Больше чем секс

Вчера стартовали съемки экранизации романа «50 оттенков серого». Пока окружающие спорят, что это — любовный роман или все же уже порнография, мы выяснили, почему на самом деле нам хочется прочитать эту книгу.

Больше чем секс

До сих пор в качестве объяснения причины беспрецедентной популярности «Пятидесяти оттенков» использовали самую очевидную — секс. Секс продает все, что угодно, и книга — живое подтверждение этому. Даже самые большие скромницы, не стесняясь ни бабушек в метро, ни других попутчиков, читали книгу, даже не прикрыв ее непрозрачной обложкой. Наверное, многие были свидетелями укоризненных шепотков: «И как ей не стыдно такое в общественном месте читать!» И даже несмотря на то, что автор произведения до сих пор получает благодарности от женщин, которым книга помогла взбодрить свою сексуальную жизнь, Стивен Снайдер, психиатр, эксперт в области консультирования семейных пар из Нью-Йорка полагает: дело не только в описании откровенных сцен. И даже не в БДСМ. «Книга пленила сердца миллионов тем, что это — рассказ о невозможной любви, которая стала реальной благодаря мужеству, настойчивости и удаче, — объясняет психиатр. — Каждая читательница улавливает то, что невозможно выразить словами: „Пятьдесят оттенков серого“ — история практически любой пары, где влюбленные узнают друг друга, учатся доверять, и благодаря работе над отношениями становятся счастливы». И все-таки, трудно поверить, будто самый обычный роман, который даже с большой натяжкой не назовешь литературным произведением, стал бестселлером благодаря хэппи-энду «и жили они долго и счастливо». Так в чем же причина?

На грани

У нас много недостатоков. И мы чаще смотрим сериалы про убийства, сплетничаем, чем ходим в филармонию. И читаем, очевидно, «Пятьдесят оттенков», а не Пруста. Психотерапевт и сексолог Евгений Кульгавчук говорит о том, что спрос на такую литературу вызван ростом психических расстройств, расширением диапазона сексуальной приемлемости. И относит бестселлер к новому жанру — художественной сексопатологии: «Ведь, согласно общепринятой мировой классификации болезней, БДСМ — не вариант нормы, а скорее психическое расстройство. Садомазохизм — сексуальная тяга к действиям, которые вызывают боль, унижение или зависимость. Если садомазохизм проявляется нечасто и в виде игры — можно говорить о границе нормы и патологии. Но когда подобные действия складываются в основное поведение, речь уже о расстройстве полового предпочтения».

Самое неприятное, по мнению сексолога, такие книги могут поощрять отклонения в сексуальном поведении, особенно у людей с только формирующейся сексуальностью, как правило, у подростков. К счастью, мы здесь все взрослые люди с устоявшимися предпочтениями, поэтому интерес к теме «подчинение-доминирование» можем объяснить с другой точки зрения.

Дело в том, что в книге описаны переживания Кристиана Грея — психологически травмированного человека, который пережил в детстве насилие. Вряд ли кого-то оставит равнодушным такая грустная история, она и обеспечивает эмоциональный отклик читателей. «Несмотря на то, что Грей представлен сильным и авторитарным, это доминирование — кажущееся. За ниим скрывается ранимый, тревожный, и неуверенный в себе человек, — объясняет процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская. — Чрезмерный контроль — всего лишь способ справляться с тревогой». Как и для героини книги, Анастейши, подчинение становится способом избежать беспокойства, переложить ответственность за себя на того, кто старше, умнее, сильнее". Такие же утрированные и яркие характеры — авторитарный и мазохистический описывал в своей работе «Бегство от свободы» психоаналитик Эрих Фромм, и говорил о том, что подчинение и доминирование — всего лишь способ избежать внутренней свободы, ответственности за то, что с нами происходит. Как и при чтении любой книги, мы можем самоотождествляться с героями и пережить вместе какие-то свои печали, которых, к сожалению, у каждого более чем достаточно, реализовать неосознаваемые желания. К примеру, многие женщины мечтают встретить идеального спутника: красивого, богатого, сексуального и брутального мужчину. Поэтому не удивителен интерес к книге: наивная история скромной студентки Анастейши превращается в столь любимую многими сказу про Золушку.

Мудрые люди о страсти:

  • «Человек безудежных страстей привлекателен только в книгах», Айрис Мердок
  • «Хозяин своих страстей — раб своего рассудка», Сирил Коннолли
  • «Страсть ради страсти убивает истинные чувства», Лев Толстой
  • «Страсть — идеальная среда, в которой человеческая душа проявляется во всей полноте и совершенстве», Юкио Мисима.

Кто в доме хозяин

Казалось бы: ну нашла Золушка своего Принца, почему бы не закончить на этом историю, ведь, по идее, все должны быть довольны. Тем более, что, по мнению Евгения Кульгавчука, биологически женщины предрасположены к подчинению, а мужчины — к доминированию, и этим фактом тоже частично можно объяснить популярность романа. Теоретически, Анастейша и Кристиан должны стать просто идеальной парой.

Эмоциональная тяга женщины к победителю (олицетворением которого и является мультимиллиардер Грей) заложена биологически и подкреплена воспитанием. Все помнят, какие качества прививали нам с детства: умение находить компромиссы, быть мягкими, милыми, добрыми, приятными. «Но реальная жизнь показывает, что женщины тоже могут быть лидерами и победителями, — объясняет Ольга Подольская. — Поэтому, с одной стороны, роман поддерживает естественное сремление женщин к супермужественным партнерам, а с другой — отражает актуальный конфликт: как находить общий язык с таким мужчиной, если подчиняться на самом деле не очень хочется». Это мы и видим в поведении Анастейши — она отчаянно борется за свое право решать самой — что и когда ей есть, как одеваться и куда устраиваться на работу. Несмотря на очевидность, многие женщины этот внутренний конфликт до сих пор не осознают. И, так как история «доминирования-подчинения» больше эмоциональная, чем рациональная, не удивительно, что для ее раскрытия автор выбрала сексуальные отношения героев.

Кстати, героиня, борющаяся за свободу и отвергающая авторитет возлюбленного, очень напоминает нам бунтующего подростка. Забавно, но в такие моменты Грей выполняет роль строгого родителя, авторитет которого нужно уничтожить, чтобы стать самостоятельным, взрослым. Или, говоря психологическим языком — сепарироваться. «С биологической точки зрения, годам к пятнадцати человек уже становится полностью взрослой особью, способной к репродукции. Однако, современное общество устроено так, что стать самостоятельным, начать себя обеспечивать и жить отдельно, молодые люди не могут. Логично, что многие уже в довольно взрослом возрасте остаются инфантильными, и это доставляет немало хлопот», — объясняет Ольга Подольская. Выходит, актуальная проблема психологической сепарации и взросления тоже отражена в книге: Грей покупает издательство и делает Анастейшу руководителем буквально насильно. Сначала она боится и сопротивляется такой ответственности, но в итоге начинает верить в себя и со всеми делами справляется превосходно.

Под глянцевой обложкой

Что скрывать, книга нравится еще и потому, что в ней описана идеальная картинка. Тут нам и шикарные автомобили, и высокотехнологичные электронные девайсы, и куча брендовой одежды, которую учится носить героиня. И она сама, и ее возлюбленный тиран — оба обладают идеальным телами, стройными и в меру спортивными. А еще у них страстный, разнообразный и, главное, регулярный секс. Однако, за этой красивой блестящей оберткой скрывается не очень приятная правда жизни. Если представить в роле Грея среднестатистического российского мужчину со средней зарплатой, а в качестве Анастейши обычную женщину соответственно, вся эта история становится подозрительно похожей на банальное домашнее насилие. Пожалуй, даже можно не приводить статистику, ведь и так ясно, что эта проблема актуальна для наших соотечественниц. «По сути, терпение рукоприкладства — это проявление все той же потребности в преувеличенной мужественности, только уже совсем не романтичное», — объясняет Ольга Подольская. Если у этого бестселлера и есть достоинство, то оно заключается не в выдающемся сюжете, неповторимом стиле или достоверно изображенных героях. А в одной простой идее: даже если мужчина невероятно красив, обладает несметными богатствами и любит тебя, все равно нельзя позволить ему делать все, что он хочет. Финал первой книги дает довольно простой, но верный посыл читательнице: мы всегда можем выйти из отношений, в которых нам делают больно — физически, или психологически. Это наш выбор, несмотря на любовь. «Главное, понять: прекращение любого вида насилия над нами входит в сферу нашей ответственности. И не стоит об этом забывать," — резюмирует Ольга Подольская.

Интересно, что к третьей книге накал страстей спадает и становится уже не так интересно. А дело в том, что герои действительно изменились благодаря отношениям: Грей стал мягче и научился доверять, а Анастейша повзрослела. Хочется верить, что это произошло не только из-за силы их любви, но благодаря успешной психотерапии, которую долгие годы проходил чертовски сексуальный миллиардер.

Фильмы о том, чем заканчиваются отношения с властными мужчиными

Убей меня нежно, США, 2001
Девять с половиной недель, США, 1985
Сумерки, США, 2008

Девять с половиной недель, США, 1985
Сначала Элизабет нравились соблазнительные секскуальные игры с Джоном. Их отношения были похожи на настоящую любовь, пока не возник вопрос: где граница между игрой и серьезными отношениями? И способна ли первая перерасти в последние? Увы, героине этого фильма близость и доверие оказались дороже затейливого секса.

Убей меня нежно, США, 2001
Суровый Адам с брутальной щетиной покорил сердце нежной, хрупкой Элис. Однако, именно агрессивная сексуальнось любимого, которая поначалу казалась такой привлекательной, вскоре начала пугать девушку. На самом деле Адам никому никогда не причинял вреда, но отношения распались именно из-за неуверенности Элис в человечности партнера.

Сумерки, США, 2008
Малохольного вампира Эварда сложно назвать доминантом, однако Белла вряд ли могла чувствовать себя в безопасности рядом с богатым-сильным-красивым мужчиной, который буквально «пожирает глазами». Тем не менее, у этой истории хэппи-энд, во многом благодаря тому, что она все-таки больше вымышленная.

Юлия Арбатская

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить