Краудфандинг

Краудфандинг — это массовый сбор средств через электронные ресурсы на запуск какого-либо проекта.

Краудфандинг

Железное небо

Почти инвесторы

Российское интернет-сообщество узнало о понятии «краудфандинг» благодаря фильму «Железное небо», средства на который собирались в том числе и при поддержке многочисленных жертвователей, и проекту Colta.ru, который делает «старая команда» Openspace, на первых порах существующая на добровольные вливания.

Не стоит путать краудфандинг с благотворительностью — у двух этих явлений разный посыл и разные цели. Перечисляя сто рублей какому-либо фонду, ты не ждешь никакой отдачи, кроме благодарности, в случае же с краудфандингом ты вкладываешь деньги в продукт, который тебе интересен. Результатом такого софинансирования может быть выход нового альбома любимой группы, открытие выставки оригинального художника, которого проигнорировали галеристы и инвесторы, но оценила ты и еще пара сотен единомышленников, а может даже строительство площадки под независимые театральные постановки. Если пожертвование щедрое, то взамен можно получить эксклюзивный продукт — например, приглашение на презентацию диска и возможность пообщаться с кумирами или билет на премьеру. Пионерами краудфандинга в России стали музыканты из группы «Би-2» — они через интернет собрали средства на выпуск пластинки Spirit, а в результате разовая акция переросла в интернет-проект Planeta.ru, дающий любому человеку возможность собрать средства под свои благие начинания. «Музыканты предложили три вида пожертвований, которые у нас условно называются акциями, — объясняет пресс-секретарь ресурса Planeta.ru Катерина Чечулина, — можно было купить акции за 250 рублей, за 500 и за 1000. Самые дорогие акции за 1000 рублей давали возможность посетить закрытый концерт и презентацию альбома, и эти акции разошлись первыми».

Оказалось, мы готовы расстаться с определенной суммой, даже если получим желаемый продукт в отдаленном будущем. Главное — доверять тому, в чью пользу жертвуем. Из-за этого общего недоверия краудфандинг в России начал развиваться только сейчас, в то время как в США существует множество электронных ресурсов по онлайн-сбору средств. Причем там речь идет о серьезном инвестировании и софинансировании проектов. Проще говоря, и получатели средств, и жертвователи делают серьезный бизнес. У нас этим пока увлекаются особо продвинутые единицы. Директор по развитию All Media Company, прокатывавшей нашумевший фильм «Железное небо», Евгений Пивоваров считает, все дело в том, что мы разучились доверять друг другу: «За последние десятилетия у нас люди слишком часто обманывались на различных пирамидах и лохотронах, поэтому когда им предлагают вложить средства в то, чего еще не существует, они настораживаются. Плюс у нас плохо распространены удаленные платежи, электронными деньгами и кошельками пользуются немногие. Но начинать надо с того, чтобы грамотно работать с публикой, представить подробный проект, чтобы люди понимали, куда пойдут их деньги». В том, что диковинное пока явление будет все больше распространяться в нашей стране, сомнений нет. Ведь краудфандинг удовлетворяет массу наших психологических потребностей и приносит удовлетворение, которое зачастую простой офисный работник получить не может.


Ты кто такой?

В США и Европе добровольных жертвователей называют бэкерами и делят сразу на несколько психологических типов. «Я читала одну такую статью, где психологические типы разбирались на примере популярного ресурса Kickstarter, — говорит Катерина Чечулина, — есть случайные, которые зашли из любопытства посмотреть, а потом какой-то проект поддержали, потому что он им понравился. Есть активные бэкеры, которые целенаправленно поддерживают те или иные проекты, рассказывают о них другим на своей страничке в социальных сетях. Есть так называемые крауд-ангелы, покупающие самые дорогие категории. Для кого-то из них это возможность потешить свое самолюбие, потому что в качестве благодарности ты получаешь какую-то совсем эксклюзивную услугу. Например, ужин в ресторане с кумиром. Хотя есть и те, кто жертвует анонимно. В любом случае ты получаешь взамен чувство сопричастности». Это желание, пожалуй, можно назвать основным двигателем подобного рода финансирования. Именно поэтому проект Colta.ru в считанные недели собрал необходимые для своего существования на ближайшие месяцы 600 тысяч рублей. Сидящим в офисах молодым людям не хватает времени или таланта для собственных творческих проектов и смелости или солидных вливаний для реализации своих бизнес-задумок. Тут же, давая средства, ты чувствуешь себя сотворцом. «Если говорить о кинорынке, то многие люди недовольны тем, что им предлагают кинотеатры, — говорит Евгений Пивоваров, — они хотят видеть близкий им по интересам и духу продукт. Часто режиссер готов предоставить продукт, но деньги ему дает инвестор, он же диктует правила.

В случае с краудфандингом правила устанавливает режиссер, а толпа потенциальных инвесторов сама решает для себя, готова ли она следовать им». Кстати, для автора, решившего подобным образом собрать средства, — это серьезный психологический шаг. Хорошо, если толпа пойдет за тобой и даст тебе денег, но что если к часу икс на твоем счету так и останется ноль? Тут вслед за финансовым вполне может начаться психологический кризис. «Хотя, — объясняет Катерина Чечулина, — низкий отклик может быть связан с тем, что ты просто не умеешь правильно обратиться к своей аудитории». Если человек хочет быть сопричастным к созданию книги, альбома или технической новинки, будь добр ему эту сопричастность обеспечить. Нужна не только базовая информация о том, сколько собрано средств или кто сколько пожертвовал, но и то, как продвигаются дела, на какие именно шаги будут потрачены собранные средства. «Когда человек пишет, что ему нужно за месяц собрать миллион, но не может толком объяснить, на что именно пойдут средства, пожертвований он не дождется», — считает Катерина Чечулина.

Неосновной инстинкт

Но как получается, что, например, в обычной жизни мы скачиваем халявную музыку, а тут вдруг платим за то, чего пока еще нет. Психотерапевт Марк Сандомирский считает, что во всем виноват социальный инстинкт, который и задает движение всему краудфандингу. «Чувство долга, чувство справедливости — все это результат работы социального инстинкта, — объясняет эксперт. — Увидев в интернете какой-то интересный проект, созвучный твоим ценностям, ты хочешь его поддержать именно из-за социального инстинкта». Слово «крауд» — толпа — в этом смысле очень точно объясняет эффект, заставляющий людей жертвовать. «Если мы говорим о массовом поведении людей, то те 100 человек, которые внесли свои пожертвования в какой-то проект, отмежевались от массы в 100 тысяч, — объясняет Марк Сандомирский, — это особенно важно в виртуальном пространстве, где возможностей выделиться практически не осталось».

И наконец, подытоживает психотерапевт, вложив деньги в некий проект, получаешь чувство самоуважения, которого современному человеку, зачастую не видящему результат своей работы, очень не хватает. Вообще, отмечают западные психологи, попробуй себя хоть раз в краудфандинге и сразу поймешь, кто ты. Готов вкладываться в интересный проект на самом старте — ты азартная, уверенная в себе и своих силах персона. Подключаешься к многочисленным бэкерам, когда до необходимой суммы остается сотня-другая? Попробуй поработать над собой. Возможно, ты весьма нетерпеливый индивид, который в своем стремлении получить результат здесь и сейчас в реальной жизни испортил не одни отношения. Постоянное жертвование стало для тебя своего рода зависимостью? Может быть, тебе не хватает самоуважения и пора записаться на тренинг или на прием к психологу. А что если ты причисляешь себя к тем, кто никогда не включится ни в какой краудфандинг? Пора бить тревогу — не способный к кооперации с другими человек, по мнению Марка Сандомирского, вряд ли сможет существовать в современном обществе. Ведь это значит, что у него отсутствует социальный инстинкт — не основной, но для нормальной жизни очень важный.

ТЕКСТ: Анастасия Резниченко

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить