Художница Ванесса Белл

Ванесса Белл рисовала, любила, дружила, путешествовала, воспитывала детей со страстью и не сверяясь с установленными правилами своей эпохи.

Художница Ванесса Белл


Две сестры

«Хотелось бы, чтобы вы арендовали Чарльстон. Леонард там все обошел и говорит, что это восхитительный дом. Очаровательный сад, есть пруд, фруктовые деревья, грядки для овощей, сейчас все в запущенном виде, но ты могла бы там все чудесно устроить. В одной из комнат большие окна — из нее можно сделать студию», — в 1916 году написала одна сестра другой.
Отправитель письма — писательница Вирджиния Вулф, получатель — художница Ванесса Белл, а в Чарльстоне все будет устроено действительно чудесно. Простое фермерское жилище скоро станет приютом для Ванессы, местом встреч и общения семьи и друзей. А спустя годы дом превратится в памятник искусству и образу жизни небольшой группы людей. В этом маленьком кругу — писательница, автор биографий, экономист, госслужащий, журналист, художница, критик. Каждый из них по‑своему будет стремиться к тому, чтобы облечь идею (в искусстве, литературе или экономике) в новую форму, которая противоречит существующим правилам и которая спустя десятилетия превратится в общепринятую. В этом, вероятно, и заключается главное наследие Ванессы Белл. Благодаря решениям, которые она принимала в 1910-е, 1920-е, 1930-е, образу жизни ее и ее друзей мы сегодня многое воспринимаем как должное: что девушка должна искать свое предназначение не только в домашних обязанностях; что мужчины и женщины общаются на равных; что можно превозмочь боль и печаль личных трагедий и найти счастье в любимом деле.

Мало радости

Ванесса Белл родилась 30 мая 1879 года в Лондоне в семье Джулии и Лесли Стефен. У каждого из них были дети от предыдущих браков, а вслед за Ванессой появились еще трое: Тоби, Вирджиния и Адриан. Ванесса отличалась от других членов семьи — она обладала даром восприятия мира и передачи его через свет, цвет, линии и формы. Другие были людьми печатного слова: отец — видный литературный деятель, автор «Истории английской мысли в XVIII веке», сводный брат Джордж — будущий издатель, младшая сестра Вирджиния — писательница.
Ванесса Белл принадлежала к тем счастливым людям, которые уже в раннем возрасте уверены в своем предназначении и которым повезло родиться в такое время и в такой среде, где воплотить мечту возможно. Даже в тяжелые годы после смерти матери — Ванессе было всего шестнадцать, — она продолжала посещать школу изобразительных искусств и изучать принципы рисунка, анатомию, композицию.
В начале нового века в семье Стефен было мало радости: в доме царила тягостная атмосфера — детям не хватало материнского внимания, отец скорбел по ушедшей жене. В 1904-м он скончался после долгой болезни.


Хороший район

Ванесса, Тоби, Вирджиния и Адриан обрели независимость. И быстро переехали в новый дом. Теперь они могли сами выбирать, в какой цвет красить стены, с кем дружить и кого приглашать в гости. Ванесса вспоминала: «Словно мы вышли из темноты на свет». Тоби организовывал «Четверговые вечера» — здесь встречались и говорили обо всем на свете его кембриджские приятели, и сестры принимали в беседах самое активное участие.
Потом этот кружок станет известен как «Блумсбери» — по названию лондонского района, где друзья будут арендовать и покупать дома. В компанию кроме сестер и братьев Стефен войдут критик Клайв Белл, писатели Литтон Стрэчи и Эдвард Морган Форстер, журналист Леонард Вулф, экономист Джон Мейнард Кейнс, художник Дункан Грант.
Их объединяли молодость, живой ум и желание избавиться от томительной скуки викторианства. Они занялись созданием новых правил в противоположность всем существовавшим в преды¬дущие пятьдесят лет. Блумсберийцы будут собираться вместе еще полвека, чтобы сплетничать, спорить, делиться мнениями о работе и творчестве друг друга и обмениваться идеями. Ни время, ни успех, ни соперничество в любви и творчестве, ни войны — ничто не могло разлучить этих людей, которые познакомились в ранней молодости. Ванесса Белл была центром кружка — именно ее дом в Лондоне был самым гостеприимным, а после 1916 года Чарльстон превратился в место встреч блусмберийцев, где можно и отдохнуть, и насладиться общением.


Жизнь в искусстве

В сущности в дружбе блумсберийцы находили все — и романтические отношения, и стимул для творчества. Ванесса не была исключением. В 1906 году она вышла замуж за Клайва Белла — художественного критика и старинного друга ее брата Тоби. До этого Ванесса Белл дважды отвечала на предложение Клайва отказом — вероятно, считая, что семейная жизнь помешает ее творчеству или творчество помешает семье. Но неожиданная смерть Тоби потрясла Ванессу — она вдруг увидела необходимость в надежной точке опоры.
Всего через несколько лет после свадьбы и Ванесса, и Клайв окажутся в романтических отношениях с другими людьми, однако их брак никогда не будет расторгнут, они вместе воспитают детей и в лучших традициях Блумсбери навсегда останутся друзьями.
В декабре 1909 года Ванесса и Клайв Белл познакомились с Роджером Фраем. Ему было 43, он только что покинул пост куратора Метрополитен-музея в Нью-Йорке и искал новое применение своим силам. Фрай вошел в тесный круг «Блумсбери», стал другом Вирджинии Вулф и четы Белл. Через год у Роджера и Ванессы начался роман. Тогда же он организовал в Лондоне выставку «Мане и постимпрессионисты», которая вызвала невиданный фурор. Фрай хотел продемонстрировать полотна и скульптуры французских художников, чьи имена — Сезанн, Ван Гог, Матисс, Пикассо — были неизвестны британской публике. Для Ванессы это стало открытием. «Было ощущение, будто стало возможным говорить о том, что ты всегда чувствовал на самом деле, вместо того, чтобы пытаться сказать о том, что тебе велели чувствовать другие», — вспоминала позже художница.
После этой выставки появится «безликий» портрет Вирджинии Вулф: у модели не прописано лицо, и все же ее нельзя не узнать благодаря чему-то неуловимому в позе и наклоне головы. Ключевое произведение Белл в этот период — пейзаж «Пляж в Студланде».
Фрай всячески поощрял ее поиски новых способов визуального выражения. «Ты гениальна и в жизни и в искусстве», — повторял он Ванессе. Во время второй выставки постимпрессионистов в 1912 году четыре полотна Белл экспонировались рядом с картинами Матисса, Пикассо и Дерена.


Идеальная семья

В следующие годы творчество Ванессы развивалось в двух дополняющих друг друга направлениях: она склонялась к абстракции в живописи и новым формам дизайна — в прикладном искусстве. Ее абстрактные полотна — одни из первых в Европе. А созданная для «Омеги» коллекция тканей с экспрессивными рисунками — одна из самых красивых в истории текстильного дизайна ХХ века. «Омега» — это мастерские, организованные Роджером Фраем в 1913 году: художники получали возможность подзаработать, делая рисунки для тканей, мебели, посуды, одежды, и одновременно знакомили широкую публику с новыми веяниями в искусстве.
В проекте участвовал и Дункан Грант, художник, занявший место Фрая в жизни Ванессы. Обворожительный и талантливый Грант в прошлом был любовником многих друзей Ванессы и ее младшего брата Адриана. Совместную жизнь Белл и Грант начали втроем — вместе с Дэвидом Гарнеттом, еще одним любовником Дункана.
Можно было быть первопроходцем в искусстве — не бояться суровой критики и суда публики. Но выбрать партнера, с которым каждый совместно прожитый день — это сложности и компромиссы, было серьезным риском для Ванессы. В то же время она получала свободу творить, как ей того хотелось, рядом с человеком, который, как никто другой, понимал ее идеи и вдохновлял ее. В Чарльстоне все было подчинено работе Ванессы и Дункана.
Фрай говорил об их необычной жизни: «Можно сказать, это идеальная семья, отношения в которой основаны на супружеской измене и терпимости друг к другу, где Клайв — обманутый муж, я — брошенный любовник. Это победа здравого смысла над приличиями».


Дом творчества

Чарльстон — случайно найденный Леонардом Вулфом фермерский дом — превратился в место сотрудничества двух независимых художников. Здесь все отражало любовь Ванессы к прикладному искусству: мебель, шторы, ковры, стены и двери покрыты рисунками из завитков, арабесок и мифических фигур. Помощь экономки, нянь и гувернанток, занимавшихся детьми, позволяла Ванессе работать. Совместно с Грантом она разрабатывала дизайн интерьера для домов друзей. В 30-е Белл снова занялась рисунками для тканей и росписью фарфора. Самая значимая часть ее творчества в этот период — графика и дизайн книг. Ванесса Белл фактически была главным художником семейного издательства «Хогарт Пресс», где в 30-е годы публиковались все произведения Вирджинии.


На прощание

В конце тридцатых в жизни Ванессы наступила горестная пора — в 1934 году умер Роджер Фрай, в 1937-м погиб в Испании старший сын Джулиан, в 1941-м покончила с собой Вирджиния. В 1940 году во время бомбежки была полностью разрушена студия Белл и Гранта в Лондоне, пропали почти все ранние работы художницы. Ванесса и Дункан поселились в Чарльстоне, где продолжали писать натюрморты, портреты домочадцев, пейзажи. Здесь в 1961 году Ванесса умерла.
За прошедшие годы Ванесса Белл и блумсберийцы превратились в пример для подражания. Неформальный образ жизни, дружба ради дружбы, феминизм, сексуальная свобода, необычный внешний вид, эксперименты в интерьерном дизайне — все, что для Ванессы и ее друзей было волнующе новым, сегодня — признанная норма. В борьбе со старым обществом они создали правила и обычаи нового.
В 1980 году был организован Фонд Чарльстона, цель которого — сохранение этого уникального места. Дом и сад открыты для посещения с апреля по октябрь.

ТЕКСТ: Александра Ивлева

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить