Социальные роли

Как, в кого и зачем мы играем?

Социальные роли

Если весь мир и не театр, то как минимум карнавал. И не всегда понятно, кто есть кто на самом деле. Порой достаточно улыбки, случайной фразы, взгляда — и образ босса, коллеги, друга предстает перед нами в новом (неожиданном!) свете. Неужели они притворяются?

Как прикажешь понимать робкие, просительные интонации железной леди и неприкрытое хамство беззащитной девочки? Неподдельную стеснительность завзятого офисного плейбоя? А пижона и сноба, говорят, вообще застукали в магазине экономкласса, где он озабоченно изучал цены на картофель и свеклу. О том, как, в кого и зачем мы играем, рассказала Ольга Младова, специалист психологического центра «Клевер».

СЕКРЕТНЫЕ РОЛИ

«Маргарита Борисовна слыла грозой всего отдела. Безупречная прическа, четкая речь и взгляд Снежной Королевы. Буквально все, от охранника Сан Саныча до топ-менеджеров, рядом с ней чувствовали себя двоечниками, пришедшими проваливать экзамен раз эдак в четвертый. Да что там, сама Миранда Пристли из фильма „Дьявол носит Prada“ выглядела бы рядом с Маргаритой простой, душевной женщиной. Однажды иду по торговому центру, и вдруг… „Солнышко, не сердись, ну пожалуйста. Хорошо, мы не будем это покупать, если ты не хочешь. Конечно, ты, как всегда, прав, прости меня“, — наша железная, нет железобетонная Маргарита, чуть не плача, оправдывается перед невысоким, коренастым дядечкой, преданно заглядывая ему в глаза. На работе никому ничего не сказала, но Маргариту теперь боюсь куда меньше».

Почему так происходит?

В этой истории речь не о масках, а о социальных ролях. Их приходится исполнять каждому из нас. С родителями мы играем роль ребенка, в своей семье — мамы и жены, на работе — роль коллеги, в кругу старых приятелей — подруги и т. д.

Капризное и избалованное дитя может уживаться с уравновешенной матерью, а строгая начальница — с покорной женой. В этом нет противоречия, напротив, в каждой из ролей мы реализуем какую-то часть своей личности, ее сложных и разнообразных потребностей. Ведь слушать, раскрыв рот, порой так же необходимо, как учить и наставлять. А стремление командовать и желание подчиняться не исключают друг друга. Очень важно, чтобы в жизни реализовывались и те и другие потребности человека. Застревание на одной роли чревато проблемами — нереализованная часть рано или поздно захочет взять свое, срочно и в любом виде. И вот уже властная начальница, командующая подчиненными, подругами и разносчиками пиццы заводит роман с тираном и деспотом. Он стучит кулаком по столу и не дает возлюбленной шагу ступить, а железная леди и ее невостребованная роль подчиненной радостно соглашаются.

Работаем с другими

Ко вторым, третьим и прочим ролям окружающих нужно относиться с должным уважением: не эксплуатировать, но и не игнорировать. Возможно, коллега Марьсергевна — нежная мать, и фото Котеньки стоят в кабинете разве что не на клавиатуре. Но на работе она прежде всего сотрудник. И взывать, давить на ее материнские чувства, объясняя срыв дедлайна проблемами с твоим собственным чадом, в высшей степени неправильно. Но если она жаждет рассказать о детском новогоднем утреннике, а ты не прочь послушать, это вполне допустимо. Например, в обеденный перерыв.

Работаем над собой

Чтобы не заиграться в босса, капризную дочку или мамочку, необходимо постоянно напоминать себе, кто ты сейчас и чем занимаешься. Иногда прямым текстом: «Сейчас я не на работе, и требовать с мужа годовой отчет по мытью посуды я не буду». Или: «Сейчас я начальница, и играть в „дочки-матери“ с подчиненными, давая им мудрые жизненные советы на совещании, не стоит».

Помогают переключаться и внешние атрибуты — смыв макияж, распустив волосы и облачившись в смешной халатик с капюшоном, чувствовать себя большим боссом куда труднее. Не забудь при этом улыбнуться отражению и еще раз напомнить ему, какая роль сейчас главная.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЦЕЛИ

«Юленька — сущий ребенок, такая неприспособленная», — умилялись все вокруг. Она вечно везде опаздывала, все забывала, но при этом так трогательно хлопала ресницами, так искренне расстраивалась, что никто просто не мог устоять. Подруги вечно сидели с ее детьми, коллеги прикрывали ошибки и переделывали отчеты. Так продолжалось до тех пор, пока в компании не открылась новая вакансия с хорошим окладом и отличными условиями. Хлопанье ресницами не подействовало на сурового шефа, и тогда Юленька за короткий срок проявила чудеса практичности, цинизма и рационализма одновременно. А когда, перепортив отношения с коллегами, так и не достигла желаемого — пустила в ход слезы, ресницы и сослалась на переутомление и ПМС".

Почему так происходит?

Вообще лицемеры чистой воды (как в юбках, так и в брюках) встречаются редко. Гораздо чаще люди обманывают не только окружающих, но и себя. С одной стороны, они надевают маску для достижения цели, с другой, получают некое удовольствие от игры в беспомощность и неприспособленность. И даже начинают сами верить в созданный образ.

Работаем с другими

Выводить лицемера на чистую воду и переделывать его — занятие неблагодарное. Гораздо эффективнее научиться замечать манипуляции и не поддаваться. Помни о том, что игрок использует наши слабости — неуверенность в себе, чувство вины, страх показаться недостаточно добрым и понимающим. Чтобы противостоять, просто заблокируй рычаг, с помощью которого тобой управляют. «Ты же не бросишь меня одну с этими таблицами?» — «Ты же не одна, ты с таблицами!» И никаких терзаний.

Работаем над собой

В разумных и не слишком эгоистичных пределах примерка таких масок помогает более эффектно играть наши социальные роли. Какая мама лучше — строгая или любящая? Какой арсенал женских качеств лучше воздействует на любимого мужчину? Как удобнее строить отношения с коллегами? Но выбранная позиция должна сочетаться с уважением к окружающим и честностью перед самим собой.

ЧТОБЫ НЕ ЗАИГРАТЬСЯ В БОССА, КАПРИЗНУЮ ДОЧКУ ИЛИ МАМОЧКУ, ЧАЩЕ НАПОМИНАЙ СЕБЕ, КТО ТЫ СЕЙЧАС.

НЕЧЕТКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

«Аркадий слыл в компании плейбоем. Он разговаривал с девушками пресыщенно-развязным тоном, любил грубоватые мужские шутки, высмеивал серьезные отношения и постоянно рассказывал о своих многочисленных победах. Стюардессы и проводницы, начальницы и их секретарши, даже девушки друзей — по словам Аркаши, устоять перед его очарованием не мог никто. „Я, как пионер, всегда готов“, — любил повторять мачо. И однажды — как в американской комедии — наш плейбой после корпоратива застрял в лифте наедине с офисной красавицей Аллочкой. Разгоряченная Аллочка требовала продолжения банкета и жаждала превратить комедию в „клубничку“. А Аркадий… Он краснел, бледнел, отводил глаза от призывного аллочкиного декольте, неумело отшучивался и с тщетной надеждой взирал на кнопку вызова. Какая уж там удаль и пионерская готовность… Кстати говоря, Аллочку это покорило — женская логика ведь непредсказуема. И вскоре после истории в лифте ребята объявили себя парой».

Почему так происходит?

У каждого из нас в голове три образа себя любимого: первый, идеальный, — каким я хочу быть, второй — каким я себя вижу, и третий — каким, как мне кажется, меня видят окружающие. Если эти три образа примерно одинаковые, человек живет гармонично и в целом доволен собой. В противном случае на помощь приходит маска как способ защиты от собственной неидеальности.

Если застенчивому Аркаше кажется, что девушкам нравятся исключительно мачо, он с готовностью примеряет такую маску. И нередко переигрывает, поскольку подходит к проблеме не с той стороны. Ведь мачо прежде всего уверен в себе, отсюда чувство легкого превосходства, тон, взгляд и стиль. Сама же по себе футболка с откровенным принтом, щетина и манера речи не сделают скромника уверенным в себе.

Работаем с другими

Люди часто играют в то, чего им не хватает. Провинциалки с увлечением изображают дочерей столичного профессора Тихомирова, скромники — плейбоев, а плейбои дрожащим от поддельного волнения голосом зовут на свидания очередную пассию. В принципе подобная маскировка — личное дело каждого. Но если близкий человек надевает неприятные тебе маски или заигрывается, лучше расставить все точки над i. И в тот момент, когда он настоящий, объяснить, что именно с таким, мягким и ироничным, тебе гораздо уютнее и лучше.

Главное — не допускать распространенных девичьих заблуждений и не выдавать желаемое за действительное. Мол, он просто от застенчивости играет в подлеца и выгоняет меня на улицу, но это все маска, а в душе он любящий и нежный.

Работаем над собой

Играть, изображать, примерять на себя роли роковых кокеток, скромниц или бизнес-леди порой даже интересно и забавно. Но при этом необходимо любить и уважать себя настоящего. И не сравнивать себя с другими — это разрушает самооценку. Ведь если мы несем свои особенности как сокровище, другие воспринимают их исключительно как «изюминки». Как говорила как раз-таки несостоявшаяся дочка профессора Тихомирова, хочешь ляпать — ляпай, но ляпай уверенно.

ЕСЛИ МАСКА МЕШАЕТ ЖИТЬ, ЛЮБИТЬ ИЛИ РАДОВАТЬСЯ, ЗНАЧИТ, ПРИШЛО ВРЕМЯ ЕЕ СНЯТЬ.

МАСКА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

«Левушка был, что называется, баловнем судьбы. Папа-профессор, счастливое детство, престижный вуз, дорогая одежда и широкие жесты. Расплатиться за всех в кафе — да запросто. Занять крупную сумму со словами „вернешь, когда сможешь“ — легко. Одни ему завидовали, другие восхищались. А когда однажды Левушка вдруг намекнул на финансовые затруднения, никто не воспринял это всерьез — мол, кого-кого, а уж тебя это точно не касается, везунчик ты наш! Лева самодовольно улыбнулся и заказал на всех шампанского. А через несколько дней я случайно встретила его в дешевом супермаркете, где „везунчик“ покупал лапшу быстрого приготовления и яблоки по акции „два кг по цене одного“. После шуток-прибауток выяснилось, что Левушка давно на мели, папа-профессор болеет и ему нужны дорогие лекарства, на работе проблемы, а у везунчика-счастливчика — режим жесткой экономии на всем, кроме своего дорогостоящего имиджа. О встрече он настойчиво попросил никому не рассказывать — ребята не поймут».

Почему так происходит?

С детства нам внушают, как важно заслужить любовь и внимание других. Если человек боится, что его настоящий образ недостаточно притягателен, он ищет другие. И когда маска кокетки, рубахи-парня срабатывает один раз, к ней хочется вернуться. Ведь за этой маской комфортно — всегда можно предугадать реакцию других. Здесь засмеются и простят, тут пожалеют, а вот в этом случае отнесутся снисходительно. А покажешь настоящие мысли и переживания — неизвестно еще, как к ним отнесутся. И, мечтая о роли Ромео, романтик играет в более понятного всем Меркуцио, а Джульетта боится снять ставшую тесной красную шапочку.

Работаем с другими

Маски-стереотипы удобны и для тех, кто их носит, и для окружающих: ты раз и навсегда формируешь линию поведения с человеком и знаешь, чего ждать от него. Но, если отбросить штампы, отношения могут стать глубже и интереснее. Как писал кто-то из великих, похвали красавицу за ее ум, а умницу — за красивые глаза, и ты покоришь обеих.

Работаем над собой

В школьном возрасте без масок не обойтись — они играют роль защиты. Но если слово «одноклассники» для тебя уже много лет как название социальной сети, постоянно носить маски-штампы вредно и опасно. Мы теряем свое я, свои переживания, чувства. Ведь любой образ — это прежде всего одно из средств, не более. И если маска мешает жить, любить или радоваться, — пришло время ее снять.

Анна Моргунова
ФОТО: CORBIS/FOTOSA.RU

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить