Лекции, музеи, эксперименты - это модно!

В школе ты засыпала на уроках физики, а в институте сбегала с лекций. Зато сейчас с удовольствием ставишь опыты в музее науки. Что происходит?

Лекции, музеи, эксперименты - это модно!

БУДЬ В КУРСЕ

«Для меня лекция — это что-то особенное, — делится Анжела (27). — Не кино, не ресторан, не библиотека. Мне нравится, что я могу узнать новое, а потом поделиться этим с друзьями. В мире столько всего происходит — если хочешь быть на коне, надо быть в курсе!» Действительно, наука стала одной из самых модных тем для обсуждения. Прежде всего, этот интерес позволяет удовлетворять потребность в расширении знаний о мире, в котором мы живем. Хорошо, если после лекции или собственноручно поставленного эксперимента ты, например, начнешь понимать, почему вдыхаешь кислород, а выдыхаешь углекислый газ, или даже сможешь починить в квартире сгоревшую проводку. Но такой практический подход доступен не всем, да и не каждому нужен. Поэтому еще один несомненный плюс увлечения наукой — то, что новая информация делает нас интересными собеседниками. Новые знания подталкивают к живому общению, которого нам катастрофически не хватает. Конечно, мы все безумно заняты, и каждый раз кажется, что на встречу с друзьями нет времени и сил. Мы погружаемся в виртуальность. «Коммуникация в социальных сетях, — поясняет психолог Кристина Белавич, — это своего рода суррогат, притупляющий потребность в сопричастности. Он лишь на время дает ощущение некоей безопасности по типу „хорошо, что я не одна“. При этом не происходит как раз того, ради чего люди общаются, — обмена опытом, мыслями, энергией и, что самое главное, личностных изменений». И только если мы встречаемся друг с другом, видимся и обсуждаем то, что нас волнует, тогда мы меняемся, развиваемся.

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ

Информация, за которой мы приходим на лекции и в интерактивные музеи, позволяет поддерживать активную беседу и быть душой любой компании. Но она и заставляет нас расти. Иногда, узнав что-то из незнакомой тебе области, вдруг получаешь какой-то толчок, импульс, и раскрываются совершенно неожиданные стороны натуры. «Как-то я попала на научно-популярную лекцию о природе сна, — рассказывает Ирина (29). — Она оказалась настолько увлекательной, что я сама не заметила, как подняла руку и начала задавать вопросы лектору. Домой пришла с горящими глазами и сразу полезла в интернет за дополнительными сведениями, а потом еще и обсудила тему лекции с мужем и подругами». Возможно, ты всю жизнь считалась гуманитарием, а после лекции по биологии вдруг откроешь в себе дар естествоиспытателя. Эмоциональное и интеллектуальное обогащение не только приносит моральное удовлетворение, но и подталкивает к следующему шагу в освоении мира.

Условно мы называем нынешний тренд «интересом к науке», хотя на самом деле тематика популярных лекций гораздо шире, а их «научность» проявляется прежде всего в том, кто их читает. Лекторами выступают признанные специалисты в своих областях, что для нас, людей, потерявших доверие к качеству информации, полученной через интернет, особенно важно.

Побывав на чтении, можно захотеть сменить профессию или, напротив, развеять детские представления о том, кем ты могла бы стать. «Я мечтала быть биологом, — рассказывает Ольга (27), — но родители настояли на том, чтобы я закончила экономический вуз. Сейчас работаю аналитиком. Когда начала ходить на лекции по биологии, поняла, что это не мое. Какое счастье, что когда-то я выбрала другую профессию! Биология подходит мне разве что в качестве хобби».

ШИРЕ КРУГ

Лектории и интерактивные музеи — еще и отличный шанс расширить круг общения. И это не просто знакомство с новыми людьми — здесь у вас есть общий интерес, который становится отправной точкой для коммуникации. «Конечно, лекции организовывались и раньше, — делится главный редактор сайта „Теории и Практики“ Анастасия Попова. — Но о подобных мероприятиях знал только узкий круг людей. Сейчас, когда эта информация стала доступной, интерес к ней возрос. Лекция — это почти всегда бесплатно и всегда любопытно.
И, конечно же, это одна из форм социализации, особенно для тех, кто живет в регионах, где не так много вариантов, куда пойти в свободное время».
На сайте «Теории и Практики» можно найти всю информацию про лекции, курсы и мастер-классы, проводимые в Москве, Санкт-Петербурге и еще 17 городах России.
Мы постоянно придумываем, как еще можно провести свободное время, не повторяться, испробовать что-то новое. В лектории, планетарии или музее, в отличие, например, от кинотеатра, ты не просто потребляешь информацию, а активно ее осваиваешь — задаешь вопросы или ставишь опыты. Бурная деятельность привлекательна — но когда она более эффективна, чем, скажем, на танцполе. В какой-то момент становится неинтересно просто получать знания, мы хотим творить, быть участниками процесса — неважно, освоение ли это мира или создание новой группы по интересам.

ЛЮБЛЮ УЧИТЬСЯ

Сейчас стало модно блеснуть в компании новыми необычными знаниями.
Но в обществе всегда есть какое-то количество людей, которым просто нравится учиться.
Автор лекции «Биология одаренности», прочитанной в «Популярном лектории», доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин считает, что процент таких людей невелик, но постоянен во все времена.
Но никакая мода не может заставить нас заниматься тем, что неинтересно.
«Наш мозг поощряет только те действия, которые приносят удовольствие, — утверждает профессор. — Если люди приходят на лекции вновь и вновь, значит, им это действительно нравится».

ВЫБРАТЬ ФОРМУ

Интерактивные музеи и центры дают возможность осваивать сложное через игру — как это делают дети. Например, в московском «Экспериментаниуме», прообразом которого послужил питерский «Дом занимательной науки», основанный Яковом Перельманом в 1935 году, практически каждый день появляются новые экспонаты. «Наши инженеры постоянно работают над свежими проектами, — рассказывает Ирина Кузнецова, программный директор „Экспериментаниума“. — Изначально мы рассчитывали, что нашей главной аудиторией станут школьники. Но сюда приходят люди всех возрастов — с одинаковым интересом ставят научные эксперименты и „застревают“ у необычных экспонатов».

Основные посетители Московского планетария, открывшегося недавно после продолжительного ремонта, — тоже взрослые. Здесь, на самом большом куполе-экране в Европе, можно посмотреть уникальные документальные фильмы. А еще здесь есть интерактивный музей «Лунариум», в котором, по словам Анастасии Казанцевой, пресс-секретаря Московского планетария, все можно и нужно трогать руками. «Самому стать ученым и естествоиспытателем, запустить ракету или „создать“ черную дыру… Люди всегда стремятся к новому, необычному. Для кого-то получение знаний и впечатлений — лучший отдых», — считает она.

Но наиблее популярным форматом для знакомства с открытиями и любопытными фактами остаются лекции.
«За полтора-два часа можно воспринять колоссальный объем информации из первых рук, расширить свой кругозор и систему представлений о мире, — говорит Кристина Белавич. — Любая лекция — это отличный повод встретить новых интересных людей, обсудить нечто волнующее, взглянуть на окружающую действительность глазами другого человека. В таком общении много возможностей для встречи единомышленников».

Аудитория «Популярного лектория» (проекта журнала «Популярная механика») — люди 25−35 лет, которые стараются даже во время отдыха узнавать что-то новое. Чтения привлекают не только выпускников технических вузов — формат лекции предполагает, что ее поймет даже человек «не в теме». Это именно та форма обучения, в которой может и хочет воспринимать научные факты большинство из нас. «За плечами лектора — огромный труд, — рассказывает Ольга Пономаренко, руководитель „Популярного лектория“.
— Он не только должен собрать информацию, но и преподнести ее так, чтобы вдохновить слушателей».

Лекции и музеи сегодня — это и новые друзья, и источник тем для общения. Знания заставляют нас расти и развиваться и поддерживают интерес к жизни. И наконец — это просто приятный вид отдыха, доступный каждому.

ГОРМОН МОЛОДОСТИ

Природа позаботилась, чтобы у людей было больше времени на обучение. Это связано с уровнем гормона дегидроэпиандростерона (ДГЭА) в организме — чем он выше, тем дольше человек живет. У детей и подростков этот «эликсир долголетия» вырабатывается
в большом количестве, но с возрастом его становится меньше — в 80 лет лишь 10% от того уровня, который был в 12. Однако французские исследователи доказали, что у людей с высоким IQ этот гормон вырабатывается не хуже, чем у детей! Интеллектуал до старости жаждет узнавать новое, а это стимулирует организм вырабатывать «омолаживающий» ДГЭА.

Источники знаний:

Московский планетарий: planetarium-moscow.ru, тел. +7 (495) 221-76-90

Музей занимательных наук «Эспериментаниум»: experimentanium.ru, тел. +7 (495) 789-36-58

Сайт «Теории и Практики»: theoryandpractice.ru, e-mail: yeah@tandp.ru

«Популярный лекторий», проект журнала «Популярная механика»:www.popmech.ru, тел. +7 (495) 232-32-00

ТЕКСТ: Анита Гагарина

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить