История Аниты Саркисян, которая против «дев в беде» и сексуальных воительниц

Анита Саркисян не боится критиковать создателей видеоигр, демонструющих слабых женщин-соблазнительниц, которые уповают только на мужчин, и экшн-героинь, созданных с учетом стереотипных представлений о сексуальности.

История Аниты Саркисян, которая против «дев в беде» и сексуальных воительниц Alex Lazara

На днях мы увидели героев первого русского супергеройского фильма «Защитники», который до боли напоминает комиксы о «Мстителях». Неизвестно, какие сюрпризы сюжета предложат создатели приключенческой саги зрителю, но уже совершенно очевидно, что нас ждет несколько старых стереотипов. Так, Арсус — это персонаж, умеющий перевоплощаться из человека в медведя, вооруженного пулеметом, а Человек-земля — это тот, кто ворочает валуны и устраивает каменные завалы. Если этих ребят еще можно приписать к попытке обыграть русское народное творчество, то внешний вид единственной женщины в этой команде непростителен. Ксения, обладающая способностью скрываться в водной пучине, оказалась типичной героиней-воином из комиксов с минимумом одежды и максимумом навязчивой сексуальности.

Еще одна героиня стала жертвой стереотипов о роли женщины в кино и видеоиграх, с которыми борется канадский медиакритик Анита Саркисян.

Все началось с создания онлайн-канала Feminist Frequency в 2009 году, где Саркисян рассказывала о несправедливости в отношении женских персонажей в кино и на Т. В. Первым под критику попал сериал «Кукольный дом»: главная героиня в облегающей одежде и с ярким макияжем, пользующаяся своей соблазнительностью для достижения целей, сразу не понравилась Аните, как, впрочем, и другие стереотипные герои шоу. В 2012 году Саркисян устроила крестовый поход против клише: с помощью трекера Kickstarter (куда может прислать деньги любой желающий) она собрала более $150 000 и смогла продюсировать свои записи Tropes vs Women in Video Games, в которых рассказывала о клише в видеоиграх.

Условно героинь игрушек можно разделить на две большие группы: женщин в беде и воительниц. Первая категория — это совсем грустная история, ведь на протяжении всего сюжета «девы в беде» только и делают, что молятся о своем спасении и ждут помощи от мужчин, не в силах предпринять что-либо самостоятельно. Вторая группа — это сильные женщины, которые все могут сделать сами: например, Лара Крофт из Tomb Rider и Элизабет из Bioshock: Infinite.

Если присмотреться внимательнее, всем этим девушкам навязывается сексуальность. Глубокое декольте, кроп-топы, мини-шоры, каблуки — все это красиво смотрится на экране, но при в реальной жизни снижает функционал реальной героини: неужели кто-то из нас наденет такую экипировку, чтобы бегать от врага и карабкаться по горам?

В играх часто встречаются и так называемые «украшения»: девушки, которые не разговаривают и не действуют, зато декорируют обстановку своими соблазнительными формами.

Помимо того, что игры принижают роль женщины, они еще и искажают психику подростков. Такие сюжеты вместе с медиа и кино неосознанно программируют мысль о том, что женщина — это продолжение мужчины, соблазнительный внешний вид для которой — негласное правило.

Цель Саркисян — не полностью избавиться от видеоигр, а сделать их реальнее и мягче по отношению к женщинам.

Благодаря своим колким высказываниям Анита снискала славу у феминисток по всему миру, но и нашла врагов. Ее почту и твиттер пытались взломать, а один из пользователей даже выложил в Сеть игру, где блогера можно бить по лицу. Лекция Саркисян в государственном университете Юты вообще была отменена из-за угроз террористической атаки. Подобные выступления лишь подтверждают, что ненависть из онлайн-мира преодолела границу и попала в реальный мир.

Впрочем, есть и хорошие новости: среди жертв критики Аниты находятся те, кто переходит на ее сторону. Так, творческий директор студии игр Volition Стив Джарос в прошлом году заявил, что теперь в играх компании женским героиням пытаются нарисовать больше одежды, а дизайнер студии Spaces of Play Андреас Цехер написал открытое письмо, где призвал коллег бороться с угрозами в игровом сообществе и осуждать всех за подобные поступки.

Сама Анита в этом году вошла в список 30 влиятельных людей из Сети по мнению журнала The Time.

Правила успеха Аниты Саркисян

  1. Многие геймеры, посмотрев мои видео, сказали, что замечали вещи, о которых я говорила, но не знали, как это объяснить. Язык, позволяющий объяснить эти явление, действительно мощное оружие. Он повысил грамотность пользователей и их возможность критиковать то, что им показывает медиа.
  2. Видеоигры из года в год предлагают одних и тех же персонажей. Создание новых историй сделает игры более интересными и цепляющими.
  3. Многие думают, что я говорю о том, что все игры плохие и что пора прекратить их существование. Но люди — это сложные и умные существа, мы можем держать в голове сразу несколько противоположных мыслей по поводу одной и той же темы. Мы можем критиковать вещи, которые мы по-настоящему любим.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить