Самообъективация: почему нам стоит меньше беспокоиться о внешности

Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, почему мы верим, что счастья достойны только красивые женщины, и что мы теряем, отказываясь от идеи безусловной любви.
Самообъективация: почему нам стоит меньше беспокоиться о внешности
Getty images

Недавно лента принесла мне два поста. В одном из сообществ во «ВКонтакте» женщина выложила свою фотографию, написав, что ей 43 года, она выглядит на свой возраст и не хочет искусственно молодиться. «Хорошо, что я так не выгляжу», — сразу ответила ей одна из подписчиц паблика. «Не льстите себе, вы выглядите на 50, на 40 потянете, только если сделаете прическу и макияж», — продолжила другая. «Вот так должна выглядеть женщина в 40», — третья комментаторка выложила своё фото, явно намекая, что авторке поста стоило бы похудеть с 48-го размера до приличествующего женщине после сорока 42-го.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Во втором посте в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) специалистка по маркетингу комментировала предложенные ей для рекламы образы женщин, где среди нормальных девушек оказались две сомнительные: одна толстая, вторая — «очень толстая, очень неухоженная». Безусловная любовь, писала авторка поста, — это легитимизация лени, не должно быть нормой быть «любым». В комментариях женщины соглашались: правильно, надо работать над собой, а не валить всё на занятость, гены и ретроградный Меркурий. Бодипозитив лишь для тяжело больных, которые не могут ничего исправить, остальные должны отправиться к диетологу, гастроэнтерологу и тренеру и привести себя в порядок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ничто из этого меня не удивило. Женщин среди хейтеров, готовых смаковать недостатки чужой внешности, всегда хватало. Но это не наша вина, а наша беда.

«Объективация» — термин из глоссария феминисток, который в России приживается с трудом. Перевод на русский — «опредмечивание» — громоздкий, но точный: женщин сводят к функции, которую она выполняет. Есть женщина-мать — её задача родить детей, воспитать их достойными членами общества и заодно спасти Россию от заселения мигрантами. Есть женщина-жена, чьё предназначение — обеспечить быт в доме и мир в семье. Но, главное, есть женщина-любовница, которая должна радовать мужчин своим видом на улице и упругим приятным телом в постели.

Женщин-любовниц мы видим повсюду. Джин Килборн, создательница серии фильмов, посвященных изображению девушек в рекламе и влиянию рекламных образов на жизнь и здоровье женщин, рассказывает о слоганах 70-х: «Если ваши волосы не прекрасны, всё остальное вряд ли важно», «Я вряд ли была бы сейчас замужем, если бы не сбросила 20 килограммов», «Ваш парень — ещё одна причина принять мидол» (спазмолитические средство против болезненных менструаций. — Прим. ред.). За прошедшие сорок лет, говорит Джин, всё стало только хуже. Среда, в которой мы находимся, переполнена нездоровыми образами — и меньше их не становится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женское тело — неизменная составляющая рекламы в любой стране. Через него продают всё — квартиры, шиномонтаж, туры в экзотически страны. «У нас есть квартиры — большие и маленькие», — сообщает застройщик и сопровождает свой месседж изображением большегрудой блондинки и худенькой брюнетки. «Зачем тебе декольте, если у тебя кривые зубы?» — стоматология выпускает постер с фотографией женщины в блузке с глубоким вырезом и бумажным пакетом на голове. «Отобедай её, как мужчина!» — пишут на рекламной листовке ресторана.

Временами доходит до смешного. В Архангельске жители пожаловались на рекламный щит девелоперской компании: слоган «У нас маленькие цены и много комплексов!» дополняло изображение девушки с маленькой грудью. ФАС постановила щит убрать: его в ведомстве признали оскорбительным для женского пола, потому что он... указывал на «физический недостаток».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реклама, журналы, кино, книги раз за разом объясняют нам, как выглядеть. Можно сколько угодно твердить: я не смотрю, не читаю, пропускаю мимо ушей, но каждый день мы контактируем с подобным контентом тысячи раз — и это не может не сказываться. Наши ценности, вкусы, представления не просто о красоте, а о нормальности формируются в среде, которая заточена под то, чтобы продавать средства для достижения несуществующего идеала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Как ни старайтесь, но в 30 лет тело уже не такое, как в 18», — пишет мужчина на форуме. «Если следить за собой, — парирует женщина, — правильно питаться, заниматься фитнесом, то разницы не будет». Хотя единственный правильный ответ в этом случае: «Купи себе силиконовую куклу, если для тебя главное — пожизненная упругость и отсутствие морщин». Мы принимаем правила игры, более того, гордимся, если можем их соблюсти, выглядя в 30 на 20, а в 40 на 30. Но почему? Мужчинам выгодна неразрывная связь женщин с функцией секс-объекта, но зачем это нам, женщинам?

Причины самые разные.

Во-первых, объективация давно уже вышла за рамки сексуальной. Нас оценивают по внешности: подтянутая, с маникюром и укладкой — волевая, целеустремленная, с хорошим вкусом. Полная, без макияжа — ленивая, запустившая себя, неумная. Речь уже давно не идёт исключительно о выборе партнера или популярности среди мужчин — экстерьер женщины будут оценивать, где бы она ни была: на собеседовании или родительском собрании, в больнице или на конференции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, общество тяготеет к созданию иерархий, где одни животные равнее других, и красота стала одной из таких пирамид. Тем, кто больше старается, положены привилегии: больше лайков под фотографиями и матчей в Tinder, право постить фото из примерочных и носить бикини на пляже, и главное – быть довольной собой.

Чтобы получить все эти бонусы, следует вложить много времени и денег. Надо следить за рационом, не пропускать тренировки, регулярно посещать салоны красоты, а когда начнёт сказываться возраст — и хирургические клиники. И тем, кто столько сил потратил, чтобы взобраться на вершину, кажется несправедливым, когда какая-то 43-летняя женщина смеет говорить, что она довольна собой просто так, не вложив в себя ни копейки. Её надо поставить на место — пусть знает, что восхищаться даже в захудалом паблике на 300 человек кем попало не будут. Объяснить, что зря она видит себя красавицей, это я королева, а ты обычная неухоженная баба, выглядящая старше своих лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В-третьих, женщины путают объективацию и влечение. Нам внушили, что желанными бывают только те, кто конвен­ционно красив. Нам показывают фильмы о полных женщинах, которые похудели и после этого нашли своё счастье, и о серых мышках, которых мужчины начали замечать, как только они научились составлять модные луки и рисовать смоки айс. Нам объясняют, что зона бикини без эпиляции — приговор для либидо мужчины: стоит увидеть, и сразу импотенция до конца жизни.

И первыми в это поверили мужчины. Джин Килборн рассказывает, что когда во время исследований мужчинам показывают фотографии супермоделей, они начинают гораздо более сурово оценивать реальных женщин. И предъявлять им требования, которые невозможно выполнить: даже Синди Кроуфорд когда-то говорила, что хотела бы выглядеть, как Синди Кроуфорд. Та Синди, которую создали фотографы и ретушеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но сексуальное влечение — это совсем не история про идеальную внешность. Лучше всего это знаем мы, женщины. Да, мы тоже любим рассуждать, что у мужчины должна быть накачанная задница и рельефные руки, но при этом не лишились (и не собираемся!) способности считать притягательным человека за то, кто он. Одна моя подруга при знакомстве с будущим мужем подумала: «Бедненький, тебе же, наверное, ни одна девушка не даст!» — а через месяц была уже влюблена в его ум, обаяние и чувство юмора. Её фигура менялась с каждым новым ребёнком, но это не мешало им хотеть друг друга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда-то давно, собирая истории для паблика о женщинах, воевавших во время Великой Отечественной, я наткнулась на рассказ о Зинаиде Туснолобовой, лишившийся на фронте ног и рук. «Я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня. Прощай», — написала она своему жениху из больницы. «Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить. Нет такого горя, нет таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая. И у радости, и у горя — мы всегда будем вместе», — ответил он ей. После победы они поженились, прожили всю жизнь вместе, Зинаида родила четверых детей. Она ездила на доске с колёсиками, одной руки у неё не было по самое плечо, из другой хирурги сделали подобие вилки — но это не мешало мужу любить и желать её.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда я еще подумала: вряд ли сейчас такое возможно. Но недавно увидела схожую историю: женщина рассказывала о тяжелой болезни, которая деформировала ее тело, вывернув суставы. Она заговорила с мужем о том, что поймёт, если тот захочет уйти, ведь он молод, а вокруг столько здоровых девушек... Но он ответил, что она была, есть и будет самой прекрасной женщиной в мире, он благодарит всех известных ему богов за то, что она осталась жива и они могут быть вместе.

Веря в то, что любят и хотят лишь тех, кто в 40 может конкурировать со студентками, мы лишаем себя таких историй. Мы остаёмся без настоящей любви, которая действительно безусловна — к себе ли, к другим.

Может показаться, что мир сильно изменился и вспять уже не повернёшь: мы навсегда останемся во времени, где сперва оценят внешность, а лишь потом личность. Мужчины и ныне, и присно, и во веки веков будут высмеивать толстух или «пенсионерок» за 40, рискнувших зарегистрироваться на сайтах знакомств, или писать им лишь потому, что уверены: эти согласятся быстро и на любые условия. А нынешние нравы прочны, но не нерушимы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи в Университете Падуи, в Италии, провели эксперимент. Участникам показывали рекламные ролики, которые крутили по ТВ, где женщин показывали как сексуальный объект. При втором просмотре ролик сопровождали комментарием, в котором анализировался способ демонстрации девушек как декоративного аксессуара. После таких разъяснений мужчины всё ещё продолжали утверждать, что в рекламе нет ничего особенного, однако женщины были так недовольны своим «портретом», что даже соглашались подписать протестную петицию с требованием убрать ролики из эфира.

Мы не обращаем внимания на то, из чего состоит наша информационная среда. Но, стоит кому-то заговорить об этом, как критичность восприятия повышается. Именно потому существует и этот текст — чтобы дать повод подумать: а не пора ли переосмыслить ценности? Перестать судить людей за внешность — и получить право не быть взвешенной, измеренной и признанной негодной. Начать делать что-то действительно для себя, а не потому, что этого ждут окружающие. Считать красивым то, что нравится тебе, а не предписывается любить людям с хорошим вкусом. Выбирать удобное, а не эффектное. Знать, что другие женщины поддержат, а не набросятся с «конструктивной критикой».

А там, глядишь, и мужчины поймут, что их требования догнать и перегнать восемнадцатилетних, чтобы удостоиться внимания, не слушает никто, кроме них, фотомодели существуют лишь в журналах, а сексом лучше всего заниматься женщиной, которую любишь — и совсем не за форму груди.