Королевство кривых зеркал

Ты замечаешь, что она становится все больше и больше похожа на тебя — твои прическа, жесты, фразы, вкусы, стиль жизни. Когда-то это казалось даже забавным, теперь напоминает бесцеремонное вторжение на твою частную территорию. Изо дня в день ты как будто видишь себя отраженной в кривом зеркале, и оптимизма это точно не добавляет… Увы, ты стала жертвой самого настоящего хамелеона-подражателя.

Королевство кривых зеркал

Ты замечаешь, что она становится все больше и больше похожа на тебя — твои прическа, жесты, фразы, вкусы, стиль жизни. Когда-то это казалось даже забавным, теперь напоминает бесцеремонное вторжение на твою частную территорию. Изо дня в день ты как будто видишь себя отраженной в кривом зеркале, и оптимизма это точно не добавляет… Увы, ты стала жертвой самого настоящего хамелеона-подражателя.

Подражательство заложено в природе человека. Это заметно еще в роддоме — заплачет один малыш и тут же подхватывают все остальные. А зевота? А жесты и слова, бессознательно перенимаемые окружающими? А мода? Если бы не было стремления к повторению, то не было бы и ее. Кроме того, людям свойственно подражать друг другу для безопасности. Быть похожим на других, более сильных, — словно сигнализировать им «я свой». Поэтому люди стараются слиться со средой и на свет появляются дресс-коды и групповой стиль одежды. Желание походить на кого-то можно оценивать и как признак инфантилизма. Почти все девочки меряют мамины туфли и приносят в парикмахерскую фотографии топ-моделей в качестве образца. Лет до 14 это не страшно, если, конечно, видно, что человек просто примеряет разные маски в поисках своего собственного лица. Но навсегда становясь тенью кого-то, можно зайти и не туда.

МИМИКРИЯ ПО СОСЕДСКИ

26-летняя Настя — умница, красавица, директор по рекламе огромного издательского холдинга — дружила с Лялькой, соседкой по подъезду, уже три года. Насте льстило, что Лялька искренне ею восхищается, и она с удовольствием проводила с подружкой воскресные вечера, уча ее готовить свою фирменную семгу, делать шикарную укладку с помощью капельки мусса и вести светские беседы. Но постепенно Настя заметила, что застенчивая рыжеволосая Лялька куда-то исчезла. Вместо нее на сцену вышла шикарная ироничная блондинка, как-то уж чересчур похожая на нее, Настю, но на три года младше! Последней каплей оказались купленные Лялькой ярко-голубые контактные линзы, в которых она ходила, обливаясь слезами… Насте стало страшно — ей казалось, что у нее украли лицо, которое она долго и сознательно лепила…

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Часто человек поступает вопреки самому себе — делает вроде бы одно, а на самом деле в глубине души подразумевает другое. Создается впечатление, что Настя не хотела, чтобы ее соседка переняла все то, чему сама она научилась. Многие после отпуска звонят друзьям со словами „вы обязательно должны там побывать“ или после удачной покупки, например, уговаривают близких обязательно купить то же самое. А Настя злится, что подруга ездит в те же места и ходит в те же магазины. Может быть, ей просто хотелось, чтобы ей восторженно внимали? Иначе она непременно почувствовала бы радость от преображения подруги. Часто яркие личности притягивают серых мышек. У успешной девушки появилась подруга-зеркало, которая послушно и вроде бы с ее разрешения скопировала все приметы успешного имиджа».

ТРОЙНОЙ ПОДХОД

Все знакомые в шутку называли Лену и Машу близняшками. И неудивительно — обе были миниатюрными, симпатичными, курносыми блондинками с прямыми длинными волосами и серыми глазами. Клоны? Только на первый взгляд. Машенька — интеллигентная девочка с правильной речью и безупречным воспитанием. Ленка — хулиганка с манерами на грани и невообразимым умением строить фразы, которые невозможно повторить и от которых нельзя не рассмеяться. Тихая Маша постоянно страдала от того, что молодые люди ее недооценивают. Яркая Лена всегда была окружена хороводом поклонников-однокурсников, из которого в конце концов выделила перспективного мальчика Гришу. Что, впрочем, совершенно не мешало ей продолжать дружить с Машей, которая просто стала «третьим мушкетером». Полгода такого общения втроем — и Гриша признался Лене, что очень боится в один прекрасный день… перепутать любимую с подругой! «Мало того что вы внешне похожи, одеваетесь в одном магазине, но она же теперь и говорит почти как ты! Вспомни, как она на последней вечеринке, нахлебавшись твоей любимой „кровавой Мэри“, выдала твое коронное изречение про гастрономический оргазм! Что происходит? Мне надоело!»

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Когда собираются один парень и две девушки, стремление менее удачливой завоевать внимание парня и уподобиться счастливой подруге вполне объяснимо. Это стремление может быть осознанным или неосознанным. Возможно,
девушка не собирается отбить именно этого парня. Она просто перенимает то, что считает хорошей стратегией — быть яркой и привлекать представителей другого пола. Но, вполне вероятно, она рассчитывает увести у подруги ее принца. Так или иначе, ситуация вполне понятная. Непонятно только, почему они так часто оказываются втроем? Яркие люди любят окружать себя зрителями. Поэтому красавица часто тянет за собой на свидание менее привлекательную подругу, не опасаясь того, что она затмит ее красоту. Пусть будет еще один участник шумного вечера и свидетельница ее величия. Каково же разочарование, когда серая мышка, вместо того чтобы со вздохом признавать великолепие подруги, начинает стремительно мимикрировать! Если ты выбираешь в спутницы сереньких мышек, да еще и хочешь сделать их свидетелями своего счастья, будь готова к побочному эффекту. Это все равно что выставлять на всеобщее обозрение бриллианты
и удивляться, что их украли».

В ФОРМАТЕ ТРИЛЛЕРА
Комментирует психолог Елена Крюкова
«Хамелеонство почти всегда имеет негативные последствия для обеих сторон. Для самого хамелеона это означает тупиковый и очень короткий путь развития. Представьте себе, девочке уже далеко за 20, а она по‑прежнему пребывает в эмоциональном состоянии пятилетнего ребенка и все время оглядывается на „старшую сестру“. Стоит совершить идеалу ошибку, и она копируется, а к этому еще добавляются ошибки из-за несовпадений, потому что характеры, условия жизни разные. А путь один! Хамелеоны усложняют жизнь и тем, кого копируют. Вначале это нравится и поднимает самооценку, но потом может стать причиной депрессии или страхов, подкрадывающихся из подсознания. Какие чувства должен испытать человек, когда видит со стороны свое тело (или зеркально похожее существо)? Парализующий ужас, потому что это видение, которое приходит к человеку в момент клинической смерти! Человек чувствует сдвиг самоидентификации: „Кто это? А я тогда кто?“ Близнецам это чувство знакомо, но они вместе с рождения. А человек, привыкший к мысли „я один такой“, чувствует шок. В нем может не остаться прежней свободы выбора и полета творчества. В душе застревает острой занозой досада. Борцы с пиратами говорят, что у создателя незаконно раскопированного блокбастера опускаются руки. Но если существуют законы, препятствующие пиратству, то санкций для хамелеонства нет. Сотни девушек в наши дни беспрепятственно делают пластические операции, превращающие их в Бритни Спирс. Люди втискивают себя в чужие жизни, обесценивают то, что дала природа, превращают себя в живой экспонат музея восковых фигур. А представьте себе чувство оригинала: „А вдруг меня когда-нибудь уберут, чтобы занять мое место?“ Это уже триллер в реальном формате».
ЧУЖАЯ СВАДЬБА

«И никаких оборочек! Платье в готическом стиле, букет — воздушное облако гипсофилы, а торт — в виде средневекового замка!» — торжественно завершила свой монолог Светлана и выжидательно посмотрела на Лику. Подходил к концу очередной рабочий перекур, посвященный обсуждению главной проблемы — предстоящим свадьбам. Да, Света и Лика через два месяца выходили замуж — с промежутком в неделю. Света бурлила идеями, носилась по ресторанам, модельерам и флористам, мечтала устроить незабываемый праздник, лишенный таких скучных атрибутов, как лимузин, Вечный огонь и пьянка-гулянка в ресторане. Лика (которая выходила замуж первой) тоже была не против шикарного раута, но надеялась, что все как-нибудь само образуется… Два месяца спустя, стоя в загсе и выслушивая поздравительную речь тетеньки с лентами, Света тихо роняла слезы на шикарный «свидетельский» букет из белых роз. А Лика, чудесно выглядевшая в готическом платье и букетом в виде воздушного облака из гипсофилы, предвкушала заказанный в лучшей кондитерской торт-замок…

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Вот настоящее признание талантов Светы! Причем талантов этих как минимум три. Во‑первых, она сценарист с богатой фантазией. Во‑вторых, она способный режиссер, сумевший увлечь своей идеей другого человека. В-третьих, у нее, видимо, есть педагогические способности, благодаря которым ее ленивая подруга собрала силы и организовала отличный праздник. Нужно гордиться собой! Пусть роскошная свадьба знакомой затмила ее собственную. Зато теперь настоящий автор торжества знает себе цену и может попробовать себя на новом поприще. А вдруг все это пригодится в личной жизни и в карьере? Но мораль сей басни такова: если держишь во рту сыр, то не каркай во все воронье горло о своих замечательных находках и планах».

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Пока «дело о хамелеоне» не приняло очертания катастрофы, необходимо попытаться принять некоторые контрмеры. Не исключено, что после этого подражатель исчезнет с твоего горизонта навсегда, а может быть, и вовсе не появится.
1 Когда ты соловьем заливаешься о своих достижениях — это может вызвать желание подражать. Чтобы избежать нежелательных последствий, иногда лучше и помолчать.

2 Если тебя копируют, это признак жизненных достижений. Возможно, стоит задуматься о том, как это использовать для собственного блага. Например, когда у художницы Тани появилась копия в лице Веры, Таня начала называть Веру «моя ученица». Понятно, что людям хотелось сделать заказ у серьезного мастера! Через некоторое время Вере пришлось поменять свой стиль, чтобы не быть больше «в учениках».

3 Выскажи свое истинное отношение к тому, что происходит. Поговори
с подругой-хамелеоном о том, что ей вовсе не идет быть твоим зеркалом. Возможно, она даже не понимает этого. Ведь люди часто неосознанно копируют тех, кем они восхищаются, и уж тем более не задумываются о том, что причиняют этим боль.

4 Не держи зла на подражателей. Люди становятся хамелеонами не от хорошей жизни. Это признак неуверенности в себе. Посочувствуй подруге-хамелеону. Чаще хвали ее индивидуальный стиль. Подари ей уверенность в самой себе. Но если ты призываешь ее к изменениям, будь готова к тому, что вначале она попробует образ, который видит перед собой, то есть твой. Возможно, стоит помочь ей найти ее собственный, отличный от твоего образ.

5 Всякий раз, когда ты рассказываешь о своих грандиозных планах, кто-то считает, что слышит готовый рецепт счастья. Спроси себя, зачем ты говоришь об этом вслух. Ищешь поддержки, восторгов? Если так, то ничего постыдного в этом нет. Но для этого вовсе не нужно выбалтывать свои секреты. Достаточно общих фраз вроде «Это будет потрясающе». Подробности расскажешь потом, когда исполнишь задуманное. А заодно убережешься от подражательства.

6 Появление хамелеона — повод для развития. Нужно искать новые приемы, осваивать новые технологии работы и разрабатывать неповторимый индивидуальный стиль, создавать себе большую известность, чтобы успех невозможно было скопировать.

СТИЛЬНО! СУПЕР!

Марина К. и Марина А. трудились в одном дизайн-агентстве не первый год, успели сдружиться и нередко обсуждали за чашкой кофе очередные гениальные находки. Марина К. слыла корифеем стиля техно, Марина А. всему на свете предпочитала богатство восточных интерьеров. Таланты каждой были оценены по достоинству, востребованы и должным образом оплачены. Но у Марины А. всего было чуть больше — клиентов, доходов, публикаций в специализированных изданиях. В общем, дальнейший сценарий был вполне предсказуем. Марина К. решила сменить строгие техно-линии на восточную роскошь — благо образцы для подражания и даже контакты поставщиков и потенциальных клиентов лежали перед ней на блюдечке с голубой каемочкой. Что почувствовала Марина А., встретив коллегу на любимом базарчике в Марокко, догадаться нетрудно…

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Творения талантливого человека настолько увлекают своим совершенством, что многие пытаются их повторить. Так, кстати сказать, и возникают новые школы в искусстве. Хамелеонство в искусстве или ремесле на первом этапе необходимо. Как ни парадоксально, но точное копирование, примеривание разных масок, освоение чужой техники помогает найти себя. Гений часто становится объектом пристального внимания, но подавляющее большинство таких подражателей так и остаются лишь бледными копиями. Наполеон Хилл, автор книг о личном успехе, считал хамелеонство признаком комплекса неполноценности. На первом этапе оно помогает перенять накопленный одаренными личностями опыт, но если сам не добавляет в эту копилку ничего, то становится лишь тенью мастера. Поэтому вряд ли стоит сильно переживать о том, что появился такой хамелеон на работе. Он либо перерастет этот возраст и найдет свой стиль, либо просто станет «секондхэндом».

Благодарим за помощь в подготовке статьи кандидата психологических наук коуча Елену Крюкову.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить