Шаг за шагом

Идем по жизни танцуя! Говорят, танцы делают жизнь легче.

Шаг за шагом

Вообще-то я и раньше слышала, что танцы — эффективный вид психотерапии. Однако как именно и чем именно они могут помочь человеку, у которого, в общем-то, все и так неплохо (то есть, чего уж скромничать, — мне)? Выяснять это дорогая редакция отправила меня в танцевальный клуб GallaDance.

Па или пропал
Стыдно признаваться, но я никогда, никогда в жизни не занималась танцами. Это не мешало мне с детства их любить, из всех сил завидуя нарядным изысканным дамам, изящно изгибающимся в объятиях ловких кавалеров. И до сих пор я, что называется, в рядах сочувствующих, но близко не подходящих.
По дороге в студию пытаюсь вспомнить все, что знаю о психологическом эффекте танца. В голову лезут воспоминания о каких-то жутковатых тренингах, от которых, как правило, стороннему человеку не по себе — уж больно странно выглядят адепты подобных практик с их хаотическими движениями, трясками, вращением головой а-ля Кашпировский и прочими плясками дервишей. Но как считать терапией чинный вальс и четкое графичное танго?..
Второй вопрос — не менее актуальный — надо ведь найти у себя какую-нибудь, хоть хиленькую проблемку, на примере которой я и выясню, в какой момент занятий и от чего она исчезнет. Или не исчезнет. В таких вот мучительных раздумьях и паркуюсь у «Олимпийского». Вхожу в манящий свет за стеклянными дверьми и вижу танцзал — огромный, сияющий светом и звуком, отраженными в зеркальных стенах и глянцевом паркете, на котором кружатся несколько пар — и боже мой, как легко, как красиво! Осталось только открыть дверь.

Психо-драма
И тут вдруг я нахожу свою проблему. Вернее, Проблему. Вернее, она сама меня находит. Я стою перед дверью в танцзал и не могу поднять одеревеневшую руку, чтобы ее открыть. Чувствую, как ноги довольно быстро становятся ватными. Вот оно. Застенчивость, которая с детства портила мне жизнь. Которая так и не позволила научиться танцевать. И которая столько нервов мне испортила, пока я научилась приводить себя в рабочее состояние на интервью (надо ж было выбрать именно эту профессию!).
Больше всего в этот момент хочется сбежать, но поздно — девушка-администратор предупредительно открывает злосчастную дверь: «Это Ян, ваш преподаватель». В мою сторону направляется стройная мужская фигура. Я цепенею еще больше — мужчина невыносимо грациозен. Такой идеальный мачо латино, каких я видела на чемпионатах по телевизору. Но его улыбка кажется мне неуловимо знакомой. «Каким танцем сегодня займемся?» — интересуется он. Господи, еще спрашивает, каким! Конечно, латиной!

Мелодии и ритмы
«Давайте начнем с румбы», — предлагает Ян. Он выводит меня в центр, поближе к зеркалу. Ноги по‑прежнему не слушаются, но музыка обволакивает и дразнит — обожаю румбу! То, что я никогда не пробовала заниматься танцами, уже озвучила, но, кажется, преподавателя это не удивило. «Сначала — базовые шаги. Не бойтесь, это просто! Спина прямая, стопы вместе, правая нога согнута в колене, вес на передней части левой стопы, тазобедренный сустав смещен влево». Помедленнее, я записываю! — хочется воскликнуть мне. Напоминая самой себе незабвенную Прокофью Людмиловну на уроке женской походки, я пытаюсь придать фигуре подобие некоей подтянутости и стройности. А потом повторить движения бедрами, которые показывает Ян. «Это так называемый латинский бейсик, база, — поясняет он. — Первое движение, самое основное — тайм-степ».
Необычный ритм румбы я улавливаю достаточно легко, но, оказывается, опираться надо не на колено, а на бедро. Так, еще раз. Два-три-четыре. Два-три-четыре… Ого, а ноги-то напрягаются! И не только ноги — так называемые косые мышцы пресса и… ммм… филейная часть отчетливо чувствуют нагрузку, о чем я и сообщаю тренеру. «Латиноамериканскому шагу свойственно характерное действие — опускание на бедро. После нескольких недель регулярных занятий пресс значительно подтягивается, — кивает Ян. — Стройнеют ноги, талия проявляется, даже если ее не было. А вообще, тайм-степ — отличная разминка, и многие, не только танцоры, его вместо утренней зарядки используют».
О стеснительности я как-то уже подзабыла — хуже выглядеть уже невозможно, и я расслабляюсь. «Ну вот, вот, отлично получается!» — в этот самый момент раздается голос Яна. Такие простые вещи до сих пор меня удивляют — а именно то, что наше тело намного мудрее нас. И стоит ослабить жесткий контроль, как оно само начинает делать то, что нужно. Супер. Оказывается, это действительно просто.

Как здорово!
«А бывает так, что люди уходят после первого занятия и не возвращаются?» — любопытствую я между делом. «Не знаю, — честно признается Ян. — Может быть, и бывает, хотя у меня такого не было. Тут от тренера очень многое зависит: надо же грамотно соотносить нагрузку и физические возможности ученика. Человек должен видеть результаты, видеть, как он совершенствуется, иначе зачем ему вообще заниматься». Это правда. Тем временем мы переходим к ча-ча-ча — я думала, это совершенно другое дело, но, оказывается, тайм-степ — база для всех латиноамериканских танцев, меняется только ритм. И после румбы он дается мне достаточно легко. Настолько, что я продолжаю расспросы: «А до какого возраста занимаются танцами обычные люди?» «В категории Pro-Am (профессионалы и любители, от англ. professionals and amateurs. — Прим. редактора) люди выступают до 35 лет, — объясняет Ян. — В категории Seniors — те, кто старше, практически без ограничений. Ведь, когда человек постоянно занимается танцами, он становится намного здоровее. Я не только физическое состояние имею в виду (хотя движение в танце настолько гармонизирует все системы организма, что они начинают работать куда более эффективно), но и то, что столько удовольствия человек получает от процесса, столько эндорфинов — гормонов счастья, что на настроении и общем состоянии это сказывается просто удивительно».
Тем временем мы переходим к так называемым основным шагам. Вправо, на место, вперед, назад, влево… ну вот, я опять запуталась! Видя мое отчаяние, Ян терпеливо берет меня за руку, поворачивает к себе и объясняет еще и еще. Если бы я знала, что тренеры именно такие, я бы уже давно начала заниматься танцами. Не боясь своей бестолковости.

Пора по парам
Когда я наконец понимаю, как выполнять основные шаги, настает черед нового испытания. «Теперь попробуем все то же самое, но в паре», — говорит Ян и берет меня за руку. О боже, я сейчас отдавлю ему ноги! «Расслабьтесь, — советует Ян. — У вас же все нормально получается. Просто следуйте за мной и повторяйте все то же самое, но зеркально, в другую сторону. Если я делаю шаг вперед — вы шаг назад, я влево — вы вправо. Давайте попробуем». Мы пробуем, и я делаю неприятное открытие — оказывается, я не привыкла подчиняться! Тело сопротивляется, когда Ян направляет движение в танце. Похоже, я слишком привыкла к роли ведущей… Постой, а как же твои постоянные страдания на тему «все сама да сама»? Почему бы просто не довериться партнеру и не попробовать сделать хоть что-то так, как хочет он, а не считаешь нужным ты? Ведь бывает же, что он лучше знает, что делать. Например, Ян… Я решительно поднимаю глаза от носков туфель, куда напряженно смотрела последние несколько минут, и, глядя прямо в глаза, улыбаюсь партнеру. «Просто танцуйте, — говорит он. — Не смотрите на ноги. Знаете, как обычно у профессионалов, когда они учат новую сложную фигуру?» Он кивает на пару, которая неподалеку танцует румбу, и как танцует! «Сначала они отрабатывают базовые элементы, учат и доводят движение до совершенства. А потом становятся в пару — и тут, парадокс, партнерша должна забыть все, что так долго учила, и просто довериться партнеру, позволить себя вести. В паре ведь именно мужчина — мозг и двигатель. А функция партнерши — это быть украшением танца».
Хм, а ведь в этом что-то есть… Я тоже хочу быть украшением! А не решать все сама и не вести (вернее, тащить) мужчину к светлому будущему. Может, надо просто расслабиться и получать удовольствие?

После бала
Из танцзала я вылетаю — нет, выпархиваю! В машине включаю давно позабытый диск с латиной и пританцовываю на светофорах — раз-два-три-чача, раз-два-три-чача… Я уже, конечно, записалась на следующее занятие. За один час ведь невозможно научиться двигаться, как в «Танцах со звездами»… Стоп! Ну конечно, вот почему его лицо показалось мне знакомым! Ян Гальперин, мой тренер, — один из участников этого проекта. Надо же, и голова начала соображать. Мне весело. Я предвкушаю следующее занятие и представляю, как в обычной жизни стану легкой, послушной, податливой и ярко улыбающейся восхищенной публике партнершей… Настоящей женщиной.

УЗНАЙ БОЛЬШЕ
Ян Гальперин.
«Учимся танцевать легко», Центрполиграф, 2009

Если ты еще не решила, стоит ли тратить время на обучение танцам, эта книга развеет все сомнения! Автор — вице-чемпион России и Италии, финалист чемпионатов Франции и Москвы по латиноамериканским танцам, участник популярного проекта «Танцы со звездами» Ян Гальперин — один из немногих танцоров, сумевших сочетать успешные выступления на престижных соревнованиях и квалифицированную тренерскую деятельность. Наблюдение за учениками и их постепенным прогрессом вылилось в целую оздоровительную систему, заложенную в латиноамериканских танцах.

Благодарим сеть танцевальных клубов GallaDance за помощь в подготовке материала.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить