Не равный брат

Не равный брат «Я — папина дочка!» — гордится Светка. «А твоя сестра тогда чья?» — удивляюсь я. «Тоже его, конечно. Просто я любимая. Неужели непонятно?» Мне непонятно. Родители любят нас с сестрой одинаково. Но так везет не всем.

Не равный брат

Не равный брат «Я — папина дочка!» — гордится Светка. «А твоя сестра тогда чья?» — удивляюсь я. «Тоже его, конечно. Просто я любимая. Неужели непонятно?» Мне непонятно. Родители любят нас с сестрой одинаково. Но так везет не всем.

История 1 Главная роль: младшенький Анжелика уже училась в первом классе, когда у нее родилась сестра Саша. Лика сразу стала помогать маме с пеленками, по утрам перед школой бегала в детскую молочную кухню, а вечером возила по двору коляску. Через много лет Лика собралась замуж и попросила у родителей добавить немного денег на свадьбу. Ей отказали — у Саши намечался школьный выпускной, после которого они всем классом должны были ехать в Прагу. Все семейные сбережения были вложены в поезд- ку. Когда же наступила пора свадьбы младшенькой, родители разменяли свою квартиру на две поменьше, одну из которых и преподнесли молодым в качестве подарка. При этом Лика с мужем и маленьким сыном до сих пор продолжают жить в съемной квартире. Роль второго плана: уже большая Странное дело — какой бы ни была разница в возрасте между детьми, первый становится старшим в ту минуту, когда в доме появляется второй. Даже если первый при этом кроха полутора лет. А со старшего и спрос совсем другой: от него требуют помощи и даже наказывают за то, что у младшенького считается забавными проказами. Почему так? Многие родители становятся настоящими родителями только с младшими детьми. Ведь к моменту появления этих крох они уже успевают по‑настоящему созреть и почувствовать ответственность. А если в семье растут другие дети — что ж, почему бы часть этой ответственности не переложить на них? В результате старшего перестают воспринимать как ребенка. Он помощник, друг, партнер, а значит, не так нуждается в родительской поддержке и заботе, напротив — уже должен помогать маме и папе.

История 2 Главная роль: горе луковое С Алешей всегда что-нибудь случалось. В детстве мальчишки отбирали у него велосипед, а учительница по химии придиралась и ставила двойки. Пока папа отвоевывал его железного коня, мама объяснялась по телефону с директором школы. Потом Алеша провалил экзамены в институт. Среди многочисленной родни нашелся врач, который сделал нужные справки и помог мальчику избежать армии. Устроившись на работу, сын умудрился «потерять» крупную сумму казенных денег. Чтобы отдать долг, вся семья месяц сидела на макаронах. Жизнь пошла на лад, когда Алеша наконец женился (на дочери маминой приятельницы). Но через несколько лет жена бросила его, причем не одного, а с годовалым ребенком. Родители снова подставили свое могучее плечо — мама уволилась с работы, чтобы сидеть с внуком. Младшая сестра Надя между тем была предоставлена самой себе. Пока родители проверяли у Алеши уроки, она самостоятельно научилась читать. Пока решались проблемы с армией и женитьбой — окончила школу с золотой медалью. Сама поступила в институт, сама устроилась на работу, сама сняла квартиру. Мама звонит ей дважды в неделю — рассказать об очередных злоключениях Алеши и попросить Надю одолжить брату денег или посидеть с племянником. Роль второго плана: самодостаточный ребенок Пока родители увлеченно вызволяют «горе луковое» из очередной беды, второй ребенок, не дождавшись к себе внимания, приходит к выводу, что проще все сделать самому. Добившись успеха — научившись завязывать шнурки или купив на собственные деньги свою первую машину, — он спешит поделиться с родителями победой. Потому что хочет наконец обратить на себя внимание, добиться их любви. Но получает только привычное «Молодец. Кстати, раз уж ты теперь на машине — отвези брату нашу микроволновку, у него плита сломалась». Почему так? Удивительная закономерность — чем больше хлопот доставляет ребенок, тем сильнее и упрямее родительская любовь. Особенно материнская. Мама стремится не только выручить свое чадо из беды, но и компенсировать своей заботой несправедливость окружающего мира. «Благополучному» ребенку помощь вроде бы не нужна, да и родительским заботам здесь нет достойной реализации.

История 3 Главная роль: любимчик В одной семье родители очень хотели мальчика. Потому что первым в семье должен быть сын. Потому что все мужчины в семье были военными. Потому что всех мужчин в семье традиционно звали Сергеями Сергеевичами. Вместо мальчика родилась Юля… Называть Сергеем Сергеевичем было некого. Военная династия оказалась под угрозой. Папа с головой ушел в работу, а мама, отягощенная чувством вины, несколько лет подряд не оставляла попыток реабилитироваться и родить-таки сына. И однажды ей это удалось! Новый Сер- гей Сергеевич появился на свет. С того самого дня и до своих нынешних двадцати шести лет Юля регулярно выслушивает лекции на темы: «Мужчины заняты делом», «Дочь для чужого двора, сын — для своего» и т. д. А между делом преподает в институте, пишет диссертацию и дважды в неделю по вечерам ездит к родителям на другой конец города — убрать в квартире, помочь маме с ужином, а брату — студенту военной академии — с переводами по английскому. Роль второго плана: не тот! «Не тот» ребенок изо всех сил старается компенсировать разочарование родителей. Так, девочка вдруг отправляется с папой в гараж и уже в четыре года умеет отличать «ключ на шестнадцать». А нежеланный сын начинает ходить с мамой по магазинам и разбираться в марках женской одежды. Эти усилия обязательно увенчались бы успехом, если бы не одно «но»: рядом есть настоящая девочка или настоящий мальчик, которых именно за это любят больше. Почему так? Они купили одежду и игрушки голубого (розового) цвета. Выбрали имя и уже запланировали секцию баскетбола (фигурного катания). Появился ребенок — здоровый, красивый… но не тот! Конечно, родители все равно любят своего ребенка, многие даже потом не представляют, как могли хотеть дитя другого пола. Но когда судьба таки награждает их «заказанным» малышом, с искушением поставить его на пьедестал справляются, к сожалению, не все.

История 4 Главная роль: долгожданный Артема ждали пятнадцать лет. Его маме долго не удавалось забеременеть. Когда родители совсем уже было отчаялись, судьба подарила им ребенка. Правда, к тому времени они были счастливыми обладателями не только большой квартиры, дачи и положения в обществе, но и солид- ного возраста и массы проблем со здоровьем. Беременность и роды были очень тяжелыми. Мальчика назвали Артемом и принялись растить из него маленького принца. И вдруг мама узнала, что опять беременна. Внепланово. Природа умеет шутить. То, для чего предшествующие пятнадцать лет прилагались огромные усилия, теперь произошло само собой. Отец опасался за здоровье жены, а мать боялась, что умрет при родах и оставит Артема сиротой, но аборт делать тоже не решалась… В такой обстановке на свет появилась Аня. Для ее воспитания тут же наняли няню (при этом сыном мама продолжала заниматься сама). «Не мешай брату!», «Не беспокой маму!», «Не отвлекай отца!» — все это Аня слышала с самого детства. Теперь у нее уже своя семья, она давно никому не мешает. У родителей она появляется не чаще двух раз в год — не хочется! Роль второго плана: неожиданная радость Внеплановый ребенок может до конца жизни даже не подозревать, что было время, когда родители его не хотели. Мама и папа окружают его любовью, заботятся и покрываются мурашками при одной мысли о том, что когда-то могли принять другое решение и их обожаемого ребенка тогда бы вообще не было. Но бывает и по-другому. Тогда сын (или дочь) в полной мере ощутит, насколько «некстати» он появился на свет. Естественно, это отдаляет ребенка от родителей. Такие дети, как правило, рано заводят собственную семью и стараются не повторять ошибок мамы и папы при воспитании своих — долгожданных — детей. Почему так? Каждый человек эгоистичен. Просто у некоторых это проявляется почему-то сильнее. Люди строят планы, расписывают, когда и что должно случиться в их жизни. Но вот происходит непредвиденное. Причем такое, что от него «не спрятаться, не скрыться». Тем, кто привык распоряжаться не только своей, но и чужими судьбами, особенно трудно смириться с тем, что кто-то принял решение за них и они обязаны подчиниться. А главная проблема в том, что «помешал» им крохотный, казалось бы, беспомощный человечек, который оказался сильнее.

История 5 Главная роль: общий ребенок Родители Оксаны развелись — мама ушла к другому мужчине, забрав с собой дочь. С отчимом у девочки сразу сложились вполне теплые отношения, у них даже было общее увлечение: Оксана учила итальянский язык, а он его преподавал. Вскоре родилась сестра Юля. После этого у Оксаны резко изменились отношения… с мамой. Старшая дочь почувствовала себя лишней. И хотя отчим по‑прежнему старался уделять ей внимание, как и своей родной дочери, материнской любви ей не хватало. Младшая сестра получала все новые игрушки, а когда Оксана попросила на день рождения куклу Барби, ей сказали, что она уже большая, — и подарили сапоги. Окончив школу, Оксана поступила в первый попавшийся институт, главным преимуществом которого было то, что он находился в другом городе. Роль второго плана: от другого Ребенок от первого брака часто может чувствовать себя обделенным родительской любовью. Во‑первых, он лишен постоянного контакта с отцом, который ушел из семьи (или с матерью — бывает и так). А во-вторых, ревнует ко всему, что связано с новой семьей и жизнью мамы. В этом случае соперничество со сводными братьями и сестрами может быть даже сильнее, чем было бы с родными. Это часто происходит даже в семьях, где детей любят одинаково. Почему так? Первый брак не сложился, а может, его и вовсе не было. Любовь прошла, остались горькие воспоминания и… ребенок. Через какое-то время все налаживается, появляется новая любовь, другая семья, другие дети. Кажется, что новый супруг -единственный, что он навсегда. Но перед глазами постоянное опровержение — дитя уже ушедшей любви, которая когда-то тоже казалась вечной. А если этот ребенок еще и со сложным характером, а если у него не сложились отношения с новым родителем… Отношения осложняет еще и то, что появляется общий ребенок с новым супругом. В итоге на младшего автоматически проецируется весь позитив нового брака, а старший ассоциируется только с былыми проблемами.

История 6 Главная роль: гордость семьи Маша выросла в семье профессора. Отец и мать старались дать ей и ее сестре Светлане лучшее образование. Заключалось это в том, что их записали в школу при МГУ и в конце каждой недели требовали подробного отчета об оценках и поведении. Старшая сестра окончила юрфак и стала через несколько лет успешным адвокатом. Родители гордятся дочерью и ставят ее младшей в пример. Карьера Маши не сложилась. Три раза она пробовала поступать в РАТИ, но так и не получилось. Отец пристроил ее в университет на юрфак, но перспектива стать юристом Машу совсем не привлекала и она не закончила даже первый курс. Теперь подрабатывает официанткой, а по вечерам ходит на курсы актерского мастерства. Родители между собой (а чаще вслух) зовут ее «белой воронкой, в которую ушли все деньги». Роль второго плана: неоправдавший надежд Каждый человек хочет прежде всего быть самим собой. А это не всегда нравится его близким. Особенно если на него возлагались большие надежды, а он не хочет (или не может) их оправдать. Если к этому добавить еще и второго ребенка — полную противоположность, который является гордостью семьи, то у первого есть все шансы быть признанным в семье неудачником. Почему так? Даже родительская любовь не всегда бескорыстна: в своих чадах видят часто не просто детей, а возможность реализовать собственные амбиции или планы. Но вот ребенок, вместо того чтобы стать дополнительным алмазом в их короне, приносит одни разочарования. Продолжая его любить, родители еще сильнее раздражаются и предпринимают попытки переделать, перевоспитать «неудачника» на свой лад. А если повзрослевший отпрыск отказывается — его объявляют неблагодарным.

А что делать, если менее любимым ребенком в семье оказалась ты? В детстве ты только чувствовала неодинаковое отношение родителей к тебе и твоему брату или сестре. Тогда они реже хвалили и обнимали тебя, а наказывали чаще, но ты еще не знала, что с этим делать. В юности твоя борьба выражалась в протестном поведении: раз вы меня меньше любите, буду все делать вам назло. Но как быть с этим теперь, когда ты стала взрослой самостоятельной личностью? И хотя на работе тебя уже зовут по имени-отчеству, ты по-прежнему страдаешь от того, что мама вчера прожужжала тебе все уши про диплом твоего брата, а на защиту твоей диссертации даже не пришла… Попробуй оценить трезво: действительно ли твои родители обделяют тебя своей любовью? Возможно, у твоего брата сейчас очень сложный период в жизни и они просто хотят его поддержать. А тебе, вместо того чтобы обижаться на родителей, стоит подумать, чем можно помочь брату. Если все-таки несправедливость налицо, не делай поспешных выво дов о том, что тебя в этой семье не любят. Поговори с родителями, объ ясни им свои чувства. Только не надо начинать разговор с фразы: «Вот все гда ЕМУ — все, а мне — ничего!» Ста- райся мыслить конструктивно и говорить о конкретной ситуации, которая тебя расстроила. Не припоминай свои обиды за всю жизнь. Не вымещай свою обиду на сестре, которая ходит у родителей в люби мицах. Поддерживай с ней отноше ния, даже если сейчас тебе кажется, что у вас нет ничего общего. К сожа лению, наши родители невечны, и, возможно, когда-нибудь она останет ся твоим единственным родным че ловеком. Помни, что, какими бы они ни бы ли, это прежде всего твои родители. Люди, которые дали тебе жизнь, ко торые были рядом, когда ты болела, которые многому тебя научили. Бла годаря им ты такая, какая есть. Когда ты в следующий раз решишь оби деться на своих родителей, подойди к зеркалу. И ты увидишь, что кое-что хорошее они все-таки сделали!

Екатерина Еремина
Благодарим психолога Надежду Махову за помощь в подготовке материала.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить