Леди Арбата

На Арбат вышли две профессиональные певицы и запели совершенно бесплатно. А мы стали наблюдать за тем, как поведут себя прохожие.

Леди Арбата

Впервые вышла на сцену в три года. Выпускница отделения эстрадно-джазового вокала Российской Академии музыки имени Гнесиных. Лауреат международных конкурсов в 15 странах мира. Преподает на подготовительном отделении Гнесинки, работает с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» Юрия Башмета, выступает сольно. Любимая песня — No One Else Amel Larrieux. Исполнители — India Arie и Amy Winehouse.

В 10 лет поступила в Центр оперного пения Галины Вишневской на отделение академического вокала. Студентка 3-го курса отделения академического пения Российской Академии музыки имени Гнесиных. Лауреат международных конкурсов в Италии и Литве. Сольно выступает на разных площадках Москвы. Тип голоса — колоратурное меццо-сопрано. Любимое произведение — «Севильский цирюльник». Исполнители — Лючия Алиберти, Мария Каллас и Галина Вишневская.

Матрешки и владелец

«Некоторых я бы лишила права голоса», — мрачно заметила подруга, когда мы как-то спустились с ней в подземный переход. Здесь отчаянно, как койоты в прерии, завывали странные молодые люди. Подруга достала плеер и врубила оперу «Анюта» (да, я дружу с интеллигентными девушками). Погромче, чтобы все вокруг осознали степень ее интеллигентности и возмущения. Даже тот юноша, что бегал по переходу со шляпой, был сражен. Так и появилась идея этого Cosmo-эксперимента: много хорошей музыки даром!

И вот я в компании профессиональных певиц на Арбате. Машино оружие — Non, je ne regrette rien и Padam, padam Эдит Пиаф, у Лизы — ария из оперы «Кармен» и романс «Гляжу в озера синие». Я с непроницаемым лицом и диктофоном — записывать слова благодарных слушателей. Мы надеялись, что они будут благодарными. Даром же. Налетай, торопись!

Первым налетел владелец магазина сувениров. Он строго посмотрел сначала на джазовую Машу, потом на увлеченно слу­шающих ее юношей с мороженым в руках. Мороженое таяло и капало на тротуар, питаться пришлось исключительно искусством. «А можно не петь?» — недружелюбно спросил мужчина. Да нельзя, что за жизнь без песни? Но эта концепция не тронула сердце владельца матрешечных рядов. «Вы тут поете, и люди в магазин не заходят», — огорчался он. И кто-то после этого будет говорить об отсутствии логики у женщин? Мужчины, на себя посмотрите!

Впрочем, мы люди мирные, музыку никому не навязываем и потому ретируемся. «Так тебе и надо», — зловредно думаю я, когда поклонники уходят за нами, так и не посетив магазин. В другом конце Арбата тоже появляется пострадавший — соло-гитарист. Жизнь его была прекрасной до нашего появления. Но вот на импровизированную сцену выходит Лиза… На божественный голос слетаются туристические бабушки в аккуратных белых рубашках, строгий мужчина ослабляет галстук, девочка снимает наушники и останавливается. Певице вручают цветок! А еще аплодируют и кричат «Браво!». К Лизе походит человек в куртке. «Барышня, вы гениальны. Я бывший вокалист… (здесь название группы, очень известной, чтобы ее называть). Вы гениальны», — бывший вокалист целует руку настоящей оперной певице.

Гитарист пытается конкурировать, наигрывая что-то из Морриконе. «Да выключи наконец свою гитару! Дай музыку послушать!» — говорит девочка с длинной косой. И, обращаясь к Лизе: «А вы можете спеть что-нибудь из «Травиаты»? (И нет, это не моя подруга, просто по Арбату тоже ходят интеллигентные люди.)

Попа таланта и поклонник

Следующим пострадавшим от искусства становится многодетный отец. Ему с сыновьями не повезло проходить мимо в тот момент, когда Маша в сияющем платье брала свою самую высокую ноту. «О, пап, давай послушаем», — говорит вихрастый юноша лет 10. Два его брата с точно такими же вихрами тоже останавливаются. «Пап, а зачем она поет? А почему шапки с деньгами нет? А тебе слабо было бы?»

Пропустив неудобный третий вопрос, отец подробно отвечает на предыдущие. И кажется, это первый человек, который все об эксперименте понял правильно: «Она не деньги собирает, она ради куража, опыта тут. Для артистов это знаете как важно…» Опыт и правда многогранный: не всякий раз певицу щипают за попу восхищенные поклонники. А тут — вот оно, на глазах у изумленной публики (надеюсь, строгий папа Маши не читает эту статью). Джаз подтверждает свою репутацию: импровизации, сексуальность исполнителя и свобода самовыражения.

Зрителям, кстати, свобода тоже не чужда. Например, тому молодому человеку в футболке с надписью «Россия, вперед!». Слышу, как он говорит в трубку: «Я перезвоню. Тут девушка поет. Красивая. С третьим номером, ага». Я предпочитаю думать, что это он о песне, а не о размере груди.

Одно ясно точно: мужчины более склонны обращать внимание на прекрасное и вступать с этим прекрасным в контакт (не только посредством упомянутых щипков). Именно они чаще задают вопросы и вообще очень увлекаются происходящим. Спутницы же, как правило, тянут их за рукав. Нет, их, конечно, можно понять…

А вот чего нельзя понять точно, так это того, почему мы так боимся проявлять эмоции? Почему считаем стыдным восхищаться? И главное, почему не верим в то, что люди способны делать прекрасное просто так?

«Давай похлопаем!» — предлагает мужчина в деловом костюме своей спутнице. «Неудобно как-то…» — быстро шепчет она. «А почему бесплатно? Тут явно что-то не так!» — заключает дама, чертовски похожая на героиню Мерил Стрип из «Дьявол носит Prada».

«Oh, free music! This is great! Beautiful girls! Nice!» — это на Арбате появились представители дружественных народов. Они радостно садятся прямо на бордюр (причем спутник держит свою даму элегантного возраста на коленях) и с восторгом слушают. Может, стоит задуматься о том, что людям, готовым к внезапной радости, живется лучше?

На арбатские балконы, кстати, выходят местные жители. И продавщица цветов покидает свой ларек, чтобы услышать «Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву…».

Дабы не парализовать торговлю и движение, мы решаем двигаться дальше — в подземный переход.

Переход и мистика

Быстро выясняется, что под землей собирать публику куда сложнее: здесь меньше праздно шатающихся, все спешат и, улыбнувшись, пробегают мимо. Впрочем, некоторых песня буквально прибивает к стене. Так, например, мужчина в «лужковской» кепке снимает Машу на камеру своего телефона целых 15 минут, а потом благодарит и начинает совать деньги. Слоган «Музыка даром» его не устраивает. «Ну, а как? Я ведь заплатил бы за концерт, правда?» — сокрушается он. На прощание обещает всем показывать видео и уходит. Правда, через пять минут возвращается еще с одним человеком (сказал — сделал!) и продолжает слушать. Такое оно, искусство. Не отпускает.

Дама с авоськой, из которой выглядывает батон, застывает прямо на лестнице и бодро аплодирует в финале. Ее порыв подхватывают мальчики: в самом дальнем углу перехода они, уже проскользнувшие мимо, вдруг останавливаются, поднимают вверх большие пальцы, машут нам и хлопают. Это, видимо, и есть то, что называют «догоняющим эффектом».

«Вот бы чаще такие пели», — говорит представительный юноша с дипломатом, а его компания в это время гадает, какие у певиц тайные цели.

— Из какой-то организации, наверное!

— Да она кому-то проспорила!

Издалека появляется мужчина в футболке, на которой нарисован скалящийся тигр. Он (мужчина, не тигр) доверительно сообщает Лизе: «Я мог бы вам помочь». — «Вы председатель жюри конкурса вокалистов имени Марии Каллас?» — улыбается певица. «А, вот какая у вас корысть! — оскорбляется он. — А ведь я мог бы вам помочь. Я мистик. И я знаю то, что недоступно миллионам людей. Пойдемте со мной…» Тут мне приходится вмешаться, пока прекрасных подопечных не утащили в неизведанное место. Мистик видит мою решимость и быстро удаляется, по дороге споткнувшись о торчащий из земли штырь. Непостоянная все-таки штука — способность к предвидению. Но передающаяся — по воздуху.

«А что это у вас нет никакой коробочки для денег? — начинает допрос очередной прохожий. — Я все понял. Вот так остановишься, а тут — подвох!»

Дорогие москвичи и гости столицы, нет никакого подвоха! Иногда люди просто делают что-то. Еще раз: просто делают. Ради красоты. Или ради фана. Или чтобы преодолеть себя. А может, преодолеть других. Например, рассказать им, что можно попробовать слушать друг друга и без стеснения восхищаться прекрасными вещами. Проведем эксперимент?

ТЕКСТ: Анна Дубинская

Благодарим Hard Rock Cafe за помощь в проведении съемки.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить