Франсуа Коти - король аромата

Выходец из бедного городка, Франсуа Коти, талантливый химик и гениальный парфюмер, заработал и потратил миллионы с легкостью, которая современникам казалась мистической.

Франсуа Коти - король аромата

Начало

Жозеф Мари Франсуа Спотурно родился 3 мая 1884 года на Корсике. В семье было принято гордиться своей историй и досконально знать генеалогическое древо. Кстати, среди предков маленького Франсуа была Изабель Бонапарт, родная тетка бывшего императора Франции. Необычная же фамилия досталась мальчику от родственников с другой стороны, потомков эмигрантов из Генуи.

Мать малыша умерла, когда ему было всего четыре года, а через несколько лет скоропостижно скончался и его отец. В результате мальчика воспитывали женщины — сперва прабабушка Мари, а потом ее дочь Анна.

От Спотурно к Коти

Франсуа рано пришлось оставить учебу и устроиться помощником продавца в галантерейную лавку. Честолюбивый юноша мечтал переехать в столицу. На помощь пришли семейные связи: другу Спотурно Эммануэлю Арену, успешному политику, нужен был ассистент. 24-летний Франсуа сразу получил место, молниеносно собрал чемоданы и в 1898 году оказался, наконец, в городе своих сновидений — Париже. Довольно быстро надменные парижане дали юному провинциалу понять, что имя его предков не только сложно сверх всякой меры, но и попросту смешно. Тогда Франсуа взял девичью фамилию матери — Коти.

Вскоре он познакомился с Леоном Шири — мэром городка Грас и владельцем нескольких косметических предприятий. Он с удовольствием окунулся в атмосферу нового увлечения — парфюмерии, и в 1902-м отбыл в Грас, чтобы там постичь все тайны этого искусства. Кроме сына Шири Антуана, который был наставником Коти, последнему помогал еще один новый знакомый — фармацевт Реймон Гоери.

Спустя два года, в 1904-м, Франсуа вернулся в Париж, вооруженный не только обширными знаниями в области химии, но и крепкими дружескими связями среди парфюмеров. Он организовал свою первую лабораторию прямо в маленькой квартирке, где жил со своей женой Ивонн. Его бизнес-идея была проста и революционна: зачем тратить колоссальные деньги на натуральные компоненты, когда большую часть составляющих духов можно получить путем синтеза? Так на свет появился аромат Rose Jacqueminot («Роза Жакмино»). По совету Ивонн Коти упаковал флакончики с новым ароматом в мешочки из шелка, чтобы сделать их более привлекательными для потенциальных покупателей. В 1905 год Коти вступил триумфатором: весь модный Париж выстроился в очередь за его продукцией.

Взлет и падение империи

Успех позволил Франсуа открыть собственный магазин и построить большую лабораторию, но ему не давала покоя очередная проблема: упаковка духов. В 1908 году Коти свел знакомство с ювелиром Рене Лаликом и почти сразу понял, что обрел идеального дизайнера. Для флакона аромата L’Effleurt Лалик придумал сюжет с женщиной, как будто появляющейся из цветочных лепестков. Новинка вызвала в обществе бешеный ажиотаж — впервые в истории парфюмерии упаковка обрела самостоятельную ценность, сопоставимую с ценностью собственно духов. Сотрудничество и дружба Коти и Лалика продолжались до самой смерти парфюмера.

К началу 1910-х ассортимент торговой марки Коти насчитывал уже около 20 названий. В отличие от современников-конкурентов, которые пытались создать универсальный аромат, выражающий дух времени, Франсуа сделал ставку на разнообразие. Коти стал продавать парфюмированное мыло, пудру, кремы.

Именно Франсуа первым осознал, что позиционирование духов как элитного продукта сильно ограничивает возможность его продажи. Поэтому наряду с дорогой линией он выпустил более доступную — флаконы поменьше, дизайн попроще, но все самого высокого качества. К 1917 году, к моменту запуска прославленного Chypre, на его предприятиях работали более 9000 человек, а филиалы заводов и лабораторий располагались по всему миру — не только в Европе, но и в Мексике, Аргентине и даже в Бразилии.

Даже жена Герлена, основного соперника Коти среди парижских парфюмеров, предпочитала духи Франсуа Коти Emeraude («Изумруд») и VAimant («Магнит») с нежно-амбровым и амброво-полуцветочным ароматами.

В 1920-е годы он стал одним из самых богатых людей на планете. Однако эпоха наибольшего расцвета стала также предвестником заката его империи. Большую часть заработанных миллионов Коти направлял на поддержку фашистских организаций и содержание националистических изданий. Все это постепенно истощало его платежеспособность, пошатнувшуюся после кризиса на Уолл-стрит.

Однако последней каплей стало расставание с женой. Не в силах выносить наглое поведение многочисленных любовниц своего мужа, верная Ивонн подала на развод. Она обратилась в суд, который после долгих разбирательств присудил ей большую часть состояния бывшего мужа. Продажи марки падали, а у когда-то неутомимого Коти не осталось сил, чтобы бороться. Он умер в 1934-м от пневмонии, одинокий и практически разоренный, но его имя не забыто. Оно и по сей день остается символом и синонимом роскоши, ставшей доступной миллионам женщин, — а все благодаря упрямому корсиканцу.

Мария Бурова
Фото: Eastnews. Fotolink. Photas. Vostockphoto

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить