Польза детских сказок

Психотерапевт Екатерина Игнатова рассказывает, как детские сказки помогают взрослеть.

Польза детских сказок

«Я не помню, за что именно она меня ругала, — рассказывала девушка, — я была вполне послушным ребенком, много читала и рисовала». «А что ты читала?» — уточнила я. «Ну, сказки разные и почему-то больше всех любила «Машу и бычка», — ответила Маша. Я такой сказки не знала и попросила мне ее рассказать, на что моя клиентка, конечно, удивилась, но тем не менее просьбу мою выполнила. «Пошла Маша гулять и заблудилась. Вышла она к дому на курьих ножках, а там злая Баба-яга жила, заставила она Машу жить у себя и по хозяйству все делать. Плохо и тяжело было Маше, и каждый день она думала, как убежать. Как-то проходило мимо избушки стадо баранов, попросила Маша барашка увезти ее домой, поскакали они, но Баба-яга догнала и вернула Машу к себе в избушку. На следующий день мимо проходило стадо козлят, попросила Маша одного козленка увезти ее домой. Но Баба-яга и в этот раз догнала Машу. На третий день шло мимо стадо коров, и был там бычок. Увидел он Машу расстроенную, спросил, в чем дело, она и рассказала, бычок предложил отвезти ее домой. Села она на него, и поскакали они очень быстро, так, что Баба-яга и догнать не смогла. Привез бычок Машу к бабушке с дедушкой, и стали они дружно жить-поживать». Маша закончила и вопросительно посмотрела на меня. «И как ты думаешь, о чем эта сказка?» — спросила я. «Ну… про то, что не все получается сразу, что нужно постараться, приложить усилия…» — ответила она. «А у тебя так в жизни бывает, что нужно сильно напрячься, чтобы чего-то добиться?» — поинтересовалась я. «Ну… да… вот Пашу я уже три года добиваюсь». «А как ты думаешь, Паша — это Баба-яга или бычок?» Машины большие глаза округлились еще сильнее. Я, конечно же, пояснила свою мысль, рассказав теорию Эрика Берна о сценарных сказках.

На последующих консультациях мы говорили о том, что происходит в ее отношениях с Пашей, но куда больше времени мы уделяли сказке. Поскольку Маше было проще мыслить визуальными образами, я предложила ей нарисовать домик Бабы-яги и девочку. Оказалось, что девочка ходит вокруг домика, в лохмотьях, чумазая, а злая ведьма сидит внутри и ворчит. Я спросила, нельзя ли ребенка для начала помыть и приодеть. «Да, — сказала она, — я могу ее умыть и переодеть». Машенька была облачена в платьице и туфельки. Однако девочка в Машином воображении все равно оставалась напуганной, все норовила спрятаться под какой-нибудь куст. Я поинтересовалась тем, что на самом деле Баба-яга хочет от девочки. Маша внимательно посмотрела на листочек, потом куда-то вдаль и задумчиво произнесла: «А она не злая. Она просто боится остаться совсем одна, ей тоскливо, вот она и пытается оставить Машеньку при себе. Ворчит-ворчит, но к девочке относится хорошо. Она просто по‑другому общаться не умеет». Я выдержала паузу, чтобы Маша осознала смысл сказанного, но она молчала. «А как она выглядит?» — спросила я. «Тоже нечесаная, в каких-то лохмотьях». «Какие чувства она в тебе вызывает?» — уточнила я. «Мне ее жалко», — искренне ответила Маша. «Она не страшная?» — переспросила я. «Нет», — сказала Маша, решительно помотав головой.

Впоследствии Маша осознала, что старуха из детской сказки — это ее собственная мама. Ее образ в детском Машином сознании разделился на хорошую бабушку, к которой героиня сказки хочет вернуться, и на плохую, которая пугает, ругается и держит в плену. Она поняла, что до сих пор находится в жесткой зависимости от мамы и что именно это мешает ей завести полноценные отношения с мужчиной. Манипулятор Паша, который умело жонглировал двумя барышнями, был идеальным персонажем для Машиной сказки. Продолжая квазиотношения с ним, она осталась в плену злой ведьмы. В процессе работы Маша нарисовала красивый дом для Бабы-яги, которая превратилась в ее представлении в милую европейскую старушку. И еще возобновила отношения с Машенькой — своей детской, самой непосредственной частью. А в результате съехала от реальной мамы в реальную съемную квартиру. Маша перестала откладывать свою жизнь на потом, перестала ждать бычка.

Ведь волшебно-душевные парнокопытные встречаются лишь в сказках, равно как и феи, Коньки-Горбунки и охотники, достающие Красных Шапочек из живота Серого Волка. В жизни чудеса случаются только тогда, когда мы сами разрешаем себе быть волшебниками.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить