Ой мороз, мороз...

Ничего страшного в зимней эксплуатации автомобиля нет, нужно только соблюдать несколько простых правил

Ой мороз, мороз...

Нас часто пугают, что зимой ездить трудно. Так вот это все неправда. Зимой трудно НЕ ездить! Ковылять по гололеду, портить сапоги реагентами, пачкать одежду… Нет уж, зимой только за рулем можно чувствовать себя комфортно! Поэтому настоящая водительница не боится зимних трудностей! Ничего страшного в зимней эксплуатации автомобиля нет, нужно только соблюдать несколько простых правил.Утренняя встреча

С чего начинается утро водителя зимой? Со взгляда на термометр: «Заведется или нет?» Технически исправный автомобиль обязан заводиться при температуре до -25 градусов. Надо полагать, что ты перед зимой позаботилась о техническом состоянии «железного друга» — аккумулятор свежий, системы питания и зажигания исправны, масло соответствует сезону. Тогда отбрось сомнения — и смело беги на стоянку! Только выйди из дома на полчаса раньше, чем летом, иначе рискуешь опоздать. Некоторые считают, что современный автомобиль зимой прогревать не надо — завел и поехал. В этом заявлении немалая доля лукавства. Конечно, на свежей иномарке тебе не придется колдовать с «подсосом» и прочей карбюраторной чертовщиной, ожидая, пока мотор наберет рабочую температуру, но законы физики не отменить. Промерзший за ночь автомобиль будет недоволен попыткой немедленно на нем поехать — масло вязкое, смазывание трущихся деталей затруднено, коробка переключается с усилием, холодный мотор не развивает полной мощности, контроллер предельно обогащает смесь, буквально выливая бензин в цилиндры, на стеклах расцветают ледовые узоры… Конечно, можно ехать и так, но это небезопасно и неполезно — износ холодного двигателя под нагрузкой на два порядка превышает износ прогретого. То есть, проехав «до прогрева» 3 км, ты получишь износ на все триста. Всего за одну зиму можно выкатать половину моторесурса! Не говоря уже про расход топлива… Да и охота тебе стучать зубами, рулить в варежках и процарапывать ногтем смотровую щель в обмерзающем стекле? Так что, если существует такая возможность, мотор надо прогреть. Пусть не до рабочей температуры, но хотя бы до того момента, когда стрелка указателя чуть сдвинется с места, обычно это 5−10 минут. За это время ты успеешь аккуратно смести снег с крыши и отскоблить иней со стекол. Да и в салоне уже не будет так холодно…

Поехали!

Начинать движение зимним утром надо плавно. За ночь остыл не только двигатель, но и остальные системы. И если мотор ты успела слегка прогреть, то масло в амортизаторах все еще холодное. От этого иногда возникает ощущение, что машина стала «как деревянная» — идет жестко, рулится плохо… Она просто замерзла! И если на промерзшей машине с разгону влететь в яму или перескочить бордюр, вязкое масло вполне может сломать клапанную тарелку амортизатора. Амортизаторы прогреваются быстро — достаточно проехать несколько сотен метров, но эти метры лучше ехать медленно. Особенно если между тобой и дорогой — метров сто ледяной колеи гаражного кооператива или нечищенной стоянки…

Загорается зеленый свет, все машины начинают двигаться вперед, а одна неожиданно резко стартует… вбок. Почему?

Большинство водителей считают, что на зимней дороге опаснее всего гололед, и они не правы. Современный автомобиль с системой ABS и на хорошей зимней резине при минимальной осторожности водителя спокойно переносит скользкое покрытие. А блестящий слой льда на асфальте сам по себе — отличный сдерживающий фактор даже для самых бесшабашных. Так что бойся не гололеда, бойся микста! Микст — это когда дорога не покрыта сплошным льдом, а вся усеяна ледяными наростами и замерзшими лужами, перемежающимися относительно чистым асфальтом. Если на сплошном гололеде мало-мальски опытный водитель соразмеряет скорость и тормозное усилие с дорожными условиями, то микст очень коварен. Представь, у светофора плотно стоят машины. Загорается зеленый свет, все они трогаются вперед, а одна неожиданно резко стартует… вбок! Хруст железа, крики, ругань, потерянное время и деньги. Эта машина стояла на миксте, а водитель мог этого и не знать. Когда одно ведущее колесо на асфальте, а второе на ледяном наросте, при резком старте создается большое боковое усилие — увод. Автомобиль забрасывает в сторону кормы (заднеприводный) или носа (переднеприводный). И если в начале зимы жестянщики празднуют замену передних и задних панелей, то в середине зимы — боковых.

Тормозим

Еще более опасная ситуация при торможении. Когда при резком нажатии на педаль тормоза под колесами разное покрытие, машину бросит в сторону, а в худшем случае — развернет поперек движения. Последствия «маневра"описывать не надо. Что интересно, при сплошном гололеде здравый водитель резко нажимать на тормоз не станет, а на миксте — запросто. Предусмотреть маленький участок льда именно под тормозящим колесом удается не всегда… Поэтому есть простой, но очень важный принцип зимнего вождения — нескользких дорог не бывает! Даже сухой асфальт при минусовой температуре способен преподнести сюрприз — на нагретом торможением верхнем слое дороги моментально конденсируется влага из воздуха и так же моментально замерзает тончайшим слоем. Асфальт выглядит надежным, но он скользкий! Поэтому зимой нужно всегда ездить так, будто на дороге гололед. Трогайся плавно, тормози аккуратно, соблюдай дистанцию, снижай скорость на поворотах. Звучит скучно, но это может сэкономить нервы и деньги.

Несколько коротких советов от переживших зиму:

  • Не оставляй машину на ручнике. Разогретый при движении тормозной механизм при остывании конденсирует на себе воду, она замерзает и прихватывает колодки к барабанам. Потом машину с ручника можно и не снять!
  • Для владелиц теплых гаражей: покатавшись по зимним улицам, машина набирает соленого снега во все полости, в теплом гараже он начинает таять, насыщая коррозионно-активной жидкостью сварочные швы и прочие уязвимые места. Поэтому чаще загоняй авто на мойку, смывая дорожную грязь и соль. Живущие на улице машины подвержены этому бедствию меньше — когда на дворе минус, процесс коррозии практически останавливается.
  • Не пренебрегай резиновыми ковриками-корытцами в салоне. Принесенный на ногах соленый снег тает, пропитывает напольное покрытие до металла, замерзая, ломает мастику на днище, оттаивая, затекает еще глубже — и так сотню раз за зиму. Это ведет к быстрой коррозии пола. Гораздо проще утром вытряхнуть намерзший в «корытце» лед, пока мотор прогревается.
  • Опытные водители на ночь оттягивают от стекла дворники. Из-за перепадов температур резинки примерзают к стеклу, и утром, включив стеклоочиститель, можно испортить щетки. И не очищай примерзший к стеклам снег дворниками, у тебя должен быть скребок!
  • Проезжая последние перед стоянкой 200 метров, выключи печку и приоткрой окно — разница внутренней и наружной температур будет не велика, и утром ты не обнаружишь наледи на стеклах.
  • Морозным утром не направляй сразу все тепло печки на лобовое стекло, особенно если оно вклеенное, может запросто треснуть — физика!

ПАВЕЛ ИЕВЛЕВ, редактор издательства «ЗА РУЛЕМ»
Фото: EAST NEWS

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить