Золушка'08

Тебе никогда не приходилось слышать слово «дольчики»?! Значит, в 1993-м тебе было не четырнадцать лет…

Золушка'08

Тебе никогда не приходилось слышать слово «дольчики»?! Значит, в 1993-м тебе было не четырнадцать лет…

Я твердо знаю, кто в четырнадцать лет был моим секс-символом. Моим идеалом женственности, на который я мечтала быть похожей. Конечно же, Золушка-80! Я помню, как мы завывали жуткими голосами: «Ю, а май лайф! Ю, а май вэри найс дизайер!») — те же самые эмоции испытывали тысячи, а то и сотни тысяч преданных фанаток культового, дважды показанного по центральному телевидения сериала.
Она была прекрасна. У нее была химия, хвостик-пальма, повязка на голове, серые лосины и джинсовая куртка. Ее партнером, принцем и возлюбленным был тоже вполне прекрасный мужчина, нижняя губа у которого была даже похлеще, чем у Хосе Игнасио. Как, ты не знаешь, кто такой Хосе Игнасио?! Ах да, я же забыла! Впрочем, это неважно. Я же просто хотела вспомнить, как мы одевались пятнадцать лет назад.
Обычно, когда речь заходит о лосинах, вареных джинсах и свитерах с люрексом (а сейчас речь о них заходит очень часто в связи с частичным возвращением моды), девушки вспоминают об одном из двух. Либо они говорят: «О, я была очень модной девушкой, у меня были фиолетовые лосины, и челка на сахаре, и люминесцентные ногти!» Либо: «Нет, у меня никогда не было ни лосин, ни капора. Я очень завидовала тем, у кого они были, но родители все равно покупали мне строгие блузки и элегантные юбки!» Обычно это произносят очень элегантные девушки, которые уже тогда, в ранней юности, видимо, были настоящими леди. И настоящими занудами.
По идее сейчас и я должна рассказать исполненную ностальгии историю про то, какие были у меня лосины или как у меня их не было. Однако я не расскажу. Потому что не помню. Нет, какие-то лосины у меня вроде бы были. И свитер до колена, кажется, табачного цвета. А может быть, поносного. Был еще двусторонний пуховик — с одной стороны лилового цвета, с другой — вроде болотного. А может быть, и поносного. Еще хорошо помню серую кепку, не в стиле Владимира Ильича Ленина (который, кстати, покупал свои серые кепки в Стокгольме, в универмаге дешевой одежды), а в этнически близком мне стиле «аэродром». Помню жуткие коричневые ботинки — не буду уточнять, какого именно оттенка был этот цвет, — которые вопреки всему своему виду были женскими.
Зато я очень хорошо помню, как одевались другие. И гораздо лучше, чем одежду, помню отсутствие одежды. Я мучительно пытаюсь вспомнить названия магазинов, в которых продавали одежду, и не могу. По‑моему, в ранних девяностых вообще не было магазинов одежды как таковых. Сплошные рынки, вещевые ярмарки и «коммерческие» павильоны, называемые также комками. Мода моей первой юности отличалась тем, что модным вещам не было подходящей компании. Они всегда находились совсем в неподходящем окружении.
Возьмем хотя бы Аню Корбут, одну из наших школьных красавиц. У нее была тетя в Париже (представляете, в Париже!), и настоящий французский шик и настоящий французский шарм делали ее, казалось бы, вовсе не нашей сверстницей, а взрослой опытной дамой. Недавно она вывесила «ВКонтакте» свои фотографии того времени — слезы умиления: стоит лопоухая девочка, губы накрашены ярко-красной помадой, в просторном синем пальто (см. «Свингер»), бежевых костюмных брюках со стрелками и белых кроссовках. Шарман, шарман!
С резиновыми джинсами носили убогие рыжие сапоги и блузку с продольными полосками. «Сексуальный» гипюровый топ могли надеть со штанами от спортивного костюма. Под белую блузку надевали чаще всего черный лифчик (а как же его тогда увидят, если не надеть под белое, да еще полупрозрачное?). И все в этом роде. Что-то напоминающее кино того же времени — смутное, излишне драматичное, местами трогательное, но по сути довольно мрачное.
Все, что помню о моде тех лет, я расположила в алфавитном порядке. Прочитайте, вспомните, улыбнитесь.

АЖУРНАЯ ВЯЗКА
Одним из нехитрых, но очень популярных способов украсить себя было взяться за крючок. Связанные из разноцветной хлопчатобумажной пряжи «Ирис» топы с короткими и длинными рукавами, с дырками, навевающими воспоминания о рыболовных сетях (иногда — с бахромой, с вплетенными пластмассовыми и деревянными бусами) украшали самых трудолюбивых и рукодельных из тогдашних модниц. Топы были старшими братьями вязаных крючком, густо накрахмаленных салфеток, которые было принято класть на телевизор. Или в центр полированного стола. Или даже на спинки дивана или кресел, обитых мрачной расцветки велюром. Впрочем, мы же о моде…

БРАСЛЕТЫ ИЗ БИСЕРА И БОТФОРТЫ
Самодельные бисерные фенечки были еще одним дешевым и сердитым народным украшением. Изобретенные вымершими американскими индейцами и советскими хиппи, в постсоветское время, когда все немного вымирали и чуточку хипповали, фенечки получили крайне широкое распространение. По крайней мере, среди школьников старших классов — бисерные браслетики, чаще всего вязанные в пять рядов узором «елочка» (напоминает будку станционного смотрителя), были почти на всех девочках и на многих мальчиках. Мальчикам их дарили девочки. Фенечки были знаком нерушимой дружбы, плелись друг для друга и заплетались прямо на руке — «чтобы никогда не снимать». Снимать приходилось с мылом.
Ботфорты же, напротив, были знаком другой, абсолютно прекрасной (но не имеющей к настоящей никакого отношения) жизни. В них красовались актрисы (в кино) и оранжево-розовые грудастые девицы (на дешевых эротических постерах).

ВАРЕНЫЕ ДЖИНСЫ
Кажется, эта модная примета времени скорее все-таки оказала значительное влияние на мужскую моду, нежели на женскую. Я помню, как в среде молодых людей передавался из рук в руки алхимический рецепт изготовления «варенки» кустарным образом, но всем доступным способом — надо было взять джинсы, натырить в музыкальной школе или районной библиотеке (в цветочных горшках) керамзитовых катышков, положить эти катышки в штанины, завязать их причудливым узлом и сварить в кастрюле в воде напополам с отбеливателем. Помню, что Леша, старший брат моей подруги Лены, надышавшись горячих паров хлорного отбеливателя, упал в обморок.

ДОЛЬЧИКИ, БУСЫ ИЗ ДЕРЕВА, ДЖИНСОВАЯ КУРТКА
Уже упоминавшиеся дольчики были цветными колготками с разнообразным рисунком, чаще всего цветочным. Почему они так назывались, сейчас уже никто не помнит. Возможно, их изготовляла фирма «Дольче». Смутно вспоминается телереклама — звучный мужской голос говорит весело и скандированно: «Дольчики! Ты неотра­зима!» — и на экране появляется веер обтянутых дольчиками пластмассовых ног из бельевого магазина.
Деревянные бусы из разнообразных по формам и размерам обточенных деревяшек — крайне популярное украшение 90-х. Были бусы из шариков и палочек. Были бусы из кругляшков и треугольничков. Были бусы в несколько ярусов, из древесины разных цветов и те, на которых висели целые пни и коряги и гигантские мельничные жернова с многочисленными годовыми кольцами. Носили их со всем — от вязаных кофточек, к которым они подходили, до спортивных костюмов, к которым они еще больше подходили.
Джинсовая куртка была вещью унисекс. Размер тоже не имел значения. Иметь две джинсовые куртки на семейную пару было так же респектабельно, как сейчас обладать двумя машинами. Девушки и женщины зачастую специально выбирали куртки на несколько размеров больше и подворачивали несколько раз рукава — это выглядело, будто куртку сняли с крупного и сильного любимого мужчины.

ЗОНТИК-ТРОСТЬ
элегантно носить на плече, так поразило и восхитило постсоветскую общественность, что все дружно отказались от складных зонтиков и перешли на трости (с которыми, надо признать, крайне неудобно было ездить в общественном транспорте). Некоторые носили с собой трость даже тогда, когда синоптики и мироздание отрицали любую непогоду. И постоянно забывали зонты в метро, автобусе, троллейбусе.

ИНДИЙСКАЯ ЮБКА
Сделанные в Индии из чего-то вроде жатой густой марли (почему-то считалось, что это натуральный шелк) длинные юбки с орнаментом в определенный момент стали летней униформой для всех московских женщин — от пионерок до пенсионерок.

ЦВЕТНЫЕ КАПОРЫ

Их помнят все. По величине поголовья в единый момент времени разноцветные конвертики из ангоры с отворотом могли бы войти в Книгу рекордов Гиннесса в номинации «головные уборы». Мы с моей лучшей подругой, когда ехали на метро из школы, считали капоры. День, когда за две остановки в одном вагоне нам попадалось больше десяти капоров, мы считали удачным. Когда меньше шести — неудачным. Как-то раз мы — богом клянусь! — насчитали двадцать две штуки.

МАЛИНОВЫЙ ПИДЖАК
Притча во языцех ранних девяностых. «Малиновыми пиджаками» сейчас называют бандитов, но на самом деле их носили все — от мала до велика, включая младших школьников. В школах как раз тогда начала появляться первая альтернативная форма — и это тоже были малиновые и зеленые пиджаки. Но, честно говоря, меня удивляет не это. Меня удивляет, что есть люди, которые носят их до сих пор.

ЛЕГИНСЫ, ОНИ ЖЕ ЛОСИНЫ

Поскольку лосины или, точнее, легинсы — от слова leg — и без меня вспоминают на редкость часто (и поскольку они снова вернулись в моду, у меня лично сейчас их пять пар), я не буду предаваться словоблудию в их адрес. Будь они хоть люминесцентно-зеленые, хоть ярко-фиолетовые. А расскажу такую историю. У моей мамы была подруга Ирка (она, конечно, и сейчас есть, никуда не делась, это просто так принято:
в начале происходивших в прошлом историй говорить «была»). Так вот, у этой Иры была знакомая по имени Лолита. Которая являлась предметом всеобщего обсуждения — по крайней мере мамина подруга постоянно рассказывала истории, из которых явствовало, какая эта Лолита эксцентричная особа. По рассказам, Лолита была женщиной глубоко за сто килограммов, которая, видимо, вела себя крайне оригинально и уж точно не так, как должна была это делать дама ее комплекции.
Помню, я пришла домой и увидела маму с Ириной. Они сидели на кухне. Перед ними стояла бутылка спирта «Рояль», графин с водой и банка смородинового варенья. Они пили разбавленный спирт с вареньем (что само по себе было брутально, изысканные дамы в те времена пили ликер «Амаретто»), курили (курила, правда, только Ирина, но я и про нее не знала, что она курит) и дико хохотали. Просто стонали, загибались от хохота, видно было, что ржали они уже давно, и сейчас наступила последняя часть смеховой истерики — со стонами и мутными слезами. Я смутилась. Спросила, что случилось (был еще один истерически-гомерический приступ, с икотой и держанием за живот), и наконец мама еле выговорила: «Лолита купила лосины!» И они обе, завывая, повалились на стол. Мне почему-то было очень обидно. Я думала, что это от того, что мне стыдно за свою маму. На самом деле это была подростковая глупость. Маме тогда было 34. А я была уверена, что она взрослая.

ОБОДОК (ОБРУЧ)
Обтянутый бархатом массивный обруч, иногда с жемчужинами или золотым шнуром — самый популярный аксессуар для волос среди юных дев. К нему полагался внушительный начес — прическа «башня» и полукруглая длинная челка, уложенная на плойку и забетонированная лаком. По высоте башни и длине челки угадывалась степень авторитетности девушки. Самые большие башни и челки были у старост. Обручи изготавливались в следующих расцветках: малиновый, бордовый, алый, черный, бриллиантин зеленый. Как стулья в филармонии.

ПАРУСИНОВЫЕ ТУФЛИ, ПУХОВИКИ
Самые ходовые товары на вещевых рынках. Летом — парусиновые туфли на плоской резиновой подошве, с растягивающейся белой или полосатой вставкой. Зимой — бесформенные пуховики, из которых через месяц начинали вылезать и впиваться в тело перья гораздо толще и острее тех, которыми, судя по памятникам, писал свои гениальные строки величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

РЕЗИНОВЫЕ ДЖИНСЫ
Первый «брючный бунт» в нашем классе выглядел так — в разгар морозов, несмотря на то что начались перебои с отоплением, завуч по воспитательной работе запретила старшеклассницам ходить на уроки в брюках: «Холодно? Носите рейтузы!» А рейтузы — позор для уважающей себя особы. И все три класса параллели дружно напялили под юбки резиновые джинсы. А когда пожилые училки завозмущались и начали грозить всевозможными карами, сказали: «Это рейтузы. Джинсовые!» У резиновых джинсов был небольшой недостаток — после длительного сидения у дешевых стретчей, как у треников, отвисали колени. Но все равно в них ходили в школу.

СВИНГЕР, СЛАКСЫ, СВИТЕР МУЖСКОЙ
Свингер, вопреки всеобщему мнению, это вовсе не любитель обмениваться сексуальными партнерами. Это короткое, колокольчиком пальто. Он идеально подходил к лосинам и резиновым джинсам, но был у немногих. Остальные довольствовались бесформенными куртками до колена со свисающей пелериной сзади, на спине.
Слаксы, светлые просторные брюки из мягкой ткани, смело можно было счесть примой мужской моды, если бы истинное первое место не занимал Китайский Акриловый Свитер. Такой был у любого мужчины. Свитера варьировались по цвету и орнаменту — от голубых тонов до нежно-бежевых и ч/б, все цвета холодные и неприятные, орнамент поперечный, вписанный в широкие полосы, но большинство свитеров были серые, серые с черным или серые с еще более серым. Мужчины носили под них рубашки, сверху надевали джинсовые куртки и душились так, что щипало в носу. И тогда они были просто красавцами.

ШАПКА-ПИДОРКА
Свингер, вопреки всеобщему мнению, это вовсе не любитель обмениваться сексуальными партнерами. Это короткое, колокольчиком пальто. Он идеально подходил к лосинам и резиновым джинсам, но был у немногих. Остальные довольствовались бесформенными куртками до колена со свисающей пелериной сзади, на спине.
Слаксы, светлые просторные брюки из мягкой ткани, смело можно было счесть примой мужской моды, если бы истинное первое место не занимал Китайский Акриловый Свитер. Такой был у любого мужчины. Свитера варьировались по цвету и орнаменту — от голубых тонов до нежно-бежевых и ч/б, все цвета холодные и неприятные, орнамент поперечный, вписанный в широкие полосы, но большинство свитеров были серые, серые с черным или серые с еще более серым. Мужчины носили под них рубашки, сверху надевали джинсовые куртки и душились так, что щипало в носу. И тогда они были просто красавцами.

ОБ ИНТЕРЕСНЫХ ВЫВОДАХ
В конце, наверное, полагается быть морали. Обязательно надо сказать что-нибудь об ушедшей молодости. Или о духовности. Или об одетых с иголочки сегодняшних подростках. Или о деньгах. Или о надеждах. Или о моде, которая всегда повторяется.
Но мне почему-то кажется, что это совсем не повод для выводов, по крайней мере для интересных. Просто все это было. И прошло. Но Золушка-80 все-таки была лучше всех!

Нина Гечевари

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить