Виртуальное притяжение

Когда-то мир компьютерных игр принадлежал мужчинам. Но сегодня именно мы бесстращно сражаемся и ищем приключений на онлайн-полях. Что на самом деле стоит за нашим желанием проживать виртуальные жизни?

Виртуальное притяжение

Новые легионы

Мы привыкли к тому, что геймер — это, конечно, мужчина. Но статистика переворачивает все наши представления: оказывается, 45% игроков — женщины! Более того, женщины старше тридцати опережают мальчиков-подростков: 31% против 19% (по данным американской Ассоциации развлекательного программного обеспечения). Сегодняшний геймер — это молодая мама, играющая на планшете, пока спит младенец. Офисная сотрудница, отводящая душу по вечерам в жестоком бою. Не говоря уж обо всех любительницах «шариков» или «косынки». «По большому счету женщины играют в компьютерные игры по тем же причинам, что и мужчины, — говорит психотерапевт Адриана Имж. — Это захватывает, вызывает желание победить (пусть даже выигрыш иллюзорен) и помогает сбросить агрессию после рабочего дня. А иногда просто потому, что играть легче, чем жить».

Женщина-строитель

«Большинство героев видеоигр по‑прежнему мужчины, — рассказывает Анна, 30 лет, консультант по подбору персонала и геймер со стажем. — Оставшиеся персонажи зачастую представляют собой полуголых девиц, с которыми я не хочу себя идентифицировать». Эту же проблему заметили разработчики игр, задумавшись о том, как охватить активную и платежеспособную женскую аудиторию. Их мнения разделились: одни не задумываясь добавляют больше розовых предметов и блесток в интерьер и инвентарь. Другие размышляют о более глубоких психологических моментах. «Важным мотивом для женщины-игрока является то удовольствие, которое она получает во время фантазирования, — объясняет психолог Павел Корниенко. — Обычно мы представляем себя теми, кто умеет или может что-то важное для нас в данный период жизни». Специалисты сходятся во мнении, что женщины с большим удовольствием погружаются в игры, делающие ставку на «улучшение мира». «К примеру, популярные симуляторы жизни, где мы строим „правильные дома“ или „правильные семьи“, отражают нашу потребность в созидании», — поясняет Адриана Имж.

Что еще для нас существенно в компьютерных сражениях и квестах? Как и мужчинам, женщинам немаловажна простота использования онлайн-игрушки. Однако наблюдательные ученые из Университета Южного Иллинойса обнаружили любопытные тендерные различия: для мужчин значима скорость загрузки, а для женщин — доступность и удобство управления программами, приложениями и играми. На практике это означает лишь то, что мы хотим получить игру без посредников и лишних движений. Такое желание с легкостью осуществимо: практически у всех есть доступ в интернет в любое время, а стало быть, и возможность закачки игр. Будущее наступило: пользователи смартфонов и планшетов устанавливают новые игры одним движением пальца. Онлайн-магазины готовы наперебой доставлять диски и картриджи прямо на дом. Сервисы типа Steam позволяют загружать игры в компьютеры, обходясь без магазинов, а для тех, кто ленится даже скачивать, есть множество игр в браузерах. Доходит до смешного: популярная браузерная игра «Годвиль» вообще играет за тебя сама. Все эти безграничные возможности погружают нас в мир, где мы учимся начинать сначала, не боимся ошибиться и знаем, что у нас всегда есть второй шанс.

К такому неожиданному выводу пришло агентство Harris Interactive. Исследование, проведенное на двух тысячах юношей и девушек по заказу игрового сайта Gamehouse, показало: большинство геймеров, во-первых, женщины, а во-вторых, состоящие в серьезных отношениях. Но главное — они занимаются сексом чаще, чем девушки, глубоко погруженные в оффлайн. С чем связан такой эротический эффект компьютерных игр, ученым пока выяснить не удалось.

Я принимаю бой

«Пару лет назад я познакомилась с парнем, который после первого свидания написал мне: „Подожди немного, у меня бой“. Я сказала, что тоже хочу „бой“, и так попала в игру „Арена“, — рассказывает Наталья, 26 лет, фрилансер. — Могла сидеть в ней дни напролет и вскоре знала абсолютно все про расы, оружие, тактику боя». До того как превратиться в храброго воина, Наталья трудилась простым бухгалтером, что было менее увлекательно, зато более практично (виртуальная реальность так сильно поглотила девушку, что через пару месяцев после обращения в «геймерство» ее уволили).

В чем только не обвиняли игры: в эпидемии ожирения, в развитии депрессий, провоцировании насилия и, конечно, в разрушении отношений. Однако свежие исследования фиксируют неожиданное: оказывается, компьютерные игры полезны для семейных связей.

Так, специалисты из Университета Денвера установили прочную связь между совместными развлечениями и хорошими отношениями в браке. А ученые из Университета Бригама Янга, понаблюдав за супругами, играющими в игры вроде World of Warcraft, дополнили эту очевидную идею. В ходе исследования выяснилось, что если один партнер проводил в игре значительно больше времени, чем второй, то это приводило к спорам и недовольству. А вот в парах, где оба одинаково увлекались игрой, 76% опрошенных заявили, что виртуальные сражения приносят пользу их браку. Правда, оказалось также, что мужья и жены лучше уживаются, если играют в одну игру, но в разных командах. В такой ситуации меньше споров из-за разных уровней или стилей игры, но все равно есть общая тема для разговоров. «Многие девушки играют в компьютерные игры потому, что их партнерам нужен в игре помощник — например, маг или лекарь, — поясняет Адриана Имж. — И тогда они подсознательно рассматривают игровую ситуацию как поддержку отношений». Один из создателей игры World of Tanks, пожелавший остаться анонимным, подтверждает эту тенденцию: «Бывает, что женщины приходят в игру вслед за мужьями, бойфрендами, детьми. Так они сохраняют общность интересов и отчасти контролируют близких».

Мы играем, потому что любим

  1. Решать сложные задачи
  2. Побеждать
  3. Совершенствоваться

Дочки-матери

Семейное увлечение играми внезапно оказалось благотворным и для детей. Согласно исследованию ESA, треть родителей ежедневно играют в компьютерные и видеоигры со своими детьми. Причем 80% из них искренне считают это отличным времяпрепровождением. В результате родственники не только сближаются, но и учатся: осваивают сложные технологии и развивают способности к концентрации. К тому же три четверти родителей-игроков отметили, что, несмотря на это увлечение, их дети получают достаточную физическую нагрузку и правильно питаются. А ученые из Университета Бригама Янга пошли дальше и обнаружили, что девочки, которые играют в видеоигры со своими родителями, лучше себя ведут, чувствуют большую привязанность к семье и демонстрируют более крепкое психическое здоровье, чем девочки, не знакомые с таким досугом. Правда, речь шла только о «невинных» играх, подходящих девочкам по возрасту: например, Wii Sports или Guitar Hero. И на мальчиках подобная связь почему-то не проявилась.

Игра как искусство

Сегодня над играми работают профессиональные писатели, художники, композиторы, актеры, психологи, не говоря уж о программистах. Бюджеты игр класса AAA сравнимы с бюджетами голливудских блокбастеров. Появилось даже движение за признание видеоигр культурным феноменом.

Более того, в 2006 году министр культуры Франции назвал игры «формой творческого выражения», что позволило французским разработчикам получать гранты от правительства. А в 2011 году Национальный фонд поддержки искусства в США признал все разновидности электронных игр формой искусства. «Хорошая игра нашпигована таким количеством аллюзий на мировую культуру или религию, что иногда полезна даже просто для расширения кругозора, — делится Ольга, 34 года, библиотекарь. — А еще качественные игры обычно сопровождают интересные саундтреки, что тоже большой плюс». В 2012-м, например, музыка из игры Journey для Playstation 3 была номинирована на премию Grammy как лучший саундтрек года. А в этом году знаменитый писатель Нил Гейман с гордостью объявил о том, что стал автором мистической игры Wayward Manor. Что ж, мы с удовольствием в нее поиграем.

ЗА

В целом, женщины-игроки, критики и игровые обозревательницы хотят от игр нового поколения:

  • больше богатых и атмосферных миров
  • больше разнообразных ролей — особенно женских
  • возможности снимать в игре стресс
  • интересных квестов и головоломок
  • развития сюжета и персонажей
  • глубоких, увлекательных и содержательных диалогов между героями

ПРОТИВ

А вот что некоторых женщин до сих пор отталкивает от игр:

  • непрерывный бездумный экшн
  • узость сюжета, бинарные решения (только проигрыш или победа, да или нет)
  • жесткий элемент соревнования насилие, не сдобренное иронией
  • стереотипная внешность и поведение персонажей
  • грубость и перевозбуждение игроков-мужчин, обнаруживших женщину в своих рядах

ТЕКСТ: Елизавета Пономарева

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить