Служба с дружбой

Мы доверяем себя, свой дом и даже своих детей чужим людям. И сами не замечаем, как они становятся нам близкими.

Служба с дружбой

Мы доверяем себя, свой дом и даже своих детей чужим людям. И сами не замечаем, как они становятся нам близкими. А потом удивляемся, почему не можем уволить няню, которая плохо следит за ребенком, или отказаться от услуг косметолога, из-за которого началась аллергия. Мы обратились к специалистам с просьбой прокомментировать несколько типичных ситуаций и подсказать, как следует выстраивать отношения с личным персоналом.

ДОМАШНИЕ ХЛОПОТЫ
НАТАША, 29 (Самара):
«Наша домработница работает у нас более двух лет. Она хороший человек: честная, вежливая, трудолюбивая. Тщательно убирает квартиру, вкусно готовит. И что важно — я ей доверяю, могу оставить ключи, когда мы семьей уезжаем в отпуск. Но при всех плюсах недавно появился большой минус.

На первой встрече мы договорились, что она будет приходить 3 раза в неделю. Так и было. Но полгода назад она попросила два визита. Я согласилась, но уменьшила ее зарплату на 30%. А вскоре она стала отменять и второй визит, иногда буквально в последний момент. Однажды я очень рассчитывала на ее помощь на кухне — мы принимали гостей. В результате пришлось угощать друзей салатами из супермаркета.

Иногда она ведет себя так, что мне начинает казаться, будто она не работает, а помогает мне по доброте душевной. Но она часто рассказывает о своих семейных неприятностях, лишить ее работы я не могу. Как быть?»

АНАЛИЗ И СОВЕТЫ

Светлана Горяинова, психолог- консультант кадрового агентства «Комфорт»:
«Для того чтобы расстаться с неподходящим работником на хорошей ноте, можно помочь ему в поиске нового места, например, устроить на меньшую занятость к знакомым. А если прощаться не хочется, надо договориться о новой системе оплаты труда — отменить фиксированный оклад и платить за каждый выход».

Наталия Резер, директор кадрового агентства «По семейным обстоятельствам»:
«Наташа субъективно воспринимает ситуацию. Предлагаю взглянуть на нее объективно. Наталья — это руководитель. Домработница — сотрудник. И что мы имеем? Руководство душевно относится к подчиненному, идет навстречу при составлении рабочего графика, оплачивает труд. Сотрудник же постоянно подводит, срывает планы начальства. Легко представить дальнейшие действия в любом офисе. Как только мы поймем, что люди, которые у нас работают, не слуги и не друзья, а сотрудники нашего домашнего офиса, выстраивать отношения станет проще. Уважение к подчиненному не отменяет требовательности. Наташа должна высказать домработнице свои претензии и предложить ей… нет, не уволиться, а разработать план выхода из кризиса. Ну, а если сотрудник откажется, то незаменимых людей у нас нет!»

ДРУГ НА КОЛЕСАХ
МИХАИЛ, 31 (Санкт-Петербург):
«Как-то мне пришлось нанять личного шофера для сестры. Она сломала ногу. При этом сидеть дома ей, конечно же, было скучно, а я загружен на работе и не могу часто возить ее в гости или салон красоты. Искать водителя через агентство не пришлось: коллега порекомендовал своего шофера, который увольнялся „из-за графика с 8 до 8, но в целом был порядочным человеком“. Нам такой жесткий график был не нужен, тем более Света не собиралась пользоваться его услугами ежедневно. Договорились о почасовой оплате. Первое время все были довольны. Планируя визит к врачу (или в гости), сестра всегда вызывала его заранее.

Но однажды Света поехала к маме в загородный дом на весь день. Уезжать оттуда и потом возвращаться водитель не захотел, а оставлять его в машине надолго сестра постеснялась. Предложила чаю. Пока мои дамы общались, он заскучал, стал демонстративно прогуливаться, посматривая на часы, а когда все собрались ужинать, отвел Свету в сторону и сказал, что его ждут дома. Она согласилась уехать. Вскоре подобное стало случаться регулярно. Но на мои предложения подыскать нового водителя сестра не соглашалась, объясняя тем, что успела с шофером подружиться. Поэтому критиковать его работу ей было неловко, а отказаться от услуг — тем более. Мужественно терпела все его выходки до того момента, как сняли гипс. Вот тогда и появился повод прекратить сотрудничество».

Золотые правила
На первой же встрече с работником четко обговори свои требования и условия сотрудничества (график работы, оплата, обязанности), а лучшезаключи договор.
Люди, которые у нас работают, не слуги и не друзья, а сотрудники «домашнего офиса». Выстраивай деловые отношения!
Пугают расходы? Сотрудничай с индивидуальными предпринимателями (ИП) — это дешевле, чем с агентствами, и проще.
ИП все платежи вносят за себя сами, выписывая работодателю квитанции при получении денег за оказанные услуги.
Опыт работы, рекомендации и образование работника еще не гарантия того, что он будет идеально трудиться. Контролируй!
Держи дистанцию: секретничать или делиться проблемами с персоналом не следует ни при каких обстоятельствах. Никогда!

АНАЛИЗ И СОВЕТЫ

Наталия Резер:
«Наверняка работодатели не заключали с водителем договор, в котором были прописаны все его права и обязанности, график и почасовой тариф. Именно это и привело к тому, что существующее в первое время положение вещей водитель принял за статус-кво. При отсутствии критериев и норм сложно требовать от человека сознательного поведения. Сознательность, как и мораль, у всех разная. Нужны установленные правила игры».

Евгения Гуркуш, исполнительный директор агентства по подбору домашнего персонала «Этюд»:
«По моему опыту такие ситуации возникают только тогда, когда работодатель — женщина, а работник — мужчина. Когда водитель и клиент мужчины, подобных историй не случается».

ПРЕКРАСНАЯ НЯНЯ
МАРИНА, 33 (Москва):
«Когда дочке исполнилось три года, я решила выйти на работу, но отдавать ребенка в детский сад не хотела — она часто простужалась. С мужем занялись поиском няни. Обратились в агентство, просмотрели четыре кандидатуры и выбрали женщину 40 лет: опыт работы — 8 лет, высшее педагогическое образование, добрая улыбка и отличные рекомендации. С Сашкой они мгновенно подружились. Мы обрадовались. Но скоро радость сменило недоумение: вечерами дочь в подробностях пересказывала нам мыльные оперы. Я поговорила с няней, договорились — никакого ТВ, большую часть дня ребенок занимается и гуляет на свежем воздухе. Но с последним случилась осечка: по словам соседей, на прогулке дочь бывала не каждый день, а когда бывала, няня нередко увлеченно болтала с другими нянями и мамами.

Пришлось снова серьезно поговорить с няней, напомнив ее обязанности. Кульминацией и финалом наших отношений стало нарушение рекомендаций врача: у дочери диатез, под запретом цитрусовые и шоколад. А я, вернувшись с работы, обнаружила ребенка, перемазанного какао».

Договорились?
В комментариях специалистов не раз звучал совет: регламентировать отношения с личными помощниками поможет договор. Но так ли это просто и приемлемо для обеих сторон?

Жанна Ефимова, юрист, член правления Московского общества защиты потребителей: «Нанимая личный персонал, необходимо заключать договор, в приложении к которому четко прописать все требования: время работы, штрафы за прогулы, обязанности, запрещенные действия, степень ответственности и т. д. Это оградит работодателя от аргументов работника „не знал“, „не понял“.

Важный нюанс: если договор заключается с агентством — это гражданско-правовой договор и отношения регулируются Гражданским кодексом РФ и законом РФ „О защите прав потребителей“. Если договор заключается напрямую с работником — это трудовой договор и отношения регулируются Трудовым кодексом РФ, тогда работодатель (физическое лицо) обязан зарегистрировать его в органе местного самоуправления по месту жительства, платить страховые взносы и обязательные отчисления. А если договор подписали дома и положили в шкаф, то при обращении в суд с жалобой на работника нужно иметь в виду, что, перед тем как встать на вашу защиту, суд потребует выплатить штраф за нарушение закона — уклонение от налогов».

АНАЛИЗ И СОВЕТЫ

Евгения Гуркуш:
«Родителям с самого начала нужно было установить жесткий контроль, не дожидаясь неприятных сюрпризов. В этом их основная ошибка. Опыт работы и образование еще не гарантируют того, что малышу будет с няней действительно хорошо. Что ребенку можно, а чего нельзя, оговаривается на первой встрече, а потом, при необходимости, правила вешаются в виде плаката на стену».

Наталия Резер:
«Подобная ситуация часто случается с молодыми родителями, которые, дав конкретные поручения, полагают, что они добросовестно выполняются. А стоило проверять! Симпатии малыша, конечно, важный момент. Но работающие родители должны найти не просто няню, а партнера, человека безукоризненно ответственного, способного воплотить в жизнь их пожелания и обратить внимание на возникающие в их отсутствие проблемы.
Родители, уходя на работу, должны быть спокойны — иных критериев нет! И если няня не устраивает вас, она не подойдет и вашему ребенку!»

АНГЛИЙСКАЯ БАБУШКА
АЛЕНА, 22 (Москва):
«Год назад осознала: английский хромает. Начала искать репетитора. Через знакомых, чтобы не ошибиться. Мама подруги дала телефон — пенсионерка, в прошлом учительница англоязычной гимназии. Та согласилась со мной заниматься два раза в неделю, час урока — 600 рублей. Проблема только в том, что я работаю без четкого графика: авралы — обычное дело. Поэтому мы назначили одно занятие утром в субботу, а время второго урока оставили „плавающим“.

С первого занятия репетитор начала относиться ко мне как к внучке: угощала чаем, ругала за слишком легкую куртку. Но вскоре между нами начались трения. Прощаясь в субботу, я говорила, что смогу прийти в 20.00 в среду или в четверг. Она предлагала позвонить в среду утром и уточнить. Я звонила: „Все-таки четверг“. Она сетовала, что уже настроилась на среду. Приходилось сбегать с работы. Опоздания были за мой счет: урок всегда заканчивался в 21.00. И все бы ничего, но она начала жаловаться на меня маме подруги (вот, мол, прислала разгильдяйку). Та отчитывала меня… Через полгода нервотрепки я поняла, что новых знаний получила минимум, а с подругой и ее мамой отношения почти испортила. Поэтому попрощалась с репетитором, выслушав в финале лекцию о правилах поведения воспитанных людей, к которым я, по ее мнению, не отношусь».

АНАЛИЗ И СОВЕТЫ

Маргарита Ракович, психолог:
«Проблема в том, что с первой встречи не были выстроены границы между девушкой и репетитором. В итоге из-за возраста преподавателя установились ролевые отношения „бабушка-внучка“. Неудивительно, что та отчитывала девушку за „разгильдяйство“. Алене следовало бы четко обговорить условия сотрудничества (время, оплату, форму занятий) и начать выстраивать деловые отношения. Независимо от возраста факт остается фактом: один — работодатель, второй — наемный работник, один платит за качественную работу, второй эту работу выполняет и получает гонорар. Как только предполагаемые деловые отношения становятся хотя бы немного личными, тут же начинаются конфликты».

ИЗ РУК В РУКИ
ИРИНА, 23 (Москва):
«С переездом пришлось отказаться от любимого салона красоты — слишком далеко. И Лена, моя однокурсница, теперь еще и соседка, посоветовала „свой“. Я не пожалела: мастера хорошие, атмосфера уютная. Плюс я подружилась с маникюршей. Маникюр — это ведь долгая процедура, сидеть молча скучно. Естественно, мы болтали. Сначала о погоде, потом перешли на личные темы. Так, я узнала, что у косметолога любовник и доверчивый муж, администратора бросил бойфренд. Под воздействием чужих лав-стори поведала и о своем неудачном институтском романе. Он завершился изменой МЧ.

Когда пришла в следующий раз, маникюрша сама завела разговор о моей любви. И под грифом „секретно“ сообщила, что мой экс изменил мне тогда… с Леной.

К тому времени я жила в новом районе уже 5 месяцев, и мы с Леной подружились. Я понимала, что портить дружбу из-за давнего ЧП не имеет смысла, но осадок остался. Решила все с ней обсудить. Та сделала огромные глаза: „Я помню твоего Мишу, но он мне никогда не нравился! А маникюрше я про нашего физика рассказывала. Я ведь только на пятом свидании выяснила, что он женат!“ Расстроились обе. Зачем все это? Хотела нас поссорить? Или ей все равно о чем, главное — сплетничать? Обидно и противно. В тот салон мы больше не ходим. А в новом принципиально записываемся к разным мастерам. На всякий случай».

АНАЛИЗ И СОВЕТЫ

Евгения Гуркуш:
«Проблема в отсутствии дистанции между клиентом и работником. Мастер, оказалось, любит сплетни. Но участвовать в них клиент не обязан! Какой бы доверительной ни казалась атмосфера, удержаться от лишних разговоров на самом деле просто. Самое главное — не воспринимать обслуживающий персонал как личного психолога. А если появилась необходимость выговориться и получить совет, лучше обратиться к профессионалу».

КОММЕНТАРИЙ АЛЕКСАНДРА НОСИКА:
«В нашей стране правила построения отношений между личным персоналом и работодателем были утрачены в 1917 году. Советы и мнения экспертов, приведенные в статье, на мой взгляд, очень полезные. Постоянно менять нянь, водителей и других помощников нет смысла, нужно изначально правильно строить с ними отношения. Для этого необходимо понять главное: рабочие отношения дома и в офисе отличаются лишь местом действия. Если сотрудник что-то не понимает, ему следует это объяснить, а лучше зафиксировать в договоре. Ведь отношения двух людей всегда зона возможных конфликтов».


Фото: GETTY/FOTOBANK.COM. ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА А. НОСИКА





 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить