Жизнь напоказ

Почему нам так нравится разглядывать чужую жизнь?

Жизнь напоказ

Девяносто фотографий, с хронометрической точностью фиксирующих даже не столько события дня, сколько интерьеры, в которых эти события происходят. Не очень чистое постельное белье или жалюзи с пробивающимся сквозь них ярким солнцем, чашки, миски, тарелки, цветы, фрукты, животные, дети… Из всех этих объектов малые голландцы уже наваяли бы десяток метафорических натюрмортов о тщете сущего. Но это не малые голландцы — это посты участников сообщества «Один мой день», задача которых при помощи фотографий с малым количеством текста рассказать о своем дне. Фотофиксация мельчайших деталей прожитого отрезка времени — не специфически российская история, англоязычных версий A day in my life существует несколько десятков.

Фотографические отчеты на тему «Один мой день» в сильно упрощенном виде продолжают литературную традицию описывать один день героя, показывая через призму событий всю жизнь и весь объем переживаний, наполняющих этого человека. И ровно так же, как в литературе, участники сообщества делятся либо рутинным днем своей жизни, демонстрируя тем самым ее стабильность и упорядоченность, либо одной из значимых дат: рождения ребенка, защиты проекта или свадьбы.

Сообщество существует уже три года, но заметным стало лишь недавно — количество участников перевалило за 10 тысяч. Таким образом,"Один мой день" вошел в список 50 самых популярных сообществ Ж. Ж. Психоаналитик Марк Сандомирский считает, «Один мой день» можно назвать экстрактом интернет-сообществ: «Конечно, в подобных группах участники подбираются по общим интересам, которые можно назвать виртуальным эксгибиционизмом, кричащей демонстративностью, безудержным стремлением выставить себя напоказ. Все это общие закономерности психологии пользователей социальных медиа, повышенная потребность в привлечении внимания к собственной персоне. Это заметно в любых социальных сетях».
Своим днем чаще всего делятся женщины от 20 до 35 лет, реже — мужчины. Большая доля рассказчиков — эмигранты и граждане мира: около 60% всех постов составляют картинки из «прекрасного далека». Основательница сообщества Анна Гаан гордится тем, что ей удалось создать «атмосферу доброжелательности, открытости и способности принять мир другого человека полностью, без условий, без требования быть таким же, как ты сам». Это, конечно, несколько отлакированный вариант взаимоотношений участников: хотя правилами сообщества запрещены прямые оскорбления и критика, многие комментаторы нет-нет да вставляют светские шпильки: «Все, конечно, очень хорошо и позитивно, но как-то без души и смысла».

ОТРЕТУШИРОВАННЫЙ ЭКСГИБИЦИОНИЗМ

В сообществе «Один мой день» люди открывают личное пространство для чужих взглядов. Проникновение в него всегда болезненно или, по меньшей мере, ощутимо. Человек становится безоружным перед оценкой, обсуждением, вопросами и любыми действиями, направленными в его сторону.
«Причина подобной массовой, эпидемической демонстративности вполне объективна, — считает Марк Сандомирский. — Исследования показывают, что активные пользователи социальных медиа буквально впадают в детство. Мозг взрослого человека в процессе интернет-серфинга и виртуального сетевого общения переключается в детское состояние, и тот начинает вести себя эгоцентрично, требуя внимания, наивно выставляя на всеобщее обозрение все подряд. И так же отчаянно, как маленький ребенок, нуждаясь в похвале, категорически не приемлит критику в свой адрес. Правда, некоторые исследователи идут дальше и в описанных чертах поведения интернет-пользователей видят проявления глобального тренда инфантилизации человечества». Анна Гаан говорит, что в потоке фотографий, в который превращается один световой день, нагляднее всего проявляются жизненные ценности человека: «Он сам может посмотреть на свой день со стороны и заметить, что там слишком пусто, или что он слишком много внимания уделяет работе, или что у него замечательные дети и совершенно потрясающая жена/муж/теща. Когда фотографировала первый день для этого сообщества, многое открылось о самой себе. В конце концов, это стало своего рода терапией — я „обнажаюсь“ перед социумом и лучше понимаю себя и людей вокруг».

Мы закрываемся в пространстве своей квартиры, почти не разговариваем и почти ничего не знаем о том, что думает, о чем мечтает, на что надеется, чем интересуется сосед или коллега. Но человек — создание социальное, ему одиноко и неуютно одному. Интернет же позволяет не только показать свою жизнь именно такой, какой мы ее видим, но и примерить чужую. Одни используют фотоотчет как возможность внутреннего очищения, а другие — чтобы просто прибраться в квартире. «Нельзя сказать, что я выставляю свою жизнь напоказ. По‑настоящему важное, спрятанное где-то внутри, остается при мне. Что касается бытовых мелочей, то думаю, с этой точки зрения сообщество — отличный повод наконец-то привести в порядок свой быт, сделать его таким, чтобы было не стыдно другим показать», — говорит Катя (26) из Киева.
Порядок в квартире и внутри себя, демонстрируемые участниками сообщества, — не более чем ширмы, благодаря которым они отправляют обновленные послания миру: «Я — хозяйка», «Я — декоратор» или «Я — высоорганизованная и возвышенная личность».
Кандидат психологических наук, автор книг о психологии интернет-пользователей Наталья Чудова отмечает, в интернете мы примеряем на себя множество различных личин, играя с собственной идентичностью: «Фундаментальное свойство интернета, задающее ситуацию безопасности — анонимность. Интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности для общения, но и порождают особое культурное пространство, в котором пользователь получает в свое распоряжение орудия, влияющие на процесс формирования образа Я».
Оценка и самооценка — одни из мотивирующих факторов для размещения постов такого рода. Продемонстрировать собственное превосходство или просто норму. Никто не отменял и провокацию: показав свою жизнь, авторы ждут ярких реакций. Однополые пары размещают собственные дни ради протеста против существующих стереотипов. Люди, недовольные финансовым состоянием, — нарочито бедные и неряшливые интерьеры.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Чужая жизнь через призму социальных сетей всегда кажется интереснее, насыщеннее, ярче и значительнее, чем наша собственная. Желание подсмотреть за бытом других людей, рассмотреть его в мельчайших подробностях и сравнить с собой — совершенно непреодолимо. Вот что пишет участница сообщества Катя (26): «Всегда нравилось заглядывать по вечерам в окна людей и представлять: а как они там живут? Мне одинаково интересно наблюдать за жизнью студентки из Москвы, рабочего из Хабаровска и какого-нибудь миллионера из Тюмени». Анна Гаан прямым текстом заявляет:
«Один мой день» — это возможность примерить на себя чужую жизнь, и многие задерживаются в этой примерочной до бесконечности. Участники коммуны признаются: просмотр тем сообщества стал для них главным «пожирателем времени».
«Меня это учит находить маленькие радости, — говорит Олеся (27). — Когда-то казалось, что если день прошел без каких-то суперсобытий и острых моментов, — он прошел зря. Но, глядя на то, как живут другие люди, еще раз понимаю, что удивительное рядом, не нужно гоняться за впечатлениями, надо просто оглянуться и найти позитив в том, что тебя окружает».
Соприкосновение с чужой жизнью дает ощущение вовлеченности. Человек имеет возможность прожить чужую жизнь, не разрушая своей. Получить новые впечатления на безопасном расстоянии. Татьяна Кочетова, доцент, кандидат психологических наук факультета социальной психологии МГППУ, считает, что у участников данных сообществ защитные механизмы срабатывают по принципу (перефразируя известную поговорку): «У кого что болит, тот говорит, что это болит у другого»: то есть интересно всегда то, что составляет собственную проблему, но в силу самоконтроля в этой проблеме трудно себе признаться. «Более того, разглядывание в сети подобных вещей с постоянной обратной связью „мне понравилось“, „ставлю свою оценку“ — своеобразное положительное подкрепление защитного механизма для того, кто выкладывает фотографии, и успешное действие механизма идентификации для того, кто их рассматривает», — добавляет специалист. Восторженный комментарий одной из участниц коммуны может служить наиболее ярким примером, подтверждающим это мнение: «Читая сообщество, я учусь жить, учусь жизни у других, нахожу интересных мне людей, слежу за дальнейшей их жизнью, некоторые посты являются для меня стимулом не бояться сделать шаг в ту или иную сторону. Спасибо всем и сообществу за вдохновение и желание менять жизнь!» — пишет Алена (25).

За всеми мотивами и побуждениями людей, публикующих фотографии своего дня, стоит стремление к манипуляции и даже агрессии, пусть и в самой скрытой форме — в большинстве случаев обсуждение одного дня чужого человека сводится
к тому, есть ли смысл в его жизни или нет, достаточно ли она насыщена, удовлетворительны ли, с точки зрения социума, его достижения, хороши ли занавески, жирны ли тараканы? Но так как на открытую позицию превосходства в ЖЖ наложено негласное табу, все сводится к простому с точки зрения психологии обесцениванию достижений. Экспертная позиция в данном случае выигрышна по всем направлениям: комментатор получает для себя подтверждение, что уж его-то жизнь по сравнению с этим убожеством просто чудо как хороша, наполнена смыслом и духовным ростом.

КНИГИ

Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Первое произведение Александра Солженицына, о котором Ахматова сказала, что каждый житель Советского Союза должен прочитать его и выучить наизусть. В повести описывается один день заключенного Ивана Денисовича Шухова, крестьянина.

Джеймс Джойс «Улисс» Роман об одном дне Леопольда Блума, 16 июня 1904 года — его «путешествии» от дома к издательству, пабу, берегу залива, кладбищу, родильному дому и так далее. «Улисс» мало кому покорился до конца, но ежегодно 16 июня тысячи людей проходят по Дублину «маршрут Блума».

Вирджиния Вульф «Миссис Деллоуэй» Роман об одном дне Клариссы Деллоуэй, английской аристократки, которая в течение всего описанного временного отрезка готовится к вечернему приему у себя дома и одновременно вспоминает всю свою жизнь, наполненную людьми и чувствами, через нее прошедшими.

Венедикт Ерофеев «Москва — Петушки» Это даже не описание одного дня, а одного недолгого путешествия в пригородной московской электричке. Правда, за пару часов мы вместе с героем проделываем экзистенциальное путешествие длиною в жизнь и даже присутствуем при его смерти.

ТЕКСТ: Наталья Рустамова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить