Алиса Хазанова: стала актрисой вопреки себе

Алиса Хазанова не любит говорить о себе и своих чувствах. Но нам рассказала, почему бросила танцевать и стала искать признания в театре и кино.

Алиса Хазанова: стала актрисой вопреки себе

Алиса Хазанова с детьми // Фото: Алексей Константинов / fotoimedia
Алиса Хазанова с детьми // Фото: Алексей Константинов / fotoimedia

Алиса, почему вы, набирая популярность в качестве актрисы, решили сами написать и срежиссировать фильм?
Лично мне не хватает фильмов, где не придается особого значения социальным вещам: бедный — богатый, деревня — город… Я соскучилась по кино, которое говорит лишь о том, что происходит между людьми. Это и стало импульсом к написанию сценария.

То есть это будет честный фильм про отношения?
Понимаете, у всех все складывается по‑разному. Не всегда же начинается с большой любви. У одних отношения перерастают в чувство, а у других, наоборот, вначале безумная страсть, которая потом растворяется. А иногда люди живут вместе и уже не очень помнят почему. В какой-то момент они подходят к зеркалу и думают: «А если бы я по-другому свою жизнь прожил?»

Это, конечно, очень интересный вопрос.
Им часто задается поколение тридцатилетних. К примеру, кто-то в детстве любил и хотел петь, родители отвели его в музыкальную школу, где им сказали: «У вашего ребенка нет слуха». А на самом деле, если бы он приложил усилия, возможно, и смог бы петь. Взрослые часто говорят себе: «Я так хотел этого. Что было бы, если?..»

Думаете, любую способность можно в себе развить?
Я искренне считаю, что надо пробовать. Но с одной оговоркой: если очень хочешь этого, если мечтаешь заняться этим делом не из любопытства, а уверен, что без него твоя жизнь не будет полной, если готова сфокусировать все свои силы. Тогда точно можно добиться какого-то результата. Конечно, тут важно адекватно относиться к себе и признаваться в том, что я, может быть, и не гений, но кое-что могу.

И вы, конечно, не раз воплощали эту теорию на практике?
Я так пришла в актерскую профессию. Вопреки самой себе, потому что сомневалась в своих силах. Но в какой-то момент поняла: если не попробую, то буду всю жизнь жалеть. Конечно, многому пришлось учиться — и это не про посещение каких-то занятий, а про внутренние процессы. Например, можно смотреть кино и учиться у его создателей.

А чему можно научиться в театре? Что вам дал опыт игры на сцене?
Когда мне предложили в театре «Практика» сыграть спектакль «Агата возвращается домой», я поняла, что мне не хватает голосовых навыков. Просто для того, чтобы находиться на сцене в течение часа и безостановочно в очень быстром темпе говорить. Даже для драматического актера такая роль — вызов. Подумала: «Ну хорошо, значит, надо заняться голосом, ведь глупо отказываться, не попробовав». И пошла заниматься вокалом к замечательному педагогу Татьяне Анциферовой, которая многому меня научила.

Вы восемь лет были артисткой балета Большого театра. Если бы не травма колена, продолжили бы танцевать?
Нет. Травма произошла, когда я начала сомневаться в своем пути. Было неясно, куда как творческая единица иду и что мне делать. Понимала, что, скорее всего, хочу уйти из Большого, но не знала, как это сделать и чем заняться. Тут мне свыше и дали подсказку — подтолкнули. Совершенно ни о чем не жалею: ни о приходе в актерскую профессию, ни о балетном прошлом.

Что дал вам балетный опыт, а что, может быть, отнял?
Он сформировал меня, организовал, научил терпению и дисциплине. Однако балет не учит инициативе — ты находишься в закрытой системе координат, в которой нет времени для свободы. Ты не можешь перестать заниматься этим на какое-то время, чтобы попробовать что-то другое, а потом вернуться. Танцем нужно заниматься постоянно.

После того как ушли из балета, вы вышли замуж за швейцарского финансиста, уехали в Париж, где прожили четыре года с мужем и ребенком. Могли ведь спокойно и благополучно жить там и дальше?
Настоящий актер живет там, где у него есть работа. Так сложилось, что у меня она здесь. Когда появится в другой стране, я либо перееду, либо стану разрываться на две страны. Работа делает меня счастливой, отсюда все остальное. Вообще я не очень понимаю все эти истории про благополучную жизнь, даже боюсь их.

Почему?
Есть множество людей, у которых все вроде бы «благополучно», но на самом деле они такие несчастные и чего только не делают, чтобы себя чуть-чуть развеселить, почувствовать жизнь. На мой взгляд, благополучие — это какая-то адекватность самому себе, когда твои близкие живы и здоровы, когда есть какое-то количество денег. Но это отнюдь не значит, что ты изо дня в день находишься в комфортной ситуации. Иначе наступает день сурка.

Вас, наверное, часто спрашивают, сложно ли быть дочерью знаменитого отца — Геннадия Хазанова?
У отца другой вектор в профессии, и я никогда не хотела делать то, что делает он. При этом у меня такое ощущение, что я не знаю, как жить по‑другому, потому что родилась с творческой природой.

То есть как раз это передалось по наследству?
Думаю, родители хотели развить во мне все хорошие качества: чтобы я была воспитанной, вежливой, книжки любила читать… В нашей семье все всегда много работали, а еще постоянно всем помогали: и друзьям, и незнакомым людям. Мне кажется, в среде и на примере дети воспитываются лучше, чем при попытках насильно что-то вложить в них. Так мне передался от родителей сам принцип существования в творческой среде. Она для меня естественна.

Вам сложно сочетать творческую жизнь с личной?
Мне нужно, чтобы были и дети, и работа, и учеба, и общение. Только когда все это вместе есть, чувствую себя собой. А если чего-то начинает не хватать — получается перекос в какую-то сторону — начинаю переживать, чувствовать себя не в своей тарелке, нервничаю, душа неспокойна, характер портится…

Разрываетесь между всем этим?
Конечно. Но мне кажется, возможность переключения и поглощения делом на сто процентов — особенность именно женской психики. Если сейчас ты рядом с детьми, то должна полностью посвящать себя им. Ты сконцентрирована и ни о чем другом не думаешь. Если пошла на работу, то будь добра настроиться на нее — все остальное сейчас неважно. В принципе, желательно и при покупке платья включать мозг и думать только о платье. Тогда результат будет лучше, чем если ты в этот момент думаешь о чем-то другом.

Близкие поддерживают вас в этой склонности глубоко во все погружаться?
Люди, которые тебя любят, принимают такой, какая ты есть. Ну и ты вроде как должна отвечать взаимностью. Это не всегда легко и даже не всегда возможно, но нужно заставлять себя. Поэтому я вообще не очень понимаю, когда в от- ношениях ставят какие-то ультиматумы и говорят: «Ты этим будешь заниматься, а этим не будешь». Всё должно быть обоюдно абсолютно в любых отношениях.

Интересные роли Алисы Хазановой:

  • «Темный мир: Равновесие», 2013, ведьма. Главная злодейка истории в жанре фэнтези о том, как в мир людей пробираются тени, питающиеся жизненной силой живых существ. В прокате — с 5 декабря.
  • «Последняя сказка Риты», 2012, Алевтина Михайловна. Врач в московской клинике, где разворачивается сюжет мистического кинофильма Ренаты Литвиновой.
  • «Агата возвращается домой», театр «Практика», 2010, Агата. Девочка восьми лет, героиня сказки для детей и взрослых, написанной Линор Горалик и поставленной с очень необычными спецэффектами.
  • «Краткий курс счастливой жизни», Люба, 2012. Одна из четырех героинь сериала Валерии Гай Германики, офисная сотрудница, женщина трудной судьбы.

Беседовала Ольга Максимова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить