Лина Арифулина. Директор Фабрики

Бессменная директриса «Фабрики звезд» производит впечатление железной леди. Мы выяснили, что дает ей уверенность и энергию, а заодно поговорили обо всех слухах, клубящихся шлейфом за самым рейтинговым телепроектом отечественного шоу-бизнеса.

Лина Арифулина. Директор Фабрики

Бессменная директриса «Фабрики звезд» производит впечатление железной леди. Мы выяснили, что дает ей уверенность и энергию, а заодно поговорили обо всех слухах, клубящихся шлейфом за самым рейтинговым телепроектом отечественного шоу-бизнеса.

Cosmo Говорят, что на «Фабрику» попадают только по блату. А что скажете вы?
Лина На кастинг «Фабрики» едут со всей страны. Те, кого мы оставляли на второй тур, часто спрашивали: «А точно мы останемся? Может, нам лучше все-таки уехать?» В очереди по три тысячи человек, стоят по пять дней у «Останкино»! Мы каждого в отдельности прослушиваем.

Теперь о блатных. Мы запускали в зал по двенадцать человек и среди них, например, выделили одного мальчика — просто по типу внешности. А потом уже, когда он прошел во второй тур, надо было рассказать о себе и он сказал, что его зовут Коля Сличенко и певец Николай Сличенко его дед. Мы об этом родстве и не подозревали. Соня Кузьмина, дочь известного музыканта Владимира Кузьмина, пробовалась на все предыдущие «Фабрики». Мы советовали ей каждый раз то похудеть, то позаниматься вокалом. Короче, если ты ребенок звезды, это еще не повод оказаться на «Фабрике». А вот когда Никита Малинин на кастинге станцевал и спел, то никаких сомнений у нас уже не осталось. И особенно мне понравилось, как, придя на «Фабрику», он сказал: «Я буду победителем!» Причем это прозвучало очень убедительно.

Композиторы Матвиенко и Фадеев тоже участвуют в отборе — они представляют крупные продюсерские центры. Им присылают письма, кассеты, потому что они на самом деле могут помочь юным дарованиям. Послания все одного содержания: «Помогите-спасите, мы тоже хотим участвовать!» Перед началом пятой «Фабрики» они посмотрели кассеты и кого-то отобрали, но проходили эти ребята в порядке общей очереди. А во время кастинга продюсеры комментировали, что «это мои пошли», то есть отобранные центром Матвиенко или центром Фадеева. Но не все эти люди попали на «Фабрику». Потому что одно дело заочно составить свое мнение о претенденте и совсем другое, когда он стоит перед педсоветом.

Cosmo И здесь уже дело в харизме?
Лина Харизма — волшебное слово, за которое можно спрятаться. Я не только директриса «Фабрики звезд», я режиссер-постановщик наших пятничных концертов. Меня нужно зацепить. Если меня что-то зацепило — слушаю (а обычно после третьей нотки говорю «спасибо»). Так было с Еленой Сергеевной Кукарской. Казалось бы, совершенно неформатная девочка для нашей эстрады — не тоненькая, не высокая, не сексапильная, в том, модельном, понимании. Но меня и Аллу Борисовну цепляет так, что мы не можем оторваться — ну не можем оторваться! Что-то было в ней такое естественное, классное, что нас привлекло. И, видите, эта девочка оказалась на «Фабрике» — мы за нее двумя руками голосовали.

Cosmo
«Фабрика» — гибрид музыкального конкурса и реалити-шоу. При отборе участников вы учитываете, насколько занятным объектом для наблюдения они станут?
Лина «Фабрика» — это телевизионный проект. Мы обязаны делать харлайты, то есть дневники, и пятничное шоу. Поэтому пока они не артисты, а участники телепроекта. Но, конечно, хочется, чтобы «фабриканты» были интересны не только в плане творчества, но и по-человечески. Елена Сергеевна как раз такая — очень необычная, характерная, смешная, настойчивая… Знаете, некоторые участники падают на кастингах, чтобы привлечь внимание. Это очень запоминается.

Cosmo
Падают в обморок?
Лина Просто падают, нарочно. «Вот я так падаю», — говорит она. И все, нас уже зацепило.

Cosmo
Короче говоря, главный критерий — «цепляет — не цепляет»?
Лина У меня — да. Причем было много раз, когда кто-то из продюсеров говорит претенденту «спасибо», а я вмешиваюсь: «Да нет, обратите на нее внимание, посмотрите ее еще раз!» Часто девушка выходит к микрофону, не понимая, что ей не нужно петь тягучую женскую песню из репертуара какой-нибудь известной певицы. Предлагаешь спеть что-нибудь молодежное — и человек по‑новому раскрывается. А то, как правило, девушки стонут о женской доле, а молодые люди исполняют какой-нибудь старый шлягер непонятных годов.

Cosmo
Почему победители «Фабрик» со временем куда-то исчезают?
Лина Это не так. Если вы имеете в виду Полину Гагарину, победительницу второй «Фабрики», то у нее возник ряд проблем с ее продюсером. Третья и четвертая «Фабрики» находились в плотном гастрольном графике, и у ребят просто возможности не было сделать что-то новое. Вот сейчас Никита Малинин записал альбом и, думаю, скоро проявит себя. А коллективный победитель первой «Фабрики звезд» группа «Корни» уже прославилась. Группе победить гораздо сложнее, чем солисту, тем более удержать популярность, а им это прекрасно удается.

Cosmo
Но у «Корней» еще на «Фабрике» появилась замечательная песня Павла Артемьева «Я теряю корни».
Лина У Никиты тоже еще во время проекта был написан «Котенок» — я бы сказала, не худшая песня. Это дело вкуса, но я же видела, как девушки, пробравшиеся на сцену, рвали на Никите одежду, когда он пел «Котенка»!

Cosmo
В чем главное испытание «Фабрики»?
Лина Очень важно после окончания проекта привести себя в порядок, потому что все-таки жизнь там — это большой труд. Кажется со стороны, что все очень глянцево, красиво, а на самом деле это непросто. Замкнутое пространство, постоянное наблюдение камер, нет возможности общаться с теми, с кем ты хочешь общаться, и необходимость общаться с теми, с кем, может быть, не хочется. Непрерывный труд — репетиции, номинации, в которых определенный выбор в жизни нужно сделать сейчас, на сцене. Я смотрю на ребят и вижу, что они проживают целую жизнь за эту неделю. Иногда думаю: как ребята со всем этим справляются? Как только они выходят на свободу, их атакуют толпы поклонников, ребята начинают ездить по городам и видят, как их ждут, как по ним сходят с ума. Они этого никогда не испытывали, и здесь очень важно удержать голову.

Cosmo
А я думала, вы скажете о номинации. Все-таки это жестокая выдумка, и, по-моему, тем, кто голосует, иногда даже тяжелее, чем самим номинантам.
Лина Я хочу сказать, что жизнь жестче, чем-то, что происходит у них там. Номинация необходима. Это модель большого бизнеса, и после этого они будут готовы принять для себя очень важные решения. Большой бизнес жестче. Вот Настя Кочеткова с четвертой «Фабрики» — вы дадите ей 15 лет? Совершенно взрослая девушка, жила одна в Нью-Йорке, там такая жизнь у них… Они очень развиты, очень. А вспомнить нас в пятнадцать: я в этом возрасте поступала в музыкальное училище и упорно, тупо, скучно ходила с папкой нот. У нас и у них совершенно разные жизни.

Cosmo
И вы отдали бы свою дочь на «Фабрику»?
Лина Вот спросили бы вы меня об этом, когда «Фабрика» только начиналась, я бы ответила «нет». А сейчас, когда я эту «Фабрику» знаю вдоль и поперек, будь я уверена в ее вокальном таланте (а я, поверьте, в состоянии это определить объективно), с удовольствием бы отпустила. А пока, по моим наблюдениям, она очень хорошо танцует. Смотрит на свою тень и с ней танцует. Шикарно, такая Айседора Дункан. Однажды мы были в кафе, она стала танцевать, как Ума Турман в «Криминальном чтиве» — такие же движения, жесты. Ей сейчас пять лет, скоро отдам ее на занятия по хореографии. А запоет, распоется — ради бога.

Cosmo
Ходят слухи, что выпускники «Фабрик» попадают в зависимость от невыгодных контрактов: кочуют по стране и получают минимальные гонорары.
Лина Странное представление. По стране ездят все артисты, начиная с Иосифа Давидовича Кобзона. Рабочий график Верки Сердючки — из тридцати дней двадцать восемь на гастролях. Тогда почему же «фабриканты», будущие звезды, должны работать в более легком режиме? Потом я считаю, напряженный график — это хорошая тренировка. Гастрольная жизнь, разные города, аудитории, и нужно суметь зажечь, быть все время интересным для зрителя. Со многими людьми сталкиваешься в пути, это человеческий опыт — большой и хороший. Что касается зарплаты, ребята получают приличные для них деньги. Плюс не забывайте, сколько вложила в них «Фабрика». Если взять отдельного артиста — объем эфира, который на него тратится, клипы, которые мы снимаем, песни, которые им пишут композиторы, — если все это сложить, получится феноменальная сумма. Кроме того, после «Фабрики» продюсер продолжает искать песни для исполнителя, снимать клипы, кто-то снимается в кино… Ребята подписывают контракт когда приходят на «Фабрику», и после нее — это нормальная практика, западная модель бизнеса, хорошая модель.

Cosmo
А они могут по окончании «Фабрики» отказаться подписывать контракт?
Лина Пожалуйста. Но просто тогда зачем ты идешь на «Фабрику»? Понимаете, нельзя принимать, если ты ничего не хочешь отдавать взамен. Эти разговоры про «детский труд», «кукольный театр Карабаса Барабаса» для меня просто смешны. Они взрослые ребята и приняли самостоятельное решение. Они знали, что такое «Фабрика звезд», это не первая «Фабрика». У всех уже есть представление о жизни «фабричной» и возможность общаться с ребятами с предыдущих «Фабрик». Они все прекрасно знают.

Cosmo
Полина Гагарина контракт не подписала?
Лина Ну… у нее просто немножко поменялось настроение. Помните, я говорила, что после выхода с «Фабрики» представление о себе и своих достоинствах у некоторых становится немного преувеличенным.

Cosmo
Как вы относитесь к прорыву Юлии Савичевой?
Лина Юлия Савичева мне всегда нравилась. Такое бывает, что ребята раскрываются позже. Та же группа «Фабрика»: сейчас уже многие не помнят, кто был на первом месте — «Корни» или «Фабрика». «Фабрика звезд» не ставит задачу определить победителя. Жизнь показывает, кто какие займет места. У Савичевой был шанс, она его использовала: взяла все, что могла дать «Фабрика», и видите, какой сделала большой скачок.

Cosmo
А что же помешало Савичевой на «Евровидении»?
Лина Там была проблема исключительно с постановкой номера. Его ставил хореограф французского проекта «Академия звезд». Я думаю, он не учел ее возможностей, ее юности. И если бы Юля исполнила песню не с этим балетом, впечатление было бы другим. А ей было очень скользко (по замыслу постановщика, она шагала по спинам танцоров, которые были покрыты разноцветными красками), и она все время была на весу. Человек и так волнуется, а тут еще петь! При этом тебя несут из одного угла в другой, ты трясешься не знаю как. А песня была классная. На «Фабрике» Юля пела просто с гитарой, и это было, поверьте, эффектнее в сто раз. Там был такой драйв, такая энергетика, у нее развевались волосы… С гитарой она безумно красивая!

Cosmo
Еще говорят, что песню «О нем» Ирина Дубцова написала не сама, поэтому-то новых хитов ни на «Фабрике», ни после нее так и не сочинила.
Лина Ира Дубцова сама по себе композитор, у нее много музыкального материала. Помимо песни «О нем» записано еще десять песен. Так что те люди, которые думают, что у Иры всего один хит, пусть готовятся: у нее в загашнике еще девять таких шедевров. Просто мир шоу-бизнеса устроен так, что раскручивается сначала что-то одно.

Cosmo
А Пугачева не давила на вас своим авторитетом?
Лина Нет. Работать с Аллой Борисовной для меня вообще сплошное удовольствие, потому что я ее ученица, я этого не скрываю. Когда-то она была режиссером-постановщиком, а я ей помогала в подготовке «Рождественских встреч», ставила и снимала фильмы о ней, и мы как-то очень сблизились. Когда художественный руководитель — актриса и прекрасно понимает человеческую душу, актерскую душу, понимает зрителей, ей легче объяснить ребятам их задачи.

Cosmo
Вы всерьез считаете, что за одну «Фабрику» можно вырастить полноценного артиста?
Лина А мы не говорим, что они артисты и что они звезды, несмотря на то что проект называется «Фабрика звезд». Мы даем шанс. Ты попал сюда — работай. Получится — станешь финалистом или победителем, но потом еще будет проверка временем. Мы не заявляем, что выпускаем с «Фабрики» готовых артистов.

Cosmo
Но ведь и потом гастроли мешают им получить профессиональное образование, например в Гнесинке.
Лина А зачем им Гнесинка? У меня 17 лет музыкального образования: музыкальная школа, училище и консерватория!

Cosmo
И вот результат!
Лина Ну что результат? Результат таков, что я работаю режиссером. Безусловно, музыкальное образование необходимо, эстрадный артист должен знать ноты, гармонии. Но мне кажется, что такой практики, которую даем мы, не будет ни в одном институте. У нас ведь тоже потрясающие педагоги. Плюс каждый день к ним приходят артисты разных жанров, плюс концерт каждую пятницу в прямом эфире, когда ты должен за секунду переодеться за кулисами, настроиться на другой номер. Они друг у друга в бэк-вокале, на подтанцовках, играют на музыкальных инструментах. То есть пробуют себя в разных сценических профессиях.

Cosmo
Как-то слишком благостно все получается. Неужели на «Фабрике звезд» все так хорошо?
Лина А вы попали к человеку, который любит этот проект, который присутствовал при его рождении. Более того, «звездный дом» — это мой родной дом. Я здесь чаще бываю, чем дома. Я трезво могу оценить то, что здесь происходит, и я все это очень люблю.

Cosmo
И ни за кого из ребят не болит душа?
Лина Да нет. Знаете, востребованы все, как оно и должно быть в жизни.

Cosmo
То есть все справедливо?
Лина Абсолютно. Просто иногда бывает, что рассчитываешь на человека, а он не оправдывает твоих надежд.

Cosmo
Вы в состоянии предвидеть, кто из «фабрикантов» останется на плаву? Есть у вас такой внутренний рентген?
Лина Рентген есть. Но люди есть люди, и иногда думаешь, что этот человек лидер, а в «доме» он теряется и не становится тем, кем может быть. Так было с Семеновым со второй «Фабрики». Мы с Максом хотели из него сделать такого русского Тарантино. В Интернете мне доставалось от его поклонников из-за того, что я все время ругала Семенова. У него была какая-то такая… разбросанность: «Может, я там буду лучше, может, я тут буду?» А я пыталась из него убрать его разбросанность. Ему хотелось и книжку написать, и это сделать, и то — но не дотягивал до цели из-за своих человеческих качеств. И в итоге Семенова нет. А тогда у него был грандиозный шанс. Но он слишком за многое хватался. Сейчас вот снимает кино. Тогда какой смысл был появляться на «Фабрике» — для того чтобы раскрутиться? Ему надо было довериться нам, и из него получился бы потрясающий типаж на нашей эстраде, какого у нас нет. Но… не получилось.

Cosmo
Так все же как стать звездой?
Лина Принцип один: нужно действовать. Как-то раз мне пришло письмо от девушки, она жаловалась: «У меня нет денег, чтобы снять кассету и отправить ее вам». На что я написала ответ: «А ты найди деньги на эту кассету». Всегда удобнее говорить «А вот у меня не получится». Нужно сделать первую попытку. И что вы думаете? Через год она присылает мне письмо, пишет, что устроилась уборщицей в магазин, убирает по вечерам. Собрала небольшую сумму, купила кассету, записалась и отправила ее мне. Я посмотрела запись — девушка не блистала вокальными данными. Но то, что она сделала что-то, чтобы приблизить свою мечту, я считаю, уже для нее хорошее начало. Может быть, она не будет артисткой, но она поняла, что нужно что-то делать. Нужно, не знаю, встречаться с продюсерами, записывать кассеты. На кастингах к нам многие подходят, дают свои кассеты, зачастую с плохим звучанием. Мы абсолютно все прослушиваем. Если услышанное нравится, мы звоним, привозим человека в Москву и начинаем писать песню.

Cosmo
А как вы добились успеха?
Лина Я очень целеустремленная. Когда поступала в музыкальное училище, мне сказали, что я не пройду, что у меня безнадежный случай, не нужно даже пытаться. Я пришла домой, подписала для папы карандашом клавиши на пианино, и мы начали ежедневные занятия. Сначала он нажимал одну ноту, я должна была назвать ее, потом две… Через месяц он просто положил на клавиатуру обе руки и спрашивает: «Какие ноты?» И я ему назвала все. «Но две ноты, — говорю, — ты не нажал!» Он смотрит — действительно, посередине ре и ми остались ненажатыми.

Cosmo
А почему вы считались безнадежным случаем?
Лина Потому что я взятку не давала. В то время это была шуба меховая, а для моей семьи это было чудовищно дорого. И, когда я поступала, я написала музыкальный диктант с ходу и потом сидела смотрела по сторонам. Мне говорят: «Девочка, еще раз проверь!» А я отвечаю: «Я все уже сделала». Понимаете, все начинается с мечты. Я, когда была маленькая, смотрела концерты Валерия Леонтьева и говорила, что, когда вырасту, буду с ним работать. И я с ним работаю. У меня не было абсолютного слуха, и я за месяц развила его, занимаясь с папой, который вообще нотной грамоты не знал, просто нажимал клавиши и сверял с надписью. Если нужно, человек всегда добьется своего, свернет горы. Резерв человеческий очень большой, просто мы сами иногда не знаем, где граница наших возможностей.

Благодарим ресторан Fish за помощь в проведении съемок.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить