Забота о природе

Забота о природе может быть вполне приятной и даже доставлять удовольствие.

Забота о природе

В 1953 году французский писатель Жан Жионо опубликовал книгу «Человек, который сажал деревья». В небольшой повести рассказывалось о пастухе, в одиночку восстановившем рощу в пустынной местности в предгорьях Альп, около Прованса. Долгое время это произведение считалось документальным и автобиографическим, только много позже Жионо признался: это чистый вымысел. Однако по всему миру вдохновленные книгой люди стали повторять поступок придуманного прованского пастуха: например, индиец Бхошеб Торат высадил 45 миллионов семян, пытаясь привлечь внимание общества к проблеме глобального потепления, а Мартинус Дэниэл, основатель Зимбабвийского института религиозных исследований и экологической охраны, подарил своей стране миллионы деревьев. Они не приковывали себя к атомоходам, пытаясь остановить вымирание синих китов. Просто изо дня в день делали то, что считали нужным для нашей планеты.

Начни с себя

Теперь уже очевидно: политика малых дел более эффективна, чем громкие пиар-акции по порче шуб голливудских звезд. Каждый день мы слышим, будто Земля не проживет и века, если относиться к ней так же, как сегодня. Однако мало кто задумывается, что именно от роли каждого в этом процессе зависит конечный результат. «Всегда должен быть тот, кто начинает. „Гринпис“, например, основан десятком активистов, изначально протестовавших против испытаний ядерного оружия. Прошло 40 лет, и теперь это 40 офисов, около 3 миллионов жертвователей по всему миру и 17 миллионов онлайн сторонников, — рассказывает Полина Малышева, директор по коммуникациям Greenpeace. — Если говорить, например, о раздельном сборе мусора, то, по нашим данным, около 30% населения России готовы сортировать отходы, если им все доходчиво объяснить. 70% начинают делать это при правильной информационной кампании и рекламе. Примерно такой же процент может спасти и планету в целом. Самое главное, начните с себя: не берите пластиковые пакеты и лишние упаковки в магазинах, пользуйтесь многоразовыми сумками, сдавайте мусор на переработку, экономьте воду и электричество, дарите вещам вторую жизнь».

В общем-то, совет простой, но почему-то не тянет немедленно ему последовать. Скорее всего, причина в том, что активисты «зеленого» образа жизни в нашей стране воспринимаются как фанатики, пытающиеся пробить головой бетонную стену. А еще потому, что мы, как правило, считаем заботу об окружающей среде скучной обязанностью, навязанной извне. Вроде чистки зубов: поди объясни детям (а может, и некоторым взрослым) весь смысл этой занудной процедуры. Жак Роше, президент французской косметической компании Yves Rocher, для которой экологичность продукции — основа философии марки, рекомендует изменить угол зрения и превратить проблему из долга в то, что доставляет радость: «Я не моралист и не фанатик, а сторонник экологии удовольствия. И это, на мой взгляд, гораздо лучше, чем все возможные запреты. Если человеку постоянно говорить „то нельзя и то нельзя“, его вряд ли вообще заинтересует эта тема. Но если подойти к вопросу с позиции получения удовольствия, это тот шанс, который дает нам возможность выжить и развиваться. Всем нам как человечеству. Мы должны изменить свои потребительские привычки: каждый раз, покупая что-то в магазине, мы делаем выбор. И только от нас зависит, каким он будет. Я уже много лет приобретаю биопродукты. Возможно, это дороже, но разве мое тело не заслуживает хорошего к себе отношения? Мне нравится употреблять пищу, у которой свой, а не приобретенный химически вкус. И от этого получаю настоящее удовольствие».

Почему я?

Анджелина Джоли, Стелла Маккартни, Риз Уизерспун и прочие резиденты земель обетованных — вот они пусть думают о будущем планеты, у них есть для этого и время, и деньги, а нам бы семью прокормить и на сериал после работы успеть. Такой подход, по мнению психолога Елены Владимировой, свидетельствует об инфантильности личности, неспособности видеть дальше собственного носа. Жизнь по принципу «подумать об этом завтра» делает нас похожими на маленьких детей, которых нужно заставлять чистить зубы и убеждать в полезности каши на завтрак вместо сладостей. «Именно поэтому среди тех, кто задумывается об экологии, так много людей среднего возраста, — замечает Елена. — Окружающая среда — область, зачастую не касающаяся непосредственно нашего тела. Чтобы задуматься о пользе или вреде для нее, нужно абстрагироваться от своих потребностей. А это доступно только зрелым, состоявшимся личностям». К тому же люди среднего возраста уже могут оценить, насколько быстро происходят изменения в жизни, как жадно город поглощает остатки природы, хотя еще двадцать лет назад зеленых пятен на карте мегаполиса было гораздо больше.

Проще всего начать с потребностей, которые «ближе к телу» — еды, отходов и т. д. «Чистота и порядок — самые элементарные условия, позволившие человеку выжить в ходе эволюции. Это предотвращало распространение инфекций, заболеваний, эпидемий. И если в системе ценностей личности есть представление о собственном здоровье, она будет руководствоваться этой ценностью в своем поведении», — считает психолог Татьяна Кочетова. В итоге, приходим к тому, что и так давно известно: наше спасение — в наших руках.

Дороже денег

Главный кондитер отеля Coworth Park Саймон Дженкинс создал уникальный шоколад, который можно попробовать в ресторане Restaurant Coworth Park. Это практически единственный загородный отель Великобритании, имеющий специальную кондитерскую, где талантливые мастера могут дать волю фантазии. Так, специально для Coworth Park был разработан фирменный шоколад Hay Chocolate — «Шоколадный стог сена». При его изготовлении действительно используется сено лугов, принадлежащих отелю. Его тщательно очищают, сушат и отправляют кондитеру.

Несмотря на то, что блюда из акульих плавников — неотъемлемая часть китайской культуры, а без супа с ними не обходится ни одна свадьба, крупнейшая азиатская сеть Shangri-La Hotels and Resorts заявляет о переходе к политике бережного отношения к морепродуктам. Первым шагом в рамках этой программы стал запрет на продажу в ресторанах сетевых отелей блюд с акульими плавниками. А в течение года запланирован постепенный отказ от меню с синим тунцом и чилийским морским окунем. Подобная политика — продолжение борьбы Shangri-La Hotels and Resorts за сохранение окружающей среды.

Курорт Capella Singapore, в свою очередь, разработал новое свадебное предложение. Оно поощряет пары, которые откажутся от традиционных для церемонии бракосочетания блюд из акульих плавников. Отныне молодожены, воздержавшиеся от такой свадебной еды, будут получать специальный сертификат, подтверждающий их участие в деле сохранения популяции акул в мировом океане. В сотрудничестве с некоммерческой организацией Conservation International, занимающейся охраной окружающей среды, Capella Singapore также пересматривает меню своих ресторанов — подаваемая пища должна быть максимально экологически чистой и безвредной.

Шефство над орангутангом и ночная экскурсия в джунгли — вызов «овощному» отдыху от курорта Shangri-La's Rasa Ria Resort. Курорт, расположенный на северном побережье острова Борнео, предлагает гостям прогулку по природному заповеднику Nature Reserve на территории отеля. Гости могут наблюдать за орангутангами и даже взять под опеку полюбившееся животное, посмотреть на гигантский плотоядный цветок Раффлезию или отправиться на ночь в настоящие джунгли.

Ченду, столицу провинции Сычуань на Юго-Востоке Китая, называют городом изобилия. Но прославился он другим: самые знаменитые местные жители — гигантские панды. Чтобы помочь сохранить в природе этот символ Китая, отель Shangri-La Hotel, Chengdu «усыновил» панду Кхьянг-Кхьянг. Сотрудники отеля обязались заботиться о животном в течение всей его жизни.

ТЕКСТ: Наталья Рустамова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить