Твое «второе Я» - как его узнать?

О Тени и знакомстве с ней рассказывает аналитический психолог Жанна Сергеева.

Твое «второе Я» - как его узнать?

Сорок градусов в Тени

Тень есть у каждого человека, кроме совсем маленьких детей. Она развивается вместе с нашим Я. И этому развитию помогает жизнь в обществе, которое ежедневно напоминает, что правильно, а что неправильно — так же настойчиво, как когда-то родители, повторявшие: «Хорошие девочки не должны драться!» И девочка переставала, но ярость от того, что у нее отняли лопатку, никуда не пропадала — она уходила в Тень. Туда же, куда и все те свойства, которых человек опасается, или просто не знает, что с ними делать. Там они продолжают существовать — невостребованные. «Тень — это часть личности, которая по каким-то причинам не вошла в наш образ себя», — поясняет аналитический психолог и танцевальный терапевт Светлана Костина-Ерыкалова.

Однако назвать Тень мирным складом ненужных качеств было бы крайне опрометчиво: в ней довольно много «боеприпасов», которые иногда взрываются — чаще всего неожиданно. Рассуждая о Тени, принято упоминать героев Ричарда Стивенсона — приятного, доброго доктора Джекила и безумца мистера Хайда, в которого Джекил регулярно превращался: «Но когда я засыпал или когда кончалось действие препарата, я почти без перехода (с каждым днем спазмы преображения слабели) становился обладателем воображения, полного ужасных образов, души, испепеляемой беспричинной ненавистью, и тела, которое казалось слишком хрупким, чтобы вместить такую бешеную жизненную энергию». Не все из нас способны столь изящно описывать свое состояние в моменты, когда Тень берет верх. Но в принципе у всех это происходит примерно одинаково. Ничем не оправданная ненависть к какому-либо человеку, чрезмерно бурная реакция на проявление какого-либо качества или на пустом месте устроенный скандал, после которого в недоумении бормочешь: «Это словно была не я».

«Как-то стояла в очереди в банк, чтобы заплатить за квартиру, — рассказывает Полина (27). — Вышла на улицу позвонить, а когда вернулась, толстая тетка сказала, что в очереди меня не было. И тут глаза словно пеленой заволокло — наверное, в жизни никогда так не кричала. И тетку эту бедную кем только не называла, и банку за очереди досталось. Меня пустили к кассе, только бы скорее ушла. Потом было неловко — как будто кто-то чужой во мне проснулся». Такой чаще всего и бывает первая реакция на проявления Тени: «это не я», «кто-то чужой», «неизвестно откуда взялось». Потому что нам стыдно и неприятно думать, что эти качества (подлость, хамство, трусость и так далее), которые отвергает общество и которые нас в детстве учили никогда не показывать, никуда не делись и продолжают жить в каждом человеке. Если признать это, то придется отказаться от поддерживающей установки: «Я хорошая», а отказ может стать весьма болезненным. Но если этого не признавать, последствия могут быть самыми разными — вплоть до неконтролируемых приступов ярости.

«В теневую часть обычно вытесняются и не принимаемые обществом и самим человеком чувства, и соответствующее им поведение, — рассказывает аналитический психолог Елена Васильева. — Чаще всего это агрессия и сексуальность. Тень содержит большое количество энергии, и если относиться к ней осознанно, она может стать энергией созидания, творчества. Если же не обращать внимание на Тень, эта энергия преобразуется в разрушительную для человека, будет вредить его деятельности, отношениям и жизни в целом». Поэтому к своим «несанкционированным» поступкам — особенно к проявлению агрессии — следует относиться внимательно, не стараясь списать их на недомогание или случайное изменение настроения.

Упражнение 1. Вспомни: что или кто сильно раздражает тебя в последнее время. Подожди, когда злость после мысли об этом человеке или каком-то событии пройдет, и попробуй объяснить кому-то доброжелательному, почему это так тебя раздражает. Если в объяснениях будет преобладать фраза: «Ну это же и так понятно!» — налицо проявление Тени.

Упражнение 2. Составь список злящих тебя качеств — и напротив каждого постарайся написать событие из твоей жизни, когда именно это качество ты проявляла. Сделать это будет не так просто, но напиши хотя бы несколько. Так начинается знакомство с Тенью.


Мой черный человек

Вслед за Джекилом и Хайдом на ум приходят два других литературных произведения: сказка Андерсена про ученого и его тень и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Дориан Грей устроился ловко — оставался молодым и прекрасным, а вот портрет, хранившийся в шкафу, олицетворял его Тень — помимо морщин на картине проявлялись все пороки, которым предавался юноша, и лицо изображенного мужчины становилось отвратительно-отталкивающим. В финале Грей пытается уничтожить портрет, но вместе с ним уничтожает и себя. У Андерсена история немного другая: один ленивый ученый отпустил свою тень побродить и узнать интересовавший его секрет, и спустя некоторое время она вернулась в обличье богатого и важного человека, а потом и самого ученого превратила в свою тень, в конце концов уничтожив. Обе истории показывают два способа, с помощью которых испуганные своими негативными проявлениями люди пытаются справиться с огромной силой внутри себя.

Первый — борьба с вторым «Я», попытка загнать рвущиеся наружу негативные чувства назад, в глубину. Но чувства эти разрушительны и мощны, оттого победить и уничтожить свою Тень можно только вместе с собой, как это и произошло в «Портрете Дориана Грея». «Подавление теневых энергий приводит, помимо неврозов, еще и к разного рода заболеваниям, — комментирует клинический психолог Олег Сорочан. — Постоянно сдерживаемая, непроявленная агрессия, к примеру, может вызывать тяжелые заболевания сердца и язву желудка».

Второй способ — желание сдаться Тени, отдаться ее энергии, уступить ей главенство, как сделал это ученый из сказки Андерсена. «Неосознанная Тень может быть опасна, — говорит Елена Васильева, — поэтому пассивно уступать своим порывам не следует. Необходимо сохранять критичность и внимательно наблюдать за собой».

«Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева — как раз та история, которая предоставляет отличную возможность понаблюдать за собой. Ее героиня, девочка Оля, трусливая и очень любящая поныть, встречает в зеркале своего двойника Яло. Вместе девочки переживают разные приключения, а потом между ними происходит разговор, где Оля обвиняет Яло в боязливости и способности оставить друга в беде. «Прости меня, Оля, — в смущении говорит Яло. — Я не понимаю, почему я такая. Мне очень хочется быть хорошей, но как ни стараюсь, у меня ничего не получается. Ты знаешь, о чем я даже думала? О том, что эти мои недостатки — это твои недостатки». Оля почувствовала, как горячо стало ее щекам. «Бедная Яло, — подумала она, — никакой ошибки тут нет. Ты привыкла отражать мои недостатки и никак не можешь от них избавиться».

Двойников, Теней в сказках много, поэтому начинать знакомиться со своей Тенью также можно с помощью этих произведений.

Упражнение 1. Вспомни или перечитай несколько сказок, которые знала в детстве, и попробуй определить, кто в них является «теневым двойником» главного героя. Для подсказки: в русской сказке о Рукодельнице и Ленивице две сводные сестры — теневые отражения друг друга.

Упражнение 2. Теперь обратись к своим любимым сказкам, выбери героиню, с которой себя ассоциируешь. Можешь произнести небольшой внутренний монолог-представление от ее лица, например: «Я Герда, верная и добрая, и я готова спасать тех, кого люблю». А теперь будь готова произнести такой же монолог от лица Маленькой разбойницы, стараясь почувствовать, что ты — это она. Конечно, будет неприятно представлять, что ты любишь пугать оленя, щекоча ему шею ножом, но вжиться в эту роль нужно.

Тень и Тело

И знакомиться, и взаимодействовать с бессознательным можно с помощью нашего тела — движения, к которым мы привыкли, обычно связаны с характеристиками нашего Я, и язык тела, который хорошо понимают танцевальные терапевты, может помочь понять бессознательные послания. «На одном тренинге нам дали телесное упражнение, — рассказывает Алена (25). — Надо было закрыть глаза, дать партнеру руку и полностью расслабить ее, позволяя ему делать с ней все, что он захочет. У меня никак не получалось расслабиться — рука оставалась зажатой и деревянной. Как выяснилось, я не могла перестать контролировать себя и окружающих, и оттого не получалось довериться не вполне знакомому человеку». Доверие — именно эта способность оказалась в Алениной Тени: девушка с детства не давала ей проявиться, считая, что мир страшен и верить никому нельзя. Ситуация начала изменяться лишь после того, как во время танцевальной терапии она научилась расслаблять руки, плечи и спину. «Но и вне терапии мы можем использовать движения для лучшего контакта с собой, — говорит Светлана Костина-Ерыкалова. — Связь с телом — важнейшая база для развития психики». Поэтому в этой главе упражнений чуть больше, чем в остальных.

Упражнение 1. Наблюдай за собой и своими ощущениями в моменты переживания сильных эмоций. Где возникают напряжения, как меняется стилистика движений? Часто в теле прячутся скрытые напряжения — когда их найдешь, начинай мягко расслаблять эти участки, замечая при этом, как меняются твои эмоции.

Упражнение 2. Прислушивайся к тому, что говорит твое тело. Может быть, ему хочется чего-то специфического — валяться в снегу, прокричаться, попинать мяч, помутузить подушку. Проявлять себя более спонтанно часто мешает наш внутренний критик, но его можно попросить замолчать и позволить всему подавленному выйти наружу. Организуй возможность это делать: выбери место, где тебя никто не увидит.

Упражнение 3. Часто в Тени спрятаны наши сильные эмоции — гнев, обида, стыд, печаль и даже радость. Они тоже могут быть выражены через движение. Придай своему танцу символическое значение — танцуй, выплескивая эмоцию.

Упражнение 4. Изучи спектр своих движений и попробуй выйти за его пределы. Какие движения тебе больше свойственны — округлые, мягкие, плавные или резкие, четкие? Медленные или быстрые? Энергичные, напряженные или легкие? Попробуй двигаться совсем иначе, чем привыкла, и следи за переменами в своем состоянии.

Тень-плюс

Не надо думать, что в Тени оказываются только негативные качества — так было бы слишком просто. «Тень — это все, что было подавлено и исключено из нашего Я за всю жизнь, — говорит Светлана Костина-Ерыкалова. — И туда могло попасть много замечательных вещей. Поэтому очень важно вернуть себе ресурсы, спрятанные в бессознательном». Кроме агрессии, в Тени порой оказываются и нежность со слабостью, и умение думать о себе, и способность отдыхать. Проявиться этим позитивным качествам может мешать Персона — еще один термин юнгианской психологии, означающий приносящую успех социальную маску. Серьезная, сильная, неутомимая женщина-трудоголик — представляя себе этот образ, мы вполне можем решить, что именно такой человек добьется в жизни успеха, и отбросить в Тень противоположные качества. А так как Тень всегда стремится выйти на свет, то, например, подавленная способность отдыхать через некоторое время проявится в форме апатии, которую не смогут вылечить медики.

Существуют и совсем странные ситуации, когда в Тень отброшены практически все позитивные способности человека. Так часто бывает у людей, страдающих наркоманией, алкоголизмом и прочими зависимостями. А также у тех, кто живет «ниже своего уровня», не давая реализовываться своим талантам — как, к примеру, Илья Ильич Обломов. «Такой человек подавляет сам себя, не живет в полную силу, — говорит Олег Сорочан, — и его позитивные качества влачат жалкое существование в Тени. В таких случаях говорят, что „человек живет свою Тень“, а не свою жизнь».

Познакомиться с Тенью, осознать ее, позволить ей существовать — большая работа. «Однако осознание Тени не является особым достижением, потому что тогда появляются гораздо более серьезные проблемы, от которых люди впадают в замешательство, — пишет классик юнгианской психологии Мария-Луиза фон Франц в своей книге „Феномены Тени и Зла в волшебных сказках“. — Они знают, что собой представляет их Тень, но не могут заставить ее как следует проявиться. И неспособны интегрировать ее в свою жизнь. Естественно, окружающим не очень-то нравится, когда человек начинает меняться, ведь это значит, что им придется снова к нему приспосабливаться. Домашние могут прийти в ярость, когда прежде мягкий человек с характером агнца вдруг становится агрессивным, как бык, и дает отпор притязаниям других членов семьи».

Реакция близких — еще одна трудность на пути знакомства и принятия собственной Тени. Но помни: ты живешь свою жизнь, а не чужую. «Мне было очень сложно общаться с мамой в то время, когда я ходила к психоаналитику, — рассказывает Юля (28). — Она отказывалась принимать новую меня, кричала, уверяла, что я посещаю секту. Я сняла квартиру и стала жить отдельно. Живу и теперь, когда наши отношения наладились. Мама больше не кричит — не потому, что ее все устраивает, а потому, что я стала человеком, скандалить с которым нет смысла».

Упражнение 1. Подумай, что из своих позитивных умений и качеств ты вытеснила в Тень. Может, когда-то занималась музыкой и была к этому способна, а теперь некогда? Или все время делаешь все за всех, не позволяя себе заняться чем-то по‑настоящему интересным именно тебе? Посмотри на этот список и представь, что изменится, если все это вернется в твою жизнь.

Упражнение 2. Вырази свою Тень в творчестве — нарисуй черного двойника (лучше в виде абстракции), вылепи его, сочини для него и про него стихотворение. Делай это регулярно.

Упражнение 3. И перед тем, как начать выполнять первое упражнение, приведенное в этом тексте, подумай: как твои друзья и близкие могут отреагировать на происходящие в тебе изменения. Что ты им скажешь?

ТРЕНИНГИ

«Танец бессознательного. Осознание и интеграция Тени». www.maap.ru Сочетание юнгианских и арт-терапевтических методик с танцевально-двигательной терапией — оптимальная методика для работы с теневым содержанием.

«Другая жизнь. Непрожитые смыслы». www.jungclinic.ru В каждый момент своей жизни мы делаем выбор. А потом мы можем сожалеть об этом. На этом тренинге можно встретиться со своими несбывшимися мечтами.

«Работа с Тенью». www.shadowwork.ru Тренинг личностного роста, который учит общению с бессознательным и конструктивному использованию пугающих эмоций вроде страха, гнева, печали, ненависти, отвращения и так далее.

КНИГИ

Мария-Луиза фон Франц «Феномены Тени и Зла в волшебных сказках». В основе книги — два лекционных курса, прочитанных в Институте Юнга в Цюрихе. Автор использует разные сказочные сюжеты, поясняя, как сочетаются в нас добро и зло.




Карл Густав Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления». Автобиографическая книга Юнга прекрасно подойдет тем, кто собирается познакомиться с основными понятиями юнгианской психологии — в том числе и с Тенью.




Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея». История о том, как юноша, стараясь не замечать собственных пороков, окончательно погрузился в пучину зла — гибель героя показалась Оскару Уайльду лучшим выходом из ситуации.




ТЕКСТ: Жанна Сергеева

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить