Роли исполняют

На работе ты умница, на свидании — кокетка, на девичнике — подружка. И главное тут — ничего не перепутать. Аналитический психолог Жанна Сергеева рассказывает, что такое субличности и как правильно с ними обращаться.

Роли исполняют

  • fotoimedia
    fotoimedia
  • fotoimedia
    fotoimedia

Время менять имена

Чтобы познакомиться с собственными субличностями, достаточно взять лист бумаги и записать на нем варианты собственного имени. Например, Мария Николаевна, Маруся, Марьюшка, Маня, Маха, Машулик… Потом можно вспомнить прозвища — и детские, и те, что давали тебе подруги или мужчины. Может быть, в пятом классе ты мечтала стать принцессой, которую наверняка звали каким-нибудь волшебным именем, а в восьмом — собиралась покорить мир и тоже придумала для этого псевдоним. В процессе составления списка имен в голову могут прийти и какие-то неожиданные, странные слова, которых раньше вообще нигде не слышала, — запиши и их.

А потом, когда предварительный список будет составлен, пофантазируй о том, какое качество подойдет обладательницам этих имен. Машулик, например, добрая, а Маха легко ввязывается в ссоры.

Не все имена, которые ты написала, проявятся в виде образов, и это нормально. У каждого человека разное количество субличностей, какие-то исчезают, какие- то появляются. Но сначала познакомься с теми, которые точно у тебя есть. Потом представь, как все они могли бы выглядеть, и не забывай о подробностях: веснушки, отставленный мизинец, яркая помада, резкий голос… Перед твоим мысленным взором должны оказываться яркие, отчетливые картинки, а субличности — восприниматься как живые существа. Можешь даже нарисовать их, чтобы лучше понимать, кто живет внутри тебя. А если ты не умеешь рисовать, то поищи в списке ту субличность, которая умеет.

Влияние субличностей на нашу повседневную жизнь так впечатлило американских комедиографов, что еще в 90-х годах они запустили сериал «Голова Германа». В главных ролях этого ситкома фигурировал не столько офисный сотрудник Герман, сколько его ожившие субличности: Интеллект, Чувства, Страхи и Желания. Сериал продержался в эфире 72 серии — целых три года зрителям не надоедало смотреть, какая субличность возьмет верх в голове у главного героя.

ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ

Роберто Ассаджиоли был человеком не только творческим и вдумчивым, но и очень веселым: стоит посмотреть на его фотографию, и хорошее настроение на весь день гарантировано. К его теории субличностей неплохо отнестись, как к хорошей полезной игре. Например, на свидании ты можешь проявить ту субличность, которая любит быть игривой, веселой и отлично умеет флиртовать. Но вряд ли она понадобится, когда ты соберешься просить у начальника повысить тебе зарплату. В этой ситуации потребуется совсем другое поведение, если, конечно, ты не рассчитываешь на служебный роман.

Общение с субличностями помогает избавиться от каких-то качеств, которые тебе не нравятся. К примеру, ты давно собираешься заняться спортом, да все что-то мешает. И если согласишься с тем, что это противится твоя субличность, которую можно назвать Ленивицей, то можно с этой субличностью поговорить. Мысленно обратись к ней: «Дорогая Ленивица, почему ты не даешь мне рано проснуться и выйти на пробежку? Чего тебе не хватает, как я могу тебе помочь?»

Прислушайся к себе и жди ответа. Субличность может отреагировать не сразу, для налаживания такого общения нужны тренировки, но через несколько дней или недель ты научишься слышать ее ответы. Поговорить с субличностями можно о любых проблемах. Известен случай, когда человек избавился от заикания, отыскав в себе заикающуюся субличность, дав ей имя и вступив с ней в контакт.

То, как зовут субличность, кстати, тоже может быть очень значимым — это не всегда вариация твоего имени. Ее имя может обозначать и качество (та же Ленивица). И если это свойство остро тебе не нравится, мешает жить, ты можешь, пообщавшись с субличностью, предложить ей другое имя или вовсе отправить в отпуск. Трудно похудеть, когда тебя называют «Пухлик» или «Пончик», но если ты не будешь больше слышать этого имени или договоришься с Пончиком, что теперь его зовут по‑другому, все может измениться. Субличности — твои друзья и помощники, и обращаться с ними следует соответственно: звать их в том случае, если они действительно нужны. Не позволять какой-то одной из них брать верх, не прислушиваться к каждому своему внутреннему движению, размышляя, кто же из субличностей сейчас тобой управляет. Всеми управляешь ты, внутри тебя живет твой личный театр — и кто из актеров сейчас выйдет на сцену и завладеет вниманием публики, зависит только от тебя.

Стратегия Уолта Диснея

В НЛП часто используется техника «Стратегия творчества Уолта Диснея»: клиент сообщает психологу или группе о каком-то своем желании, а затем использует три стула.
Один для Мечтателя, который придумывает самые немыслимые варианты воплощения желания.
Другой для Реалиста, рассуждающего о том, что можно и нужно сделать для реализации этой мечты.
Третий — для Критика, который рассматривает возможные препятствия.
Клиент по очереди говорит от лица всех трех персонажей, пересаживаясь со стула на стул, и в эти моменты у него может меняться голос, осанка, выражение лица: субличности (Мечтатель, Реалист, Критик — это именно они) получают право высказаться и помогают найти самый подходящий способ реализовать мечту.

ТЕКСТ: Жанна Сергеева

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить