Сила ароматов

Привлекать, возбуждать, отталкивать, вызывать тревогу — запахи могут гораздо больше, чем мы себе представляем. Как это работает?

Сила ароматов

Все мы по-разному реагируем на запахи: для одних этот канал восприятия крайне важен, другие вспоминают о нем крайне редко. Однако независимо от места, которое мы отводим обонянию в своей жизни, оно оказывает на нас невероятно мощное влияние — в некоторых случаях гораздо более значительное, чем зрительная и слуховая информация. «Обоняние — одно из самых первобытных чувств, доставшихся нам от предков, — говорит психолог Мария Андреева. — Наряду с осязанием это наиболее древний канал восприятия. Слух и тем более зрение появились гораздо позже. И если осязание для нас — это что-то очень контактное, то обоняние дает представление о происходящем вокруг на какой-то дистанции. В этом смысле мы реагируем на запахи буквально как животные, в нас включаются очень архаичные механизмы».

Доподлинно известно: запахи могут влиять и на настроение, и на поведение. Этой информацией успешно пользуются западные маркетологи, рапространяя в местах продаж ароматы, способные вызывать доверие к продукту и повышать покупательную активность. Запах может служить безотказным инструментом манипуляции. Но как именно работает это «оружие»?

КРЕПКАЯ СВЯЗЬ
Стоит сразу оговориться: воздействие аромата не имеет ничего общего с наркотическим. Оно не является безусловным, все как раз наоборот: запах влияет на нас тем или иным образом именно потому, что мы пропускаем его через призму собственных воспоминаний.

Влияние аромата на человека связано с понятием ассоциативного обучения — процесса, в ходе которого одно событие или вещь неразрывно связывается с другим в результате индивидуального опыта, полученного в прошлом, и образует единую систему. Элементы этой системы могут затем вызывать обусловленную реакцию в других ситуациях. В случае с обонянием это работает так: предположим, человек услышал незнакомый ему запах в больнице, во время операции — то есть в условиях, продуцирующих тревогу. В дальнейшем этот запах станет для него стимулом, вызывающим тревожное состояние даже в ситуациях, когда причин для беспокойства нет.

ПОДНЯТЬ ЯКОРЯ
Большинство реакций на запахи приобретаются в детстве, из-за новизны и выпуклости раннего опыта и впечатлений.
О том, что реакция на запах формируется через ассоциативный механизм, свидетельствуют научные исследования. Причем процесс этот начинается еще до рождения, когда комбинации вкусов материнской диеты «встраиваются» в околоплодные воды, усваиваясь таким образом развивающимся в утробе малышом. Например, было установлено, что дети, чьи матери во время беременности потребляли резко пахнущие продукты — чеснок, алкоголь и табак, вырастая, относились к этим запахам терпимее, чем дети, в чьей внутриутробной жизни они отсутствовали. «Рождаясь, человек первую информацию получает через запахи, — объясняет Мария Андреева. — У малыша еще не работает осязание, но он уже различает вкус и запах. Важно добавить, что последний — важнейшая составляющая вкуса. Если человек, например в результате черепно-мозговой травмы, потерял обоняние, он и вкус чувствовать перестанет. Останутся лишь пять основных: сладкий, кислый, горький, соленый и острый. А тонкости и нюансы окажутся недоступны. Если такому человеку вслепую дать попробовать твердый перец и яблоко, он не сможет отличить одно от другого».

Запахи могут влиять на наше настроение, и следовательно — на поведение. Целый ряд исследований показал: приятные человеку ароматы улучшают настрой, а неприятные, соответственно, портят. Причем эта настроенческая реакция подтверждается и физиологическими проявлениями — электропроводимостью кожи, сердечным ритмом и частотой моргания.
«Не все запахи мы различаем на сознательном уровне, — продолжает Мария Андреева, — но все они влияют на нас абсолютно бессознательно и гораздо сильнее, чем другие стимулы. Они воздействуют на наше состояние, минуя волевой канал».

ЗАПАХ СЕКСА
Наше социальное поведение, в том числе и связанное с сексуальными инстинктами, во многом зависит от запахов окружающих людей, и эта зависимость гораздо сильнее, чем мы можем себе представить. Естественные запахи тела, так называемые хемосигналы (их более привычное название — феромоны) — весьма полезный источник информации. Мужской запах тела гораздо острее и интенсивнее женского и содержит в себе информацию о качестве генов. При этом женщины наделены практически сверхъестественной способностью распознавать запахи, позволяющей им бессознательно, но очень точно определять наиболее подходящего партнера для продолжения рода. Доказано: в период овуляции женщины находят запах мужчины с высоким уровнем тестостерона более привлекательным, чем во время других фаз менструального цикла. А специальные тесты показали: запах внешне привлекательного мужчины женщины считают более сексуальным.
Одним из наиболее важных химических веществ, регулирующих степень притяжения полов, считается мужской феромон под названием андростадиенон. Стоит женщине попасть в поле этого хемосигнала, как в ее мозге активизируются участки, отвечающие за эмоции и сексуальное поведение.

Исследователь Тамсин Сэкстон из Ливерпульского университета организовала вместе с коллегами серию быстрых свиданий — мероприятий, популярных в Америке, во время которых мужчины и женщины, ищущие вторую половину, в организованном порядке общаются друг с другом по три минуты, а затем получают у организаторов контакты заинтересовавших их участников. Женщины, хоть и были осведомлены о том, что участвуют в научном исследовании, рассматривали происходящее как реальную возможность познакомиться. Единственным отличием от обычного «вечера знакомств» было то, что перед общением с мужчинами женщин попросили коснуться ватным тампоном, пропитанным жидкостью, участка между верхней губой и носом. Участницам предлагали тампон, пропитанный водой, раствором гвоздичного масла или концентратом андростадиенона, смешанного с раствором гвоздичного масла, чтобы замаскировать запах. При этом «подопытной»
не сообщали, к какой из трех экспериментальных групп ее отнесли. В результате, как несложно догадаться, женщины, находящиеся под влиянием мужского феромона, сочли своих собеседников более привлекательными, чем представительницы двух других групп, чьи результаты не отличались друг от друга.

ТЕКСТ: Екатерина Колокольцева

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить