ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Фотоснимок может рассказать о характере своего создателя ничуть не хуже, чем его почерк или мимика.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Скажи мне, что ты снимаешь, — и я скажу тебе, кто ты. В эпоху повального увлечения фотографией именно так можно переиначить старую поговорку. Психологи утверждают: фотоснимок может рассказать о характере своего создателя ничуть не хуже, чем его почерк или мимика.

Свободный художник
В одной фривольной английской песенке престарелый ловелас зазывал в гости юную деву посмотреть на его коллекцию марок, а позже угощал ее мадерой. В наше время марки уже не в моде — их место прочно заняли фотографии. Бывает, придешь в гости — и тебе тут же выложат на стол толстенный семейный фотоальбом. А в нем известно что: фотографии самой хозяйки и хозяина дома, начиная с пеленок, а затем в окружении почтенного семейства, мамы-папы-сына-собаки, второй половины, одноклассников и коллег. А также многочисленные снимки уже набивших оскомину красот Шарм-эль-Шейха с Анталией, кое-где разбавленных Биг Беном и Нотр-Дамом, несколько пейзажей с претензией на особый авторский стиль, южных цветочков и пушистых котят. И мадеры, кстати, явно не предвидится!
Сейчас у каждого есть цифровая камера, и фотографы-любители снимают все, что попадается им на глаза, а затем настырно забивают твою почту ссылками на свои виртуальные альбомы. Но не торопись проклинать последними словами горе-фотографов. Просто попробуй тайком от них сыграть с собой в одну увлекательную игру. Вообрази себя на секундочку знатоком человеческих душ, и, возможно, унылые мгновения просмотра чужого неинтересного фотоальбома превратятся для тебя в увлекательное путешествие в глубины человеческого подсознания. А в помощь тебе ведущие российские психологи и знаменитые фотографы прокомментируют самые избитые фотосюжеты. И расскажут, что за человек стоит по ту сторону объектива каждой фотографии.

Лицом к лицу
Один мой друг, зайдя на огонек, с иронией поведал мне: все женщины — самовлюбленные эгоистки, которые вечно окружают себя собственными изображениями. Я, конечно, с негодованием отвергла эти абсурдные измышления отъ-
явленного женоненавистника, но, когда он ушел, украдкой подсчитала стоящие вокруг снимки себя любимой. Ровно пять штук. Но лучше ли мужчины? Зайди на любой сайт знакомств или «одноклассников» — и ты увидишь подросших мачо из пятого «Б», небрежно положивших руку на капот Роллс-Ройса или стоящих в обнимку с новоявленной «мисс Россия». Чуть позже, правда, выяснится, что это был всего лишь тест-драйв очередной новинки машпрома, а красотка просто работает с героем в одном отделе и согласилась сфотографироваться с ним из сестринского сострадания. Портреты «на фоне», пожалуй, самый распространенный тип фотографий из семейного фотоальбома. Но всегда ли они выдают страсть к самолюбованию?

ВЛАДИМИР ЕСАУЛОВ,
психотерапевт, тренер Института психотерапии, руководитель Центра современных психотехнологий
Нам нравится смотреть на себя со стороны. Фотограф как будто говорит нам: «Я вижу тебя таким, какой ты есть, я показываю тебе зеркало». Но на деле мы, конечно, крайне селективны и демонстрируем окружающим только те фотографии, где готовы себя принять. Мы отбираем снимки по тому мнению о себе, которое уже имеем: я такая-то и такая-то, и вот этому подтверждение. Хотя, конечно, иногда чей-то взгляд может поразить нас своей новизной, открыть необычный аспект самих себя. Но, чтобы не быть отвергнутым, этот аспект должен нам понравиться.
Иногда мы фотографируемся в компании и оставляем некоторые из этих снимков в семейном альбоме. Это происходит потому, что мы на них хорошо получились, или потому, что на них изображены значимые для нас люди — именно это заставляет нас часто хранить фотографии, на которых мы сами себе не нравимся. Хотя если отношения с человеком на снимке были разорваны, то вряд ли это фото надолго задержится в нашем альбоме.

ПЛАТОН,
фотограф, снимавший Владимира Путина для обложки журнала Time
Портретная съемка для меня — это фиксация моих ощущений от общения. Обычно вначале работы снимаемые люди надевают на себя определенную маску. С ее помощью они защищают себя от постороннего человека. Моя задача — снять эту маску. Когда я делаю портрет в своей студии, всегда создаю мир, где я хозяин: съемка проходит на моих условиях, установлены тот свет и аппаратура, которые я выбрал. Когда же снимаю на улице, все иначе — здесь я гость. Если предстоит сделать фото актера, политика, бизнесмена, мне нужно быть во время съемки таким же сильным, волевым, как и он. Когда я снимаю человека на улице, необходимо стать смиренным и незаметным. По своему контрасту это очень интересный опыт: ты не можешь быть самоуверенным в чужой культуре. Так что для меня переключение между портретом и документальной фотографией — своего рода поддержание психологического баланса между напором и деликатностью.

ФОТОГРАФИЯ С ХАРАКТЕРОМ
В психологии существует огромное количество разнообразных типологий и классификаций людей. Так, еще с античности широко известно деление людей по четырем типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Позже Карл-Густав Юнг предложил простейшее деление людей на два вида: интровертов и экстравертов. Характерология же делит их на несколько типов (или радикалов) — замкнутых и эксцентричных шизоидов, общительных и избыточных циклоидов, быстро утомляемых астеников и т. д. С помощью фотографий, которые снимает человек, часто можно определить его темперамент и тип личности.

Белая береза под моим окном
О, эти бесконечные закаты на море, подернутые дымкой рассвета и пеленой тумана водные глади озер, плакучие ивы и цветущие олеандры! Тебе казалось, что клише бывают только во второсортных дамских романах, где герой целует героиню под непременные крики чибиса или трели соловья, непосредственно перед этим сняв с дерева ее заблудившегося котенка? Так нет же — вот они все перед тобой, так сказать, в визуальном воплощении. И их автор явно надеется на признание своих талантов.

АЛЕКСАНДР КОПЫТИН,
арт-терапевт, руководитель направления Института практической психологии Иматон, председатель Арт-терапевтической ассоциации
Природу очень любят снимать психоастеники. Они проявляют высокую способность передавать настроения и их оттенки. При этом ощущения у них тонкие, нюансированные, часто окрашенные в депрессивные тона, сомнения. Поэтому они снимают объекты природы, которые переживают какие-либо трудности. К примеру, не цветущее дерево, а имеющее какую-то рану. Фотографы-психоастеники также склонны к глубокому сопереживанию, эмпатии в своих работах. Если же на фотографии не просто пейзаж, а есть еще животные или люди, то человек также обнаруживает эмпатический потенциал, но стремится к социальным контактам — межличностное взаимодействие очень важно для циклоидов (людей с меняющимися периодами душевного подъема и уныния, активности и пассивности). По «населенным» пейзажам также можно косвенно судить о профессии человека — возможно, перед вами врач, психолог, социальный работник.

НИНА ЧАХМАХЧЕВА,
психолог, тренер и преподаватель Института практической психологии личности «Генезис»
Кто-то любит сниматься везде и всюду, других, наоборот, это не интересует. Чаще всего последние чувствуют себя «внутри» изображения, они уже живут там, растворены в этой реальности, их фигура не нужна им для переживания и воспоминания. По снимкам часто можно судить и о том, экстраверт перед нами или интроверт. Интроверт будет чаще снимать природу, погружаться в себя внутри композиционных построений. Экстраверт будет, скорее, снимать себя на фоне других людей. Это делается для того, чтобы показать себя: такие люди как будто скользят по поверхности, выскакивают из реальности. Однако здесь бывает и совсем другая мотивация — осознанное и глубокое желание исследовать самих себя, схожее с интересом к себе художников, рисующих автопортреты в разных возрастах. Но последнее встречается гораздо реже.

Руссо туристо
Много лет назад, сразу после падения Железного занавеса, один мой знакомый впервые поехал в Париж. По возвращении он гордо демонстрировал окружающим поляроидный снимок: его лицо крупным планом, а сзади что-то темное и бесформенное. Оказалось, что это его фото на фоне не чего-нибудь, а Эйфелевой башни! Башня, правда, совершенно не угадывалась, зато хорошо можно было разобрать мельчайшие черточки лица приятеля. Ироничная американская исследовательница фотографии Сюзан Зонтаг писала о «тайне японского туриста, заплатившего за бегство со своего острова-тюрьмы йенами и вооруженного двумя камерами, по одной на каждом бедре». Она с презрением относилась к туристической фотографии, считая ее способом ухода от неудобного настоящего. Психологи не столь категоричны.

НИНА ЧАХМАХЧЕВА
Внушительные монументы и диковинные местные обычаи, как мне кажется, люди фотографируют по двум причинам. Во‑первых, в современном мире очень много информации, ее становится все больше, она быстро теряется. Люди фотографируют, чтобы зафиксировать ее, сделать «закладку» в памяти. А во-вторых, конечно, такие фотографии делаются, когда что-то яркое, необычное сильно зацепило снимающего эмоционально.

ВЛАДИМИР ЕСАУЛОВ
Туристическая фотография может быть сделана иногда «по созвучию» своему эмоциональному состоянию, которое хочется удержать в памяти, — такая свое-
образная «зарубка на память» об отдыхе, который привнес в жизнь яркие и незабываемые эмоции. Эти фото в дальнейшем можно с удовольствием и улыбкой рассматривать, вспоминая приятные детали отдыха и необыкновенные места, наполняя теплыми воспоминаниями обычную повседневную жизнь. Порой себя на фоне памятников фотографируют и для того, чтобы «пометить территорию» и предъявить документальное доказательство другим — «смотрите, вот где я был!», показывая собственную «крутизну», следуя принципу «мир для меня». В этом случае фоном для съемки выбираются общеизвестные памятники культуры, и получаются снимки типа :"Я и Эйфелева башня, Я и пирамиды…". У некоторых романтических фотолюбителей возникает желание зафиксировать себя любимого на фоне легендарных древних исторических мест, построек, вещей и как бы вобрать в себя своеобразную энергетику, волшебство, мощь этого места, прикоснуться к чему-то таинственному, сказочному, магическому и посредством фотографии сделать себя частью этого волшебства.
Довольно часто в экзотических путешествиях наблюдается очень сильный эмоциональный резонанс, когда путешественнику кажется, что в этом месте возникло необыкновенное единство себя и окружающего места, чувство гармонии либо чувство потрясения. Темами фотосъемок в данном случае может быть либо гармония и красота окружающего мира и объектив направляется на то, что кажется близким и внутренне созвучным («я и мой мир», «я и похожее, близкое мне»), либо, напротив, внимание обращается на что-то удивившее, перевернувшее внутренний мир, максимально не похожее на привычное, что-то интересное, оставившее отклик в душе.

Черный квадрат
Согласись, тебе иногда приходилось замечать фотографии, во время просмотра которых в голову приходила одна и та же мысль: «Похоже, этот парень возомнил себя новым Малевичем!» На его снимках ты найдешь не только черный квадрат, но и другие геометрические фигуры. Не поймешь, что перед тобой — закат превратился в красные треугольники, а синие круги под глазами, переведенные в «ч/б», вдруг стали выдающимся произведением абстрактного искусства. Может быть, любитель все превращать в линии и разводы слишком погружен в себя и из этой раковины его не выманить ни за какие объективы и линзы? Совсем не обязательно!

АЛЕКСАНДР КОПЫТИН
Абстракция абстракции рознь. Конечно, перед нами может быть типичный шизоидный тип. Для него будет характерна символизация, отражение философских идей, эзотерических традиций, уход в неприродные явления, в мир фантазии, в культурные формы. Но если человек любит снимать глубокие цвета и фактурные материалы, то это, наоборот, знак его включенности в физический мир, его эмоциональности, чувственности. Полнокровные, яркие, цветные фотографии характеризуют человека, придающего большую ценность чувственным, даже геденистическим переживаниям.
Кстати, хотя цвет сильнее всего апеллирует к сенсорным системам человека, чувственные характеристики могут передаваться и через черно-белое фото, и через формы и линии. В фотографии могут также проявляться моменты перехода, трансформации, личностного, духовного роста. Это момент кризиса, но и появления чего-то нового. Так что все эти эксперименты с реальностью, символические образы могут означать, что человек в себе еще что-то не осознал, но это уже присутствует у него в снимках.

ГАРРИ ГРУЙЕР
член фотоагентства Magnum
Для меня цвет — это не абстракция, не что-то, что добавляется «после» или придумывается в голове. Это что-то физическое. Это связано с волнением, возбуждением, чувственностью. Черно-белая фотография лучше для портретной съемки. Потому что, если я сделаю цветные снимки, цвет будет для меня в них самым главным. Но если я снимаю своих детей или кого-то еще, кто мне близок, для меня важны именно они, а не то, кто во что одет, на каком фоне все это происходит и как поставлен свет. В черно-белом варианте человек может выглядеть более прямолинейным в личностном плане.

Примерить на время маску психолога, конечно, интересно. Но не забывай, что это всего лишь игра. Как видишь, один и тот же мотив в фотографии может означать прямо противоположные вещи.
К тому же большинство психологов и фотографов сходятся в одном: характерология и деление людей «на типы» могут дать лишь первый импульс к знакомству с душой человека, а чтобы сделать хороший портрет, одного зрения и фотокамеры в его руках недостаточно. Нужно разговаривать, видеть, слышать и чувствовать людей, постепенно раскрывая для себя чужую и свою неповторимую индивидуальность.


 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить