портфель. Так культурно. А вкус рождается от культуры и умения различать цвета. Я художник-оформитель 5 разряда, с детства любил рисовать и очень часто ходил в Третьяковку, Эрмитаж. Когда я снимался в «Китайском сервизе» и проезжал Плес, первое место, куда я побежал, — это музей Левитана, моего любимого художника. Гармонию цвета важно ощущать. И картины надо научиться смотреть часами, а не как открытки, которые братва дарит своим корешам на день рождения. Во время съемок «Есенина» мы были на острове Лидо, недалеко от Венеции, снимали сцену с голливудской звездой Шон Янг. Она играет Айседору Дункан. У меня кончились деньги, и я почувствовал себя студентом. Вместо того чтобы пойти на последние евро в ресторан, я пошел голодный смотреть Веронезе. Там было всего 7 картин. Вот так вкус воспитывается! Но я действительно не гонюсь за модой. Для актера моды не существует. Я ношу одежду, в которой чувствую себя комфортно и элегантно.

COSMO Вы стали актером, потому что хотели, чтобы вас любили?
Сергей Это патологическое желание. Хочу быть нужным. Мой отец был актером Театра Сатиры. Я хотел жить в декорациях с детства. Актерство — это такая сказка, в которой ты носишь чужое имя, живешь чужой жизнью, представляя, как бы себя повел тот или иной человек.

COSMO Ваша жена Ирина как-то призналась, что в детстве была очень застенчивой и стеснительной. Вы нет?
Сергей Я тоже был долгое время очень стеснительным, а для актерской профессии нужна доля бесстыдства. Нужно все время выворачивать себя наизнанку и желательно не задумываться, что кто-то тебя в этот момент наблюдает. Я научился со временем разворачивать нужные эмоции и дарить их, как конфету, зрителям. А в жизни я все равно иногда стесняюсь. И не приемлю наглости. Наглые по жизни актеры на сцене порой ничего не умеют и зажимаются. Я сторонник того, чтобы проявлять наглость, выходя на сцену, и не тащить ее в жизнь. Я вот хожу в магазины, в сберкассы, в очередях стою. И когда меня узнают и пропускают к окошку впереди бабушек — отказываюсь. Мне совесть не позволяет, я говорю: «Ребята, у меня есть время, я постою». Я давно не ездил в метро, но помню эти адские испытания в час пик, когда люди грызутся, теснятся в вагонах, как селедки в банке. В Европе все друг другу улыбаются. Русские все равно человечнее европейцев, а относятся друг к другу как волки. Все из-за недостатка культуры. Или из-за недостатка любви к Отечеству. Да, это великая беда наша! А я вот горжусь, что русский. В Канаде увидел березы и заплакал, потому что они другие, а я скучал по русским… На берегу Волги, напротив Макарьевского монастыря, я раскидываю руки и у меня захватывает дух.

COSMO Сейчас вы сопродюсер сериала, в будущем собираетесь стать режиссером. Вы любите власть?
Сергей Я больше придумщик и инициатор идей, чем руководитель. Да, я хочу быть режиссером и ставить спектакли. Не исключено, что пройдет время и я как режиссер найду молодого актера и поставлю спектакль про Есенина. Но называть это стремлением к власти нельзя. Вот Мейерхольд, говорят, любил власть — наорать, подавить, унизить актера. Главный в театре — режиссер, а актер — винтик в его биомеханике. Мне это несвойственно. Но Мейерхольд, по мнению некоторых, был гением — ему простительно…

COSMO А вы гений?
Сергей Это провокация? (Смеется). Я очень способный актер и очень азартный. А гений или не гений — решать вам. Или потомкам.

COSMO Правда, что вы любите баловать свою жену?
Сергей Да, люблю. И очень люблю смотреть, как жена реагирует на мои подарки, причем они необязательно должны быть материальными. Неожиданно могу сказать: «А поехали туда-то, у меня есть свободная неделя». — «Как? Ты же говорил, что нет!» — «А вот есть!» В Питере на днях увидел ромашки у бабушки около метро. Я понимаю, что она продает их в сто раз дороже, чем они стоят. Но я ей еще переплатил. Бабулька была просто счастлива! Принес жене ромашки, представляете, в каменном Питере — ромашки! Они, конечно, на второй день осыпались, зато сколько было радости!

COSMO Получается, вы уже второй год встречаете свой день рождения на съемочной площадке в Питере.
Сергей Да. Знаете, как здорово, когда вся группа встает в один ряд и орет: «По-здрав-ля-ем!» Просто до слез! Приятно, когда тебя любят. Хотя, наверное, существует и зависть, и профессиональная ревность. Ты активно снимаешься, а кто-то ждет своей роли по 5−10 лет… Но это нормально. Природа изначально совершает некую каверзу, когда рождает человека красивого и человека некрасивого. Здорового и больного. Только сильные духом могут радоваться чужому успеху и чужому счастью. Но чаще человек слаб, отсюда и достоевщина.

COSMO Кто из актеров для вас является примером?
Сергей Аль Пачино. В нем есть мужественность, которую я стремлюсь воплощать на экране. Ди Каприо — у него изумительная органика. Ни в одной его роли я не видел наигрыша. Зная американскую школу, могу сказать, что она очень манерная, а у Лео этой манерности нет.

COSMO Как поживает ваш сын Андрей?
Сергей Хоть он мне и не родной сын, но мне удается его воспитывать. И только своими положительными эмоциями. Если не хочешь, чтобы ребенок срывался на тебе, не позволяй себе срываться на нем. Не хочешь, чтобы он курил и пил — не пей и не кури сам. Не надо быть лицемером и требовать от ребенка то, что не делаешь сам. Я хочу, чтобы Андрей умел добиваться поставленной цели. Отец воспитал во мне это стремление, и я хочу передать его детям.

COSMO Вы мечтаете о своих детях?
Сергей Мечтаю. Но я не хочу их сбагривать родителям и продолжать мотаться по съемочным площадкам. Это нечестно. Да, я хочу ребенка, но не «подарить» его жене, а самому с ним заниматься.

COSMO Вы признаете власть женщины над мужчиной?
Сергей Не-не-не. Хотя в этом, наверное, и есть главное заблуждение мужчины — ему кажется, что он главнее. А на самом деле это не так. Наверное, есть такие женщины, у которых абсолютная власть над мужчиной… Но Ириша не такая. В этом и состоит ее сила, что она не считает меня собственностью. Заметки в светской хронике о ее ревности — это такая ерундистика. Ревность?! Это настолько не похоже на Иришу! Она очень мягкая, трогательная, ранимая.

COSMO Вы часто в отношениях с женой идете на уступки?
Сергей Мужчина, который идет на уступки, уже не мужчина. Но я всегда первым иду на примирение. Вынуждать женщину подходить первой — это абсолютно не по-мужски, я считаю. Мужчина должен первым найти силы взять себя в руки.

Благодарим развлекательный центр «Молодая гвардия» за помощь в проведении съемки.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить