Кэтрин Бигелоу, единственная женщина-режиссер, получившая «Оскар»

Режиссер фильма «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу разрывает все шаблоны о женщинах в кино, снимая картины на острые политические темы и получая за это серьезные награды.

Кэтрин Бигелоу, единственная женщина-режиссер, получившая «Оскар» Fotobank / Getty Images

За последние 50 лет женщины прочно заняли места в кинематографе, а многие из них даже потеснили мужчин. Актрисы, гримеры, продюсеры, сценаристы, декораторы, но не режиссеры. И дело не в том, что женщины не хотят снимать. Анджелина Джоли, София Коппола, Лена Данэм — желающих встать по другую сторону экрана хоть отбавляй. Проблема в том, что критики не всегда оценивают их старания и поощряют их успех. Единственной женщиной, которой удалось прорвать оборону скептиков, стала Кэтрин Бигелоу.

Человеком, познакомившим Кэтрин с искусством, стал ее отец. Хотя настоящим художником он никогда не был, его работа на фабрике по производству красок помогла привить 6-летней дочери любовь к живописи, и после школы девушка отправилась в Институт искусств в Сан-Франциско. Благодаря своим успехам Кэтрин попала в Нью-Йорк: там она получила стипендию на исследовательскую работу в музее Уитни. Кэтрин завершила свое художественное образование в Колумбийском университете.

Следующим мужчиной, повлиявшим на карьеру Кэтрин, стал художник Энди Уорхол, который постоянно экспериментировал с жанрами искусства в поисках новых форм. Он и подсказал Бигелоу обратиться к кинематографу.

«Живопись в последнее время стала привилегией элит. Чтобы оценить картину, вам необходимо обладать необходимым количеством информации. Фильмы — это более доступное искусство с широкой аудиторией, к которой я и хотела обратиться», — вспоминает Кэтрин в журнале The Time.

После нескольких короткометражек Кэтрин вышла на большой экран, и вполне удачно. Сначала она завербовала Джейми Ли Кертис в ленту «Голубая сталь» про женщину-полицейского, а затем сняла культовую ленту 90-х «На гребне волны».

Параллельно с первыми карьерными успехами стремительно развивался роман Кэтрин с режиссером Джеймсом Камероном. Им было, чему поучиться друг у друга: оба снимали боевики и триллеры, главными героинями которых часто становились отважные женщины. Постепенно рабочие отношения переросли в роман. Свадьба состоялась в 1989 году, едва Джеймс успел официально развестись с первой женой Гэйл Херд. Спустя три года Бигелоу распознала ветреную натуру супруга: в этот раз он сошел с ума по актрисе Линде Хэмильтон, звезде второй части «Терминатора».

Но как истинные профессионалы, бывшие супруги и после расставания продолжали общение: Джеймс продюсировал некоторые картины Кэтрин, а она часто советовалась с ним по поводу сценария и съемочного процесса. Кэмерон научил Бигелоу не бояться критики — ее все равно не избежать. Так было и с драмой «К-19» 2002 года, повествующей о гибели атомной подлодки и подвиге советских моряков, спасших мир от ядерной катастрофы в годы Холодной войны. Несмотря на то, что режиссер усиленно изучала документы, расспрашивала уцелевших членов команды и лично ездила осматривать субмарину, русским морякам история все равно не показалась убедительной. А Кэтрин не обращала внимание на скептиков и упорно продолжала снимать свои фильмы.

Ее главный триумф состоялся после выпуска картины «Повелитель бури» в 2010 году. Фильм о саперах, обезвреживающих и устанавливающих мины в Ираке, не мог не задобрить академиков: Бигелоу получила «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую режиссуру, оставив позади своего бывшего мужа с картиной «Аватар». Многие таблоиды начали злословить: кто-то обвинил Кэтрин в излишней сексуальности, которая помогла ей пробиться в высший эшелон Голливуда (действительно, в 61 год она выглядит роскошно), другие связали ее успех исключительно с фамилией бывшего супруга. Но Бигелоу уже привыкла не обращать на кривотолки внимания.

В 2012 году Кэтрин сняла триллер «Цель номер один» — еще одно по‑настоящему феминистское послание. В этот раз против террористов выступила женщина по имени Майя в исполнении Джессики Честейн, которая в течение 10 долгих лет выслеживает Усаму бен Ладена и, наконец, находит. Вместе с героизмом спецгрупп, занимавшихся охотой за преступником, Бигелоу показала и жестокость своих соотечественников: известно, что агенты ЦРУ не гнушались проводить пытки над заключенными в Пакистане. Эти сцены больше всего не понравились критикам, посчитавших их намеренно жестокими. Кэтрин держала ответ с помощью открытого письма в Los Angeles Times.

«Те из нас, кто работает в сфере искусства, знают, что показать не значит оправдать. Если бы это было так, то ни один из художников не стал бы изображать античеловеческие деяния, ни один писатель не написал бы о них, ни один режиссер не стал бы копаться в непростых вопросах нашего времени», — писала режиссер.

Сегодня Кэтрин скрывает, над чем работает. Можно с уверенностью говорить только об одном: это вновь будет картина, которую будет обсуждать весь мир.

Правила успеха Кэтрин Бигелоу

  1. Я не брошу заниматься своим делом, даже если многие по‑прежнему считают, что женщина не может быть хорошим режиссером. Во‑первых, я не могу отказаться от своего пола. Во‑вторых, я не могу отказаться от съемок фильмов.
  2. В мире должно быть больше женщин-режиссеров. Мне кажется, многие женщины преуспели бы в этом, они просто не понимают, что действительно могут это сделать.
  3. Когда мы снимали сцены пыток в «Цели номер один», мне хотелось закрыть глаза и уйти. Но, как режиссер, я должна преодолеть личный дискомфорт, чтобы добиться цели и рассказать людям, как все было на самом деле.
  4. Я всегда снимаю реалистичные фильмы и редко готова идти на компромисс, если он ограничивает мою творческую свободу.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить