Интервью с актрисой Яной Трояновой

Актриса Яна Троянова считает, что на хорошие поступки современного зрителя может вдохновить и дурной пример.

Интервью с актрисой Яной Трояновой

Яна Троянова

Вы признавались, что во время работы ассоциируете каждую свою героиню с каким-то представителем фауны. А какое животное ближе вам самой?

Этот метод с подбором животного известен еще со времен Станиславского. Обращаясь к нему, актер острее чувствует природу образа и делает его более достоверным. Сложно сказать, какое я животное в чистом виде, но точно не домашнее. Скорее, уличная кошка или собака. Я все-таки очень природный человек: росла в лесу, потому что рядом с ним находился наш поселок. Мне дикость нравится, она — моя норма. Сады и дачи с прибранными газонами — не мое.

Дворняжкой чувствовали себя в фильме «Жить»?

Да, за основу образа брала ее. У моей Гришки был хозяин, с которым она чувствовала себя хорошо. Моя героиня только по улицам умеет шататься в поисках его, скитаться по электричкам. Для моей роли в «Волчке» больше подошла рысь, которую, кстати, я увидела в зоопарке: она только-только вывела потомство, перед ней лежал кусок мяса, а вокруг ползали рысята, которые хотели ее любви. А она, вся такая невозможная, не реагировала на них. Ее позу я взяла для сцены, в которой мама страшную сказочку рассказывает, перед ней — курица, бутылка вина, а рядом ребенок, мечтающий о тепле. И все это ей не нужно.

Какие события своей жизни вы считаете важнейшими, сформировавшими, изменившими вас?

Их два. Первое — поступление в Екатеринбургский театральный институт. Шли вступительные экзамены. После одного из них я возвращалась домой, и вдруг во дворе на меня вышла похоронная процессия. Деваться было некуда — пришлось сквозь толпу пройти. Дома рассказала маме: «Представляешь, на меня только что гроб вынесли». Она ответила, что теперь моя жизнь изменится. Поступление в театральный институт действительно изменило все. Стоит ли говорить, что я на какой-то процент стала счастливее, потому что наконец-то занялась своим делом. А второе событие — встреча с Васей Сигаревым через год после поступления. Он стал меня раскрывать — и как актрису, и как человека. Я перестала стесняться своего прошлого и саму себя. Сегодня я такая именно благодаря этим двум событиям.

Вы поступили в театральный, отучившись на философском факультете. Когда поняли, что хотите стать актрисой?

В том-то и сложность, что ощущение было с рождения, но события в стране и в моей жизни не позволяли сделать шаг в правильную сторону. С детства занималась в драмкружках, пела в хоре, выступала с ансамблем, любила читать стихи. Было понятно, что надо становиться артисткой. Но всю жизнь это откладывалось: в 90-е годы в городе захлопнулись все театральные институты, и я пошла на философский факультет. Учась в университете, как-то вечером смотрела по телевизору фильм «В постели с врагом» — с Джулией Робертс. В комнату зашла мама и вскользь заметила: «Все-таки у нее мощная актерская школа». И меня как молнией поразило: почему я не ищу актерскую школу?

Я встала и, как робот, которого ведут, стала набирать справочную, чтобы узнать телефон театрального института. И тут поняла: «Боже, а институт-то есть!» Звоню туда, спрашиваю, когда в следующем году вступительные, мне говорят: «Зачем вам так долго ждать, ведь можно в этом поступать». Экзамены начались через две недели. За это время я устроилась в театр, чтобы получить справку о работе для заочного отделения, нашла репетитора по технике речи, чтобы подготовиться к вступительным — все сразу сложилось, но при этом было ощущение, что я успела запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Фильм подтолкнул и стал судьбоносным.

Вы легкий на подъем человек?

Да, очень импульсивная. Если бы мне сейчас сказали, что есть интересная роль, то я уже сегодня была бы в самолете с чемоданом в зубах. Но при этом очень нерационально расходую силы. Отдаю их за раз, а потом на что-то меня не хватает. Я умею быстро включаться в работу, пахать на площадке, не спать, доводить себя до нужного состояния любыми способами. Потому что знаю, сегодня необходимо все сделать, как в последний раз. При таком подходе к делу следует сниматься реже. Я долго восстанавливаюсь. Все мои роли тяжелые, серьезные. После них мне нужно полгода-год не сниматься, тупо лежать на диване, смотреть, например, кино с Джулией Робертс. Хотя шучу, конечно.

Что лучше всего наполняет после полного опустошения?

Дом в Екатеринбурге. Люблю вернуться на Урал, снова встретить друзей. Здесь могу голову не мыть неделю, ходить в растянутой футболке, и мне это нравится. А потом в выходные что-то с Сигаревым приготовим, к нам придут друзья-писатели и друзья детства. После ролей лучшего восстановления не придумаешь. Ни Москва, ни отдых на море так не помогают.

Мама была рядом в один из важнейших моментов жизни. Она вообще сильно влияла на ваш выбор и вкусы?

На это не влияла, потому что всегда жила только собственными интересами. На меня очень сильно повлияло то, что она занималась лишь своими делами. А мне хотелось, чтобы она больше внимания обращала на мои, поэтому я его всячески привлекала. В результате всего добивалась для того, чтобы она меня оценила, чтобы увидела, что я не простой ребенок, что я лучше всех читаю стихи, например. Она же никогда ни за что не хвалила, поэтому мне постоянно хотелось добиться чего-то еще. Казалось, уже скоро сделаю то, за что она меня похвалит. Да и правда сделала: первый фильм «Волчок» попал на «Кинотавр», меня наградили за лучшую женскую роль. Мама была в зале и наконец-то похвалила.



Сценарий «Волчка» возник на основе ваших воспоминаний о собственном детстве. Фильм получился довольно жестким. Как после него изменились ваши отношения с мамой?

Все в семье изменилось, да и во мне. Мама стала дарить мне игрушки, платья. Я, конечно, была, мягко говоря, шокирована. Я взрослый человек — мне подобное уже не нужно, а у нее осталось что-то нереализованное. Дочерью стала называть меня, что тоже было очень странно. Одно время она обижалась на кино, а я отвечала: «Волчок» — не автобиография, просто тема задела Сигарева, и он ее развил в сценарий".

Эта работа вас с мамой примирила?

Отдалила. Некоторые люди считают, что я маму до сих пор не простила, а это не так — простила еще до выхода фильма. Другое дело, что я наконец-то перестала ей себя навязывать и доказывать, что могу для нее все сделать. У меня в детстве были поступки, по-моему, нездоровые. Например, когда мне было пять лет, мы с ней отдыхали на юге. В один из дней она не плавала, только загорала, потому что после шторма к берегу прибило очень много медуз. А мне так хотелось побеситься с ней в воде, что я задалась целью достать всех медуз. Застелила ими весь берег, только чтобы мама пошла плавать. Так вот теперь я перестала застилать перед нею берега. После «Волчка» начала учиться жить своей жизнью. Это важнее. И сейчас у меня к маме больше благодарности, чем обиды. Я поняла маму — она и правда не знала, что я так ее ждала и фанатела от нее. А что, она мне что-то должна была? Нет. Как могут родители, так и воспитывают. Суть-то не в этом, а в том, чтобы человеком вырасти и за все быть благодарным им.

Какая зрительская реакция была для вас наиболее поразительной?

Одна история довела нас с Сигаревым до слез. Какой-то мужчина написал в сети примерно следующее: «Вышел из кинотеатра, сел в свой дорогущий джип. Я так давно не видел собственную дочь — целых восемь лет — страшно по ней соскучился, поеду к ней». Мне казалось: это победа, когда твое творчество так на людей влияет.

А у вас были подобные ситуации, когда искусство так же сильно влияло на вас?

На меня оно странно влияет. Когда вижу настоящее произведение искусства, мне сразу становится грустно, потому что понимаю, какая я тупая и бездарная.

Честно в этом признаться может не каждый.

Я подвержена дикой рефлексии и вообще крайне неспокойный человек. Мне очень часто стыдно смотреть на себя на экране — ежусь. Свой голос слушать не могу. Я то бьюсь головой об стену и называю себя самой тупой в мире, то в какой-то момент встаю, восстанавливаюсь и начинаю делать то, что действительно умею и могу. Раньше чаще говорила себе, что я бездарь. Самолюбования не нужно. Не стоит влюбляться в свои образы. Ты еще ничего не сделал, а только начал. Все, что делаю, у меня всегда под большим сомнением.

Что во внезапно пришедшей славе вам больше всего нравится?

Ничего. А что в ней приятного? Это адский труд: дать много интервью, на фестиваль явиться, в туре по городам поучаствовать, картину же не бросишь. А я-то лодырь. Мне полгода или год надо после съемок восстанавливаться.

Каких женщин вам интереснее играть?

Мне неинтересно играть какую-то элиту, я ее не знаю. Мне гораздо интереснее передать образ дорожной проститутки. Таких я часто вижу. Завораживающее зрелище. Друзьям говорю: «Мне интересно на них смотреть. Они свою жизнь так запросто сжигают, им ее не жаль». Интересно играть крутых женщин, бедовых. К примеру, спившуюся актрису, которая заканчивает жизнь в глубоком одиночестве. Люди интересны, женщины, да и мужчины тоже. Была бы моя воля, я бы и мужчину сыграла, какого-нибудь злодея или самого дьявола.

Почему бы не показать на экране положительный пример?

А я через негативное к положительному веду. После моих ролей люди в семью хотят вернуться, понимают, что с родителями грубо разговаривают, а они у них прекрасные, что им с ними очень повезло. О прекрасном надо рассказывать с другой стороны. Ну, представьте, выйду я в образе Снегурочки: «Здравствуйте, дети!» Ну что это такое?! А вот Баба-яга — совсем другое дело. Дети-то всегда больше интересуются ею и охотнее ждут в кадре и на сцене, чем какую-то дуру Аленушку или Василису Прекрасную. Всем же скучно становится, когда выходит девица с косой до пола. Ну посмотрели они на косу, корону оценили — и все. У меня в детстве целая трагедия была, когда мне не дали играть Бабу-ягу и сказали учить роль Золушки (в 80-е в детских лагерях было модно ставить сказки из смешанных персонажей). Я страдала от того, что мне нужно играть идиотку, бебекалку, как я таких персонажей называю. Одним словом, рассудила по себе — раз Баба-яга интереснее, то я должна научиться ее играть. Вдобавок характер у меня соответствующий, довольно жесткий. Ну какой я ангел?

Смотри трейлер фильма «Кококо» с Яной Трояновой в главной роли.
Беседовала Ольга Максимова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить