Секреты социальных сетей

Еще несколько лет назад в сети были в моде буквы, и те, кто мог сделать из них предложения, быстро становились популярными блогерами. Сейчас же мы начали общаться короткими фразами и картинками. Слов все меньше — картинок все больше.

Секреты социальных сетей

Слишком много букв

«Меньше читать, больше смотреть» — такова общая тенденция сетевого общения. Долгие, обстоятельные посты в ЖЖ сдают свои позиции — то, что это произойдет, стало ясно с появлением твиттера, ограничивающего сообщение 140 символами. В фейсбуке тоже особенно не распишешься, а существующий там формат «заметка», позволяющий разместить на своей стене почти роман, используется все реже. Шутливые интернет-мемы «ниасилил» и «многабукаф», возникшие довольно давно, говорят о том же: длинные посты читать не будут. Устают. Интернет быстрее других отражает то, что происходит в нашей жизни, но та же история наблюдается и в бумажной прессе: тексты становятся все меньше, иллюстрации — все больше. На развлекательных порталах уже давно пишут о том, что у людей пропало умение читать тексты, где есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка: «Лучше побыстрее — когда одна развязка: Анна Каренина попала под поезд. Фотография. Точка».

Герой комикса

В фейсбуке есть приложение Bitstrips, в котором можно сделать комикс о своей жизни. Всего за пять минут создаешь персонаж, внешне похожий на тебя, и помещаешь его в разные ситуации: «Тата хочет на ручки», «Юля мечтает стать звездой фигурного катания» (реальные истории из нашей редакции). Комикс популярен — не надо тратить время на описание своих чувств, достаточно нажатия одной клавиши. Не исключено, что это приложение повлияет на интерес к комиксам в России — в США сочетание ярких картинок и коротких текстов уже давно победило другую литературу. На одну выпускаемую книгу приходится двенадцать комиксов! Нам легче воспринимать так называемую гибридную информацию, в которой слова сопровождаются картинкой. Подобный прием теперь используется и в обучении. Если в твои школьные годы приходилось воспринимать рассказ учителя на слух или читать нудный учебник без картинок, то сейчас доклады сопровождаются иллюстрациями, а учебники стали намного ярче.

Картинка прежде всего

В детстве мы намного раньше начинаем рисовать, чем писать. Наши древние предки «писали» на стенах пещер изображениями — и, скорее всего, память об этом еще живет и в нас. 75% информации мы получаем с помощью зрения. И даже если тебе удобнее контактировать с миром через прикосновения, запахи или звуки, все равно воспринимать изображения намного легче, чем слова или цифры. Поэтому и в соцсетях фотография гораздо чаще набирает больше лайков, чем текст. Но этому может быть еще несколько объяснений.

Кто первый успел

Сделать фото и моментально отправить его в социальные сети означает отреагировать на что-то быстрее остальных. Живой, не обработанный в фотошопе снимок создает иллюзию присутствия — и пока остальные стараются сделать свою кошку в кровати или сардельку на тарелочке красивее, чем она есть, оперативный пользователь уже собирает свои лайки — одобрение собственной жизни. Профессиональные фотографии также пользуются популярностью, но носят уже совсем другой характер, больше причастный к искусству, нежели к реальной жизни.

Есть за что зацепиться

Среди остальных постов выигрывает тот, который дает максимум смысла при минимуме информации, — фотография, рисунок, очень короткое видео. Тактика скроллинга — когда человек, вращая колесико мыши, быстро проматывает френд-ленту, — позволяет скользящему взгляду задержаться только на том, что бросается в глаза. Это может быть рекламный слоган, что-то значимое именно для тебя, но чаще всего — фото. Маркетинговые исследования, правда, показывают, что, читая сайты, пользователи в первую очередь обращают внимание на информативные заголовки, но в большинстве соцсетей заголовков над постами нет.

Я тут не при чем

«У тебя горизонт завален», «Композиция неинтересная», «Выбрала неверный баланс белого» — так умничают друзья, разбирающиеся в фотографиях, если ты пытаешься выложить нечто, по твоему мнению, похожее на шедевр. Но к кадру, который моментально сделала и так же быстро загрузила на свою страничку, претензий быть не может — он хорош именно своей непрофессиональностью, а в крайнем случае можно честно ответить: «Я не фотограф». К тексту же претензий может оказаться гораздо больше — например, из-за орфографических и грамматических ошибок. И здесь уже сложно будет объясниться: русскому языку в школе учили всех.

Книга как доктор

Когда ты начинаешь думать, расход твоей энергии повышается примерно на 25%, и организм, оберегая сам себя, может сопротивляться продолжению мышления, предательски вызывая у тебя желание поесть, поспать, погулять. Кажется, что проще оставить мозг в покое, не загружая его. Но ведь обманываем же мы свое ленивое тело, отправляясь в спортзал! Сложность в том, что изменения в теле, которое становится все стройнее и спортивнее, глазу видны, а изменения в мозге — нет. Но если не давать мозгу интеллектуальных нагрузок, то со временем нарушится кровоснабжение определенных его областей и появится шанс встретить старость в здоровом теле и легком маразме. Есть и вторая опасность, и старости в этом случае дожидаться необязательно. Получение информации в форме мозаики приводит к формированию клипового мышления. Если такое происходит, то человек, во-первых, начинает испытывать сильную потребность в постоянном получении новой информации, а во-вторых, постепенно теряет способность анализировать, сосредотачиваться и удерживать в голове полученные знания. Американский писатель Николас Карр, написавший статью «Google делает нас глупее?» заметил, что клиповое мышление у людей появляется все чаще: «Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Теперь после двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я начинаю искать, чем бы еще заняться. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу». Главная беда в том, что с таким типом мышления практически невозможно учиться в серьезном институте и заниматься требующим ответственности делом. И как ни банально предлагать взрослому человеку читать побольше, это единственный способ сохранить свой мозг для дальнейшей полноценной жизни. Если нет желания читать для удовольствия, читай книгу как лекарство. А можно предварительно подсластить эту пилюлю, выложив в свою соцсеть комикс-картинку: «Маша читает толстую умную книгу».

Рецепт успешного поста:

  • Яркая фотография

    Желательно, чтобы она была понятна и не требовала никаких дополнительных объяснений.
  • Короткий комментарий

    Если фото не говорит само за себя — добавь лаконичную, но остроумную подпись.
  • Интересный заголовок

    Это важная часть поста при условии, что он не ограничивается парой слов и картинкой.


Текст: Жанна Сергеева

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить