Канны-2015: сюрпризы и провалы фестиваля

24 мая на Лазурном берегу закрылся 68-й Международный Каннский кинофестиваль. Ни для кого не явилось сюрпризом, что раздача наград не будет соответствовать вкусам кинокритиков и профессионалов. И бесполезно искать логику в решениях жюри, но можно попытаться понять причины.

Канны-2015: сюрпризы и провалы фестиваля Splashnews

Сюрприз № 1: лучший фильм

«Золотая пальмовая ветвь» за лучший фильм — «Дипан» француза Жака Одиара

East News

Фильм снят на излюбленную режиссером тему о людях, оказавшихся в экстремальных условиях. У фильма неплохие драматургия и сюжет, но он не выглядит «пальмовым», особенно его концовка — идиллия в традиции Достоевского: «Вот и свершилось чудо!» Для Жака Одиара, сына известного сценариста Мишеля Одиара, нынешняя «ветвь» — третья по счёту.

Причина. Французы всегда положительно относятся к награждению французов, а тема картины — эмиграция из стран третьего мира — довольно злободневна для современной Европы.

Сюрприз № 2: лучшую режиссура

Премия за лучшую режиссуру — фильм «Убийца» тайванца Хоу Сяосянь

East News

Никто не против, что свиткам и ширмам периода китайской династии Тан (9 век) присуща необыкновенная красота. Также никто не сомневается в эффектности восточных единоборств. Но когда в фильме отсутствует драматургия и толком нет истории, а лишь красивые сцены, поневоле хочется пожелать создателю, чтобы он скорее взялся за кисть, а не за съёмки картины. Забавно, что даже китайские коллеги задавались вопросом: «О чём, собственно, эта картина?» А японцы интересовались, не было ли особого смысла в том, что девушку-убийцу спасает именно их соотечественник. Увы, всё безответно.

Причина. Если подводить статистические итоги фестиваля, бросается в глаза небывалый наплыв гостей из Китая и Японии. Уже по этой причине, нужно было отправить одну «Пальмовую ветвь» туда, тем более что обладателем оказался ценимый у себя на родине режиссёр «новой волны», который снимал фильм 10 лет.

Сюрприз № 3: лучший сценарий

Премия за лучший сценарий — «Хроник» режиссёра Мишеля Франко

East News

Это международный проект мексиканца Мишеля Франко с актером Тимом Ротом, который сыграл медбрата, ухаживающего за умирающими пациентами на дому. В своё время Франко получил награду в «Особом взгляде» кинофестиваля из рук Рота и этот факт вдохновил его на новый фильм, а также повлиял на выбор главного героя. Фильм неплохой, однако премию за лучший сценарий единогласно пророчили Йоргосу Лантимосу за его гениально-абсурдную картину «Лобстер» — историю о том, как холостяка могут превратить в животное лишь за то, что он не успевает в срок найти спутницу жизни. Лантимос получил премию жюри.

Причина. Гуманистическая поддержка социальных проектов и любовь к тяжёлым жизненным темам, тем более если они создаются молодыми и талантливыми режиссёрами из Мексики.

Сюрприз № 4: лучшая актриса

Премия за лучшую женскую роль — Эммануэль Берко в фильме «Мой король»

East News

Француженка Берко неплохо сыграла надломленную любовью женщину, даже если в фильме её и затмевал Венсан Кассель, её «король». Однако далеко ей было до Кейт Бланшетт из лесбийской драмы «Кэрол». К сожалению, голливудский формат никогда не ценился на Каннском фестивале, стоит лишь надеяться, что его оценит Академия во время следующих номинаций на «Оскар». К счастью, актрисы в «Кэрол» все же не остались без внимания, а Берко пришлось поделиться званием «лучшей» с Руни Марой, которая сыграла в «Кэрол» влюблённую в героиню Бланшетт молоденькую продавщицу.

Причина. Ещё один приз, оставшийся во Франции, никогда не помешает, кроме того, нужно было как-то оценить фильмы женщин. Самым сильным из слабоватых картин женщин-режиссёров оказался фильм Майвенн, однако самым достойным в нём явилась лишь игра актёров.

Сюрприз № 5: Гран-при

«Гран-при» — венгерский режиссёр Ласло Немешу и фильм «Сын Саула»

East News

Сюрпризом стал факт, что Немеш не взял «Золотой пальмовой ветви», и вовсе не потому, что фильм понравился, а потому что эта награда была предсказуема ещё до фестиваля. Уже Тьерри Фремо намекал журналистам до показов, что фильм «не должен остаться без внимания». Однако и после вручения Ласло Немешу так и не смог объяснить, почему ему близка тема Второй мировой войны и зондеркоммандо лагеря Освенцим.

Причина. Фестивалям нужны сенсации, и вот одна из них: за всю историю Канн только один дебют получил до этого «Золотую пальмовую ветвь» — фильм Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео». Лемеш стал вторым.

Закономерность: лучший актер

Премию за лучшую мужскую роль получил француз Венсан Линдон. Его роль стареющего безработного, который от безвыходности становится охранником в супермаркете, запомнилась и полюбилась многим кинокритикам, так же как слёзы и трогательная речь актёра при вручении награды. Линдон был особенно счастлив, что именно братья Коэны возглавляли жюри. Он большой поклонник американцев и знает все их фильмы.

Мишель Родригес вручает награду Венсану Линдону
Мишель Родригес вручает награду Венсану Линдону

Провалы Каннского кинофестиваля

Неудача Вуди Аллена

Невозможно любить кино и не уважать Вуди Аллена. Однако его последняя работа «Иррациональный мужчина» в программе Каннского кинофестиваля сильно осложняет этот процесс. В фильме имеются все сюжетные элементы, характерные для маэстро: попытки самоубийства, сложные отношения взрослого мужчины и юной девушки.

Эмма Стоун, Вуди Аллен и Паркер Поузи на фотоколле в Каннах
Эмма Стоун, Вуди Аллен и Паркер Поузи на фотоколле в Каннах
Splashnews

Абе Лукас (Хоакин Феникс) получает место профессора философии в элитном Braylin College после буйного прошлого, злоупотреблений алкоголем и постоянных мыслей о суициде. В колледже преподаватель встречает Джилл (Эмма Стоун). Хотя у девушки есть преданный и любящий друг, она предпочтёт ему сумасшедшего, психически нестабильного профессора-нигилиста, начав его домогаться. Профессор «по-алленовски» сопротивляется. Но не столько потому, что уже женат на другой, сколько из-за правил Вуди: хотя бы на широком экране он любит показать ситуацию, где молодая красивая женщина хочет мужчину, за которого в реальной жизни вряд ли бы стала бороться. Позже Йоргос Лантимос, снявший замечательный каннский фильм «Лобстер», прокомментирует картину Алена: «Кому нужно смотреть фильм, который даже скучнее реальной жизни?»

Провал Мэттью МакКонахи

Тяжело признаваться в том, что одна из самых ожидаемых картин фестиваля «Море деревьев» режиссёра Гаса Ван Сента провалилась. Ван Сент тщетно пытался защититься на пресс-конференции, напоминая, что его «Слона» вначале тоже критиковали, а затем наградили «Золотой пальмовой ветвью». В этом фильме нет ничего от драматического сюжета «Слона» и брутальной реальности событий, которые оценили в предыдущей картине. Напротив, актуальный сюжет наполнен мистикой сказок братьев Гримм и банальными событиями: непризнанный учёный (Мэттью МакКонахи) живёт с вечно критикующей его женой-алкоголичкой (Наоми Уоттс), и когда они должны вот-вот развестись, она уходит из жизни в результате несчастного случая. Герой, вместо того чтобы возрадоваться духу свободы, неожиданно решает наложить на себя руки. И так он оказывается в японском «лесу самоубийц» Аокигахара Дзюкай.

Гас Ван Сент, Мэттью МакКонахи и Наоми Уоттс на премьере в Каннах
Гас Ван Сент, Мэттью МакКонахи и Наоми Уоттс на премьере в Каннах

К слову, сам Мэттью МакКонахи никогда там не был, хотя место находится в часе езды от японской столицы, где был снят всего лишь 2-секундный эпизод: герой Мэттью прогуливается по улицам Токио, проделав для этого долгий путь из Америки в Японию. Парадокс! Фильм — совместное производство японских и американских продюсеров. Когда Ван Сента пригласили в проект, работа уже шла полным ходом. В этом, возможно, и причина провала. Ведь будучи талантливым режиссёром, Ван Сент так и не смог выразить личную точку зрения.

Скука Азии

В Каннской программе много фильмов из Азии. Такие, как работа китайца Цзя Джанкэ «И горы сдвигаются с места» интригуют своим сюжетом и заставляют задуматься над вечными и современными вопросами о времени и ценностях жизни. Другие же, как картина Хоу Сяосянь «Убийца», удивляют своим появлением в основном конкурсе Каннского фестиваля. Герои Хоу Сяосянь остолбенело стоят перед камерой, как портретные изображения в картинах старых мастеров.

Съемочная группа фильма
Съемочная группа фильма «Убийца» на премьере в Каннах

В фильме практически нет движения — как физического, так и сюжетного. Диалоги ведутся полушёпотом, а медитативная тишина лишь изредка нарушается буйными схватками в лучшем стиле восточных единоборств. Если кому-то схватки и импонируют, их, к сожалению, приходится долго ждать. Причина того, что на вечернем показе зал покинуло сравнительно немного зрителей, заключается в том, что половина из них попросту заснула.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить