Маски-шоу

Если тебе кажется, что выбранная роль превратилась в часть тебя, пора снимать маску…

Маски-шоу

«Я вся такая внезапная… Такая противоречивая вся!» — мы примеряем сложные образы в надежде, что они упростят нам жизнь. Ведь известно: чем сложнее у женщины характер, тем больше он привлекает мужчин. Но если тебе кажется, что выбранная роль превратилась в часть тебя, пора снимать маску.

Муза
Оля (22 года) радостно твердит: «Я муза!» У нее нет мягких розовых крыльев, и она не приходит по ночам к изголовью обессиленных поэтов. Она просто источник вдохновения — «Мое призвание — помогать людям и дарить идеи!» И помогает Оля не только своему молодому человеку, но и многочисленным близким и не очень друзьям. В любую минуту она на связи и готова дать совет по поводу заваленного квартального отчета, несварения у годовалого сына и раздельного питания. При этом Оля вовсе не классическая муза, готовая жертвовать всем ради подопечных, а наша современница. Она метко, иронично, жестко, но справедливо высмеивает проступки своих чад, чтобы сделать их лучше и вдохновить на новые геройства. Правда, современным музам не так уж легко нести знамя вдохновения. Потому что ими владеет вполне понятный страх: а вдруг пока я буду вдохновлять людей, сама ничего не добьюсь? С другой стороны, ведь никто не может без музы. Даже булочнику нужно вдохновение!

ТАТЬЯНА ШАТУНОВА,
аналитический психолог, кандидат Московской аналитической ассоциации, преподаватель Института аналитической психологии и психоанализа

О музе, тонко чувствующей своего партнера, мечтают многие мужчины. С другой стороны, муза отдает всю себя на алтарь отношений, ей сложно справляться со своим одиночеством, интроверсией. Чрезмерное увлечение ролью музы может увести в мечтательность, снизить способность адаптироваться в реальности, видеть разные стороны своего партнера и окружающих. Женщина, которая выбирает себе эту роль, всегда сможет найти того, о ком надо заботиться. Однако стоит задуматься, интересна ли ты своим подопечным как личность. Видят ли они тебя за этой ролью, чувствуют ли твое настроение. Подумай также, интересна ли ты самой себе, не живешь ли за счет интересов твоих «воспитанников».

Выйти из роли Перестань контролировать отношения с окружающими через чрезмерную опеку и задумайся о собственных желаниях и потребностях.
Для того чтобы встретиться со своим истинным Я, необходимо прислушиваться к себе практически ежесекундно.
Ответь на вопросы: «Этого хочу я или мои близкие?», «Я делаю это, потому что получаю удовлетворение или боюсь встретиться с одиночеством и отверженностью?»

Настоящий полковник
Эту роль в разном возрасте все мы без исключения на себя примеряли! Юля к тридцати годам умудряется сохранять юношескую непосредственность во всем. Включая гардероб. Да и ее энергии можно позавидовать. В минуты душевного неравновесия она не запирается в своей комнате с коробкой шоколадных зайчиков и диском «Унесенные ветром». Она хватает коврик для занятия йогой и летит на побережье Индийского океана в компании малознакомых, но чрезвычайно симпатичных йогов. Только вот беда — все сама да сама. И никак не может выйти из роли Главного По Принятию Решений, потому что «вдруг кто-то другой допустит ошибку». А эти мужчины такие милые, но такие слабые создания! Никак не встретится ей на пути рыцарь в железных доспехах, который скажет как отрежет. И как бы Юля ни сетовала, снова и снова рядом с ней оказывается очередной обаятельный, но жутко несамостоятельный мужчина, рядом с которым не получается чувствовать себя женщиной.

ТАТЬЯНА ШАТУНОВА,
аналитический психолог

Иногда легче держать контроль в своих руках, нежели отдать его. Если рядом слабый мужчина, то легко самой держать руку на пульсе, доверять только себе, чувствовать себя королевой положения. Сила рыцаря может обернуться в нашей фантазии насилием. Если ты привыкла контролировать свою жизнь, свои чувства, встреча с рыцарем может принести, с одной стороны, энергию, с другой — страхи, тревоги, сомнения. В таких отношениях ты как будто отдаешь часть себя, доверяешь себя другому. Это сложно сделать, если ты привыкла доверять только себе. В этот момент могут появиться опасения, сомнения, тревога и желание все вернуть на круги своя.

Выйти из роли Такой женщине сложно доверить себя другому. Ведь тогда придется наконец избавиться от скрытой тревоги поглощения, разрушения в отношениях с другим человеком. В подобной истории «сильной женщине» нужно постараться без тревоги посмотреть на маскулинных, властных мужчин, попробовать себя с ними в роли слабой женщины, готовой подчиняться, быть зависимой.

ЕСЛИ РЯДОМ СЛАБЫЙ МУЖЧИНА, УДОБНЕЙ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОРОЛЕВОЙ ПОЛОЖЕНИЯ

Франкенштейн
Моя неутомимая подруга Марина (26) не устает провозглашать единственно верное, как она считает, правило семейного счастья: «Не храни все яйца в одной корзине! Поверь мне, однажды эта корзина еще покажет, на что способна…» Для нее это означает бесконечную борьбу с однообразием. Нельзя быть все время одинаковой. Верная супруга для своего спутника в кругу семьи, а на корпоративной вечеринке развязная кокетка, образцовая мамочка для своих любимых отпрысков и при этом идеальная дочь для своих родителей. Поистине, вся жизнь — театр, и те, кто не нашел свое место на большой сцене, всегда найдут благодарную публику в семейном кругу. Ну, а кроме этого, у Марины существуют еще друзья, сослуживцы, однокашники, соседи. И каждый из них образует свою отдельную сцену, где ее очередной персонаж всегда желанен и любим. Беда в том, что иногда она путается (смех за кадром). Например, может отчитать меня за потерянные перчатки, будто она мне мама. Или начать выпрашивать у нашей общей подруги Кати подарить ей «те самые замечательные» сережки, будто Катя, не дай бог, ей муж. Мы с Катей привыкли, но начинаем беспокоиться. Ведь на самом деле Марина всего лишь молодая женщина с фантазией и страстным желанием жить полной жизнью, а не Фаина Раневская.

ТАТЬЯНА ШАТУНОВА,
аналитический психолог

Смена ролей помогает чувствовать энергию жизни, разнообразие, справляться со скукой повседневности. В отношениях с «актером» другие чувствуют подъем, спонтанность, непредсказуемость. Такие люди окружены вниманием и очень нравятся окружающим. И это прекрасно! Однако, когда ты тратишь слишком много энергии на исполнение разных ролей, когда включена в игру постоянно, ты можешь почувствовать, что тебя не понимают, что чего-то не хватает в отношениях. И в конце концов тебе надо постоянно соответствовать роли, ожиданиям зрителей.

Выйти из роли Роль актрисы скрывает тревогу, сомнение: а буду ли я интересна, если перестану постоянно играть, развлекать? Стоит заглянуть вглубь себя и понять, что ты получаешь от актерства. Ты так борешься со скукой, однообразием? Исполняешь ли ты в данный момент собственные желания или, разыгрывая спектакль, служишь интересам других? Что будет, если не станет зрителей? И интересна ли ты сама себе в этой роли?

РОЛЬ АКТРИСЫ СКРЫВАЕТ ТРЕВОГУ, СОМНЕНИЕ: А БУДУ ЛИ Я ИНТЕРЕСНА, ЕСЛИ ПЕРЕСТАНУ ИГРАТЬ НА ПУБЛИКУ?

Своя в доску
Со школьных лет Лизу (25) преследует одна тревожная дума: как отпраздновать свой день рождения и избежать недоразумений? Дело в том, что среди своих школьных друзей она всегда слыла отличницей во всех смыслах этого слова.
А для дворовых друзей — чуть ли не революционеркой в масштабах района, конечно. Лиза рассказывает, они научили ее курить, а она их прокалывать уши в неположенных местах и количествах. Вот такой диссонанс. Каждый апрель Лиза мучительно придумывала, как бы обставить вечеринку так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. В конечном счете и волки, и овцы были недовольны, порой почти доходило до драки. Периодически в каждом из этих сообществ ей приходилось доказывать свою состоятельность снова и снова. К тому же, поочередно разочаровываясь то в одной, то в другой компании, Лиза никак не могла выбрать действительно подходящую. По большому счету, все они были хорошие и милые люди — жаль, она, как в старом добром анекдоте, не могла разорваться!

МАРИАННА ИГЕЛЬНИК,
руководитель отдела психологической консультации Института психотерапии и клинической психологиии

Непросто пытаться быть хорошей и для одних, и для других, в особенности если ты стараешься угодить противоположным по характеру компаниям. Психологические корни такого стиля поведения лежат в родительской семье человека. Если ребенок в семье не ощущал принятия со стороны родителей или родители предъявляли завышенные требования, то у него нет опыта ощущения безусловной любви со стороны родителей. Тогда вполне понятно, почему Лиза в подростковом возрасте в школе старалась быть и отличницей, и «своей девчонкой».

Выйти из роли Если ты оказалась в подобной ситуации, находясь в центре событий, найди минутку, присядь и закрой глаза. Почувствуй свое дыхание: размеренное оно или ускоренное? Обрати внимание на ощущения в теле: есть ли где-то напряжение или ты полностью расслаблена? Какие эмоции ты испытываешь в этот момент? Затем постарайся дышать ровно и глубоко и почувствуй, что ты на самом деле хочешь сделать сейчас. Открой глаза, посмотри на людей вокруг. Выпрями спину и с чувством уверенности дальше веди себя в этой компании так, как подсказывают твои истинные ощущения. Уверенность и естественность расположат к тебе окружающих вне зависимости от их взглядов и стиля жизни.

Начальник
Помнишь, в небезызвестном фильме герой утверждал, что оценивающим взглядом на мужчин смотрят только милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины. А уж если тебе повезло быть руководящей женщиной… Вот Вика (24) держит в ежовых рукавицах отдел из двух мужчин и трех женщин. И не замечает, как продолжает раздавать указания и принимать проделанную работу в кругу семьи. Роль руководящего работника подразумевает жизнь по расписанию. И это здорово — все успевать, везде бывать и даже в объятия к морфею попадать по утвержденному плану. Но вот, например, в гости к Вике в режиме импровизации нагрянуть не получится. Если только не «записаться у секретаря». Да и молодой муж время от времени вынужден напоминать ей, что они сейчас, например, в кинотеатре едят попкорн, а не в офисе штрафуют коллег за десятиминутное опоздание. Так что близкие и друзья давно не балуют Вику своим вниманием, если только передадут привет через секретаря или запишутся на прием. В следующем году.

МАРИАННА ИГЕЛЬНИК,
психотерапевт

В рабочей обстановке и дома мы ведем себя по‑разному и роли отличаются. Однако в случае нашей героини не она выбирает роль в зависимости от необходимости, диктуемой обстоятельствами, а сама роль взяла верх над Викой и диктует ей стиль поведения.
Естественно, отношение к близким и друзьям как к подчиненным обижает и отталкивает их. В семье более естественно проявлять тепло и эмоциональность. С точки зрения психологии можно сказать, что если человек достаточно хорошо познал и овладел разными стилями поведения, то он с легкостью и осознанно сможет быть разным в разных ситуациях.

Выйти из роли Думай о других людях, а не только о своих целях. Вечером возьми чистый лист бумаги, сядь в спокойном и тихом месте, где тебя ничто не будет отвлекать. Напиши, где и с кем ты будешь завтра в определенное время, чем вы планируете заниматься. Включи в свой список не только рабочие встречи, но и обеденный перерыв, и планы на вечер. Постарайся сделать так, чтобы свободное время стало для тебя настолько же значимым, насколько важно рабочее. Запланируй в свободное время сделать что-то, что ты не делала вчера. В план включи не меньше трех действительно приятных тебе занятий. Оставь один час с пустой графой. В это время смени обстановку, выйди на улицу, пройдись по парку или просто зайди в кафе для того, чтобы выпить ароматного чая с лепестками китайской розы.

ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К БЛИЗКИМ И ДРУЗЬЯМ КАК К ПОДЧИНЕННЫМ, ЕСТЕСТВЕННО, ОТТАЛКИВАЕТ ИХ

Хеппи-энд
В нашей жизни намного больше характеров, условностей и поворотов судьбы, чем в любой театральной постановке. И было бы нелепо не воспользоваться такими возможностями! Главное, не превратиться в безликую актрису, идущую на поводу у собственной роли. И хорошо, если самый главный режиссер вознаградит нас, и главных, и второстепенных, и талантливых, и просто фантазерок, достойным финалом под несмолкающие аплодисменты. Занавес!

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить