Все подружки по пиарам

Самые настоящие, самые талантливые пиар-специалисты вовсе не те, кто работает в пиар-агентствах, а те, для кого вся жизнь — пиар. Люди Пи.

Все подружки по пиарам

До чего же дурное слово «пиар»! Придумали бы ему какую-нибудь человеческую замену, хотя бы «общественные отношения». По крайней мере, буквальный перевод. Хотя нет, общественные отношения — это когда целуются на эскалаторе.

Когда бы Леля ни позвонила Саше, Саша не снимает трубку. И даже спустя шесть лет мысли о Саше причиняют Леле боль. Кажется, такое бывает только в сериалах про страдающих мачо и водевильных стерв. Леля и Саша вместе пришли работать в одно место на одинаковые должности. Через некоторое время Саша стала непозволительно близкой подругой генерального директора, а Леля стала работать за двоих. Леля возмутилась, и Саша ее уволила, причем с каким-то «приятным» бонусом, вроде невыданной зарплаты.

Все было бы понятно, не будь одного фактора — Саша была просто замечательная. Леля влюбилась в Сашу, как тинейджер в поп-звезду. Она неосознанно копировала Сашину прическу и манеру одеваться. Начала носить белое и заворачиваться в кроваво-красные палантины. Лелю поражали Сашины утонченно-эксцентричные манеры и ее поступки, обнаруживающие смесь мечтательности и душевной широты. Саша не ела мяса и не носила мех. Она жалела вымирающих морских котиков и кормила с рук самых отвратительных дворняг. Она могла отдать свой билет в кино юной парочке, которой не досталось места на премьеру. А могла пропасть на целые сутки, Леля места себе не находила, а потом оказывалось, что Саша случайно разговорилась с уличным музыкантом и он всю ночь катал ее по городу на своем мотороллере…

Ожидать банального бабского предательства от Саши было все равно что ждать, что Ассоль поймает Грея на залет и разведет на жилплощадь. Леля никогда не задумывалась, почему у замечательной Саши нет ни одного старого друга. Только новые, неизменно пребывающие в полном восторге от ее совершенств… Замечательная Саша от начала и до конца была масштабным пиар-проектом, скрывающим до предела самовлюбленную личность. Ее пиар-стратегия была разработана безупречно — всегда вокруг находились люди, готовые восхищаться, подражать и приписывать Саше тьму достоинств.

Леля пыталась помириться с Сашей, но безуспешно. Та не снимала трубку, когда Леля звонила ей в день рождения и на Новый год. Как будто бы Леля предала Сашу, а не наоборот. Леля даже пошла к психологу, и там ей сказали, что предательство в дружбе наносит не меньшую травму, чем предательство в любви. Мы удивлялись, почему Леля не может списать Сашу. Это тоже как в любви — ты понимаешь, что человек поступил с тобой как последний гад, но тебе все равно его страшно не хватает. Леля же не какой-то замечательный человек, а просто обычный, хороший.

Люди Пи используют в своей жизни те же приемы, что пиар-отделы агентства в продвижении марок — разрабатывают стратегии, проводят комплекс мероприятий. Как и в торговле, в человеческой конкуренции главное — сформировать бренд, легенду о своей неповторимости. За сумку знаменитой марки, сделанную в Китае, где, как известно, очень дешевая рабочая сила, ты платишь 2 процента по себестоимости и 98 — за легенду. Магия бренда в том, что в его отраженном свете ты кажешься себе значительнее и лучше.

БЕДНАЯ ЛИЗА

Так ее все называют, потому что она Лиза и бедная. И в денежном плане, и просто так. Лиза — талантливый художник, но не способна продать себя. Если Лиза влюбляется, это тяжелая, пропитанная трагическим духом история. Если Лиза затевает праздник, он никогда не проходит радостно. Если Лиза устраивается на работу, это непременно попахивает сериалом «Рабыня Изаура»: использовали, не заплатили деньги, дали понять, что она ничтожество. Да и работу Лиза выбирает неординарную — то наймется маляром и в три смены красит стены ядовитой краской в компании гастарбайтеров, то уборщицей в магазин за 6 тысяч рублей в месяц и терпит унижения от продавщиц, клиентов и менеджеров. Когда спрашиваешь, почему она ищет себе такие рабочие места, Лиза смотрит пронзительно и говорит: «У меня был выбор? Только не надо меня жалеть! У каждого своя судьба, от нее не уйдешь». И курит, курит.

Вы представили себе изможденную тетку за 40 с пережженными ломкими волосами и обвисшим лицом? Ха-ха! Лиза — эффектная загорелая девица с отличным цветом лица («Да что вы, это у меня от природы кожа смуглая, я на улицу-то не выхожу!»), шикарными формами («Я не ем со вторника, а все равно толстею!»), стильной прической, унизанная необычными этническими украшениями. При всей нищете у Лизы всегда отличная обувь, дорогой мобильный, изысканный макияж. При всем одиночестве у нее масса друзей и поклонников, которые сходят с ума от ее оригинальности и обреченности.

Зачем людям Пи создавать о себе ложное впечатление? Выдавать желаемое за действительное и создавать вокруг себя информационное поле в природе человека. Только одни слегка сгущают краски, описывая события предыдущего вечера, а другие создают легенду вокруг всей своей жизни. Набор масок есть у всех, только кто-то предпочитает увлажняющие, а кто-то — театральные. Откуда берутся демонстративные личности, лучше знать психотерапевтам. В любом случае все люди Пи — это люди, застрявшие в подростковом возрасте, с его склонностью к ролевым играм, желанием казаться значительными и уникальными. Как в старших классах — кто-то делает вид, что пытается покончить жизнь самоубийством, а кто-то рассказывает небылицы о своих знаменитых родителях. Только подростков, к счастью для них, редко воспринимают всерьез. Наверное, поэтому они в конце концов и вырастают. Когда заигрываются взрослые, все серьезнее. Подростки, играя роли, репетируют жизнь. Взрослые ее проживают.

БЕЗУМНЫЙ АЛЕКС

В любой ситуации вести себя не как все, чтобы не показаться скучным, обыкновенным, — этому правилу Алексей следовал с юных лет. Начал с того, что, едва получив аттестат, сменил фамилию и место жительства, из неинтересного Леши Колобкова превратившись в блистательного Алекса Гарина (пригодилась девичья фамилия бабушки) и переехав из Вологды в Северную столицу. Корней, предоставленных папой — отставным военным, и мамой, владеющей торговой точкой на рынке, петербуржец Алекс Гарин стеснялся. И часто намекал, что отношения с родителями (тем не менее исправно высылающими ему деньги) порвал при драматических обстоятельствах. Леша поступил в киновуз и начал взращивать образ гениального режиссера. Отращивал кудри и выкрашивал в них в парикмахерской седую прядь (он уверял, что поседел, когда в озеро, где он купался, ударила молния). Завел двух ужей и ручную игуану. Читал «Исповедь человека, употреблявшего наркотики» и цитировал Борхеса и Кортасара абзацами. Алекс Гарин по капле выдавливал из себя Лешу Колобкова. Разучился есть днем и спать ночью и начал делать все наоборот, отверг булку с маслом и полюбил коньяк с тоником, с Гайдая перешел на Годара, вместо свежего воздуха стал дышать сигаретным дымом и индийскими палочками. Словом, действовал по методу демонической женщины Тэффи, у которой браслет на ноге, часы на голове, и вчера пила, и третьего дня и завтра пить буду. И очень скоро Леша внешне уподобился человеку из богемы. Точно так же рационально и поступательно он навел порядок и в романтических пристрастиях, взяв за правило выбирать наиболее популярную девушку и производить в ее эмоциональных владениях наибольшие разрушения. Дамы оценили эту печоринскую тактику и стали считать Алекса опасным и интересным кавалером. Наконец, Леша разработал уникальную стратегию поведения, основанную на том, чтобы в любой момент делать точно противоположное тому, что от него ждали. Когда барышня уже складывала губки для поцелуя, он разворачивался и уходил. Когда ему сообщали печальную новость, он разражался смехом. Когда же все веселились, он мог встать на стол и мрачно провозгласить: «Что ржете? А вы подумали, сколько людей умерло за то время, пока вы здесь бухаете?!»

В основной деятельности Леша-Алекс себя не проявил, но повседневную жизнь срежиссировал небездарно.

С НИМ НЕ СЛУЧИЛИСЬ НИ ДРАМА, НИ КОМЕДИЯ, НИ ТРИЛЛЕР.

…Дальше я, наверное, должна рассказать поучительную и драматическую историю. Самое драматическое и самое поучительное то, что ее не было. С ним не случились ни драма, ни комедия, ни трагедия, ни даже триллер. Просто прошло 15 лет, и Алекс превратился в обрюзгшего претенциозного дядечку с дурным характером, плохим здоровьем и неустроенной личной жизнью. Владельца небольшого видеомагазинчика, постоянного посетителя кулинарии в гипермаркете. Гораздо более унылого, банального и скучного, чем был бы дядя Леша Колобков из Вологды, обыкновенный человек.

Основная проблема в общении с людьми Пи в том, что они слишком поглощены собой, чтобы думать об остальных. Английская королева как-то сказала об одном из министров: «Он разговаривает со мной так, как будто бы я — полный зал народу». Настоящие эгоцентрики всегда разговаривают с тобой так, как будто бы ты — небольшая дружелюбная аудитория. Это не может не выводить из себя. Поэтому в партнеры людям Пи (в любви ли, в дружбе или в работе) попадают люди зависимые, нуждающиеся в том, чтобы чувствовать себя частью чего-то выдающегося. За хорошим эгоцентриком — как за каменной стеной. Там точно никто не достанет. Не заметит…

БОГАТАЯ БУРАТИНОЧКА

Даша — младшая жена. Старшая жена ее мужа годится ей в матери. Муж — симпатичный, хотя и придурковатый (злые подружки!) дядя за 50, который до сих пор ходит в ковбойских сапогах и шляпе, а летом ездит на белом мотоцикле — с разрешенной скоростью 60 км/ч. У Даши двое малюток, которые всего лишь на пару лет младше мужниных внуков. Даша молода, красива, не обременена заботами и обеспечена всесторонней поддержкой. На досуге она занимается актерским мастерством и моделированием ногтей. Малюток две сплоченные нянечки водят на занятия по Монтессори в школу «Юный гений». Даша всегда умеет сделать так, чтобы все вокруг помнили, как состоятельна ее семья. «Мы не какие-то там богатые буратины, но мы умеем жить!» — этот тезис она излучает всем своим видом.

Даша считает, что все в жизни должно быть по справедливости. «Я наняла домработницу на испытательный срок, пока на треть оклада. Пусть она докажет, что не зря свои деньги получает». Кроме того, Даша вовсе не помешана на деньгах и комфорте.

«Катька, куда вы на лето?» — «На дачу поедем.» — «Умничка! Дача для ребенка самое лучшее. Черт с ней, с горячей водой и отоплением. Была бы у нас дача, я бы обязательно поехала. А так придется тащиться на три месяца в Испанию». При этом Даша отлично знает, сколько сил и денег потратили Катька с мужем, проводя в свой домик газ, буря скважину и строя насосную станцию, чтобы обеспечить на даче пресловутый бытовой комфорт.

Но Даша вообще очень лояльна к своим подружкам вне зависимости от социальных различий. «Девчонки, приходите в субботу к нам на ДР! Не стесняйтесь, хоть люди придут и приличные, никого в Armani не будет! Приходите как есть!» (Подружки после этого купили себе на рынке три одинаковых копеечных майки с надписью стразами ARMENI и явились к Даше.)

Словом, из Даши так и прет, пардон за прямоту, густое буржуазное самодовольство. Она не сомневается, что все и всё вокруг создано для ее удовольствия. Хотя на деле жизненный уровень ее семейства вовсе не так баснословно высок, как она демонстрирует. Чуть выше среднего. Им только и хватает, что на приличную машину и непомерное самомнение.

И вот что я хочу сказать: надо быть, как Даша. Нужно грамотно осуществлять свой пиар, не сомневаться в своем превосходстве, не читать умных книг, не прислушиваться к окружающим, не смотреть кино (кроме того, что идет в кинотеатрах), не посвящать кому-то свою жизнь, есть умеренно, высыпаться, не забывать пристегиваться, пользоваться кремом с UV-фильтрами — и все у нас будет хорошо.

Вера Градова
Фото: CAMERA PRESS/FOTOBANK.RU

Конкурс на лучший комментарий
Cosmo.ru объявляет конкурс на лучший комментарий недели! Зарегистрируйся (или авторизуйся, если у тебя уже есть логин на сайте) и оставь свой смешной, умный или провокационный комментарий. Автор самого интересного, по мнению редакции, высказывания получит ценный приз.
Условия конкурса читай здесь.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить