Как заснобить соседа

Среди прочих человеческих качеств особенно очарователен снобизм.

Как заснобить соседа

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого я видел двух свинок без шляп и ботинок, даю вам честное слово! Нет, не так. Вчера в половине четвертого в парке я видела одну собачку. И как раз-таки в шляпе и ботинках. Точнее не в шляпе, а в вязаной шапочке с помпоном. На шапочке было выложено стразами: AJ. Еще на собачке было симпатичное клетчатое пальто с трендовыми застежками-веревками и желтый шарфик. И маленькие кожаные ботиночки.

Это была очень маленькая собачка. Я не знаю, как называется такая порода. Какой-то супермикротой-терьер. Собачка гуляла у хозяйки на руках. У нее (хозяйки) на руке было даже надето какое-то специальное приспособление вроде пристегивающегося шерстяного гнезда, чтобы собачке было удобнее гулять. Собачка с комфортом расположилась в шерстяном гнезде на высоте полутора метров над землей, снегом, льдом и какашками. И совершала моцион. У собачки было необыкновенно скромное и полное достоинства выражение лица, как будто она понимала, что это место в гнезде, это пальто, шапка, ботиночки целиком и полностью ею заслужены просто по праву рождения. Это так нормально и естественно, что не стоит даже обращать внимания. «Да, я высоко вознеслась, но я не кичусь», — вот что было написано на микро крохотной мордочке той собачки. А видели бы вы, какими глазами смотрели на маленькую собачку другие собаки (разных размеров), пробегавшие внизу — прямо по снегу, какашкам и льду…

Некоторые равнее

Среди прочих человеческих качеств особенно очарователен снобизм. Лично я его просто обожаю. Мне кажется, в наши дни это качество цветет пышнейшим цветом — в питательном бульоне из отсутствия идеалов, социального неравенства и сомнительного качества воспитания для его развития есть все предпосылки. «Все звери равны, но некоторые равнее других!» И так думает… почти каждый!

Снобизм — это не хамство, потому что он бывает и очень вежливым.

Снобизм — это не самомнение, ведь к нему склонны и люди с низкой самооценкой.

Снобизм — вовсе не удел модных и известных, богатых и знаменитых.

Это ощущение принадлежности к некой элите (не важно какой!) и снисходительное отношение ко всем, кто к этому избранному кругу не относится. Снобизм в общем безобиден. Он не истекает ядом, как зависть. Не желает другим зла, не предает, это не жадность, не агрессия и не мизантропия. Поэтому многие люди лелеют свой снобизм и гордятся им. И не видят в определении «сноб» ничего плохого или обидного…

Сноб шиз дуб?

В Англии XVIII века S.nob. означало sine nobilitate — то есть «неблагородный». Некоторые источники утверждают, что так — снобами — называли исключительно подмастерьев сапожников — вероятно, наименее благородных из всего рабочего класса. Через некоторое время слово стало означать простолюдина вообще, а потом — простолюдина, рвущегося в светское общество. Видимо, именно чванство и помпезное самолюбование таких экземпляров окончательно закрепили за словом «сноб» его привычное значение — человека, взирающего на окружающих с высоты своего положения. Заслуживает он того или нет…

По‑настоящему снобизм раздражает только в близких. А в посторонних он скорее смешит. В первую очередь потому, что поводом «поснобить» может стать все, абсолютно все что угодно, все, что может дать какое-то ощущение своего превосходства. Иногда даже такое, чем не очень-то станешь гордиться.

Как отрастить снобизм — уроки детского сада

Так, у меня в детском садике дети, у которых были вши, задавались перед теми, у кого вшей никогда не было. Я, к сожалению, относилась к последним. Тогда мне казалось — к сожалению…

— А потом мне драили голову керосином! — рассказывал коротко стриженный мальчик Костя восхищенным слушателям, — тааак щипет, капут! Я еле терпел, думал, умру. Вот если бы тебе так, ты бы ни за что не выдержал (а)!

И восхищенные слушатели ахали и понимали — да, до Костиного уровня им далеко — и простодушно завидовали.

А я иду такая вся, или снобизм красавиц

Девочки с длинными красивыми волосами «снобили» обыкновенных, жидковолосых и коротко стриженных. Они придумали себе клички: Белоснежка, Мальвина, Золушка, Принцесса и так далее и обращались друг к другу только так, а не по именам. Других же звали как положено — Катя, там, или Таня Смирнова. А если девочка, не относящаяся к этой компании красавиц, вдруг заявляла: «Я теперь не Катя, я Белая роза!», они смеялись понимающе переглядывались и отвечали: — Нет, ты не Белая роза, ты просто Катя!

Зато уже в школе модные и подстриженные «снобили» тех, кому мамы и бабушки не разрешали обрезать волосы. Модницы с накрашенными (и облупленными) ногтями, в «варенках», разноцветных колготках и кислотных цветов куртках сбивались в тесное сообщество, в которое не было входа носительницам шерстяных рейтуз, пуховых капоров и плиссированных юбок, которым по‑прежнему плели «калачики» и «корзинки» на голове. Над ними не смеялись, нет. Просто их никогда не звали сходить на переменке в туалет!

Вообще снобизм «красавиц» по отношению к тем, кто в сей круг не впущен, — самый лютый.

 — Не, ну если Насте сделать липосакцию, подстричь, накрасить, приодеть, то она будет вполне себе. Но вы же понимаете… (Многозначительно.)

Самая показательная фраза в этой связи: «Зато она человек хороший». Если вы слышите эти слова, вы можете быть уверены, того, о ком идет речь, только что назвали безнадежной страхолюдиной.

Говорится это, как правило, с деликатной усмешкой, тоном, сочетающим в себе жалость, насмешку и осознание собственного превосходства (то есть воистину снобским):
- У Кольки новая девушка. Мы вчера встретились в «Попугаях».
- Ну и как она?
- Хм… человек она, наверное, хороший…
- А, понятно…

Скажете, непонятно?

Скромное обаяние или имущественный снобизм

Все-таки, видно, осталось в нашем сознании что-то от советских времен, когда считалось, что богатым быть не вполне прилично. Потому снобизм имущих по отношению к менее имущим все-таки еще весьма осторожный. Открыто декларировать, что те, у кого нет семикомнатной квартиры с террасой, двух автомобилей «Вольво» и дачки в Финляндии, — люди второго сорта, мы еще пока не решаемся, слава богу. Однако за нас это делает реклама! Вы только взгляните на рекламные слоганы всевозможных дорогих жилых комплексов: «Элитный жилой комплекс в Пушкине — для тех, кто достоин!», «Трубецкой» — дом для особенных людей". И вот еще, мое любимое: «Муравьи живут в муравейниках. А птицы вьют гнезда…» Ну не прелесть, в самом деле?

Тот, кто вдоволь впитал подобных посылов, уже вряд ли обидится, если приглашают на день рождения его более успешные друзья, живущие, скажем, в «Трубецком», и на вопрос «А что подарить?» отвечают:
- Да ничего не надо! Приезжай сам (а)! Не трать деньги, лучше себе чего-нибудь купи, тебе нужнее!

Что, обижаться? — и вправду нужнее.

Или, как говорила одна моя подруга:
- Я так радуюсь, когда ломается что-нибудь дешевое.

Ум, честь и совесть, или моральный снобизм

Есть люди, которые считают себя невероятно порядочными, высокоморальными и местами даже, кажется, святыми. И при случае не преминут подчеркнуть, что далеко не все облечены такими моральными совершенствами. Однажды я присутствовала при беседе, где очень симпатичный муж моей приятельницы Ксюши рассказал, как, будучи подростком, на спор украл из отдела «Все для дома» французского супермаркета зеленый вантуз и вынес его в штанине. Видимо, этим подвигом он гордится до сих пор, но по-любому человек он прекрасный и рассказывал очень смешно, так что все были довольны. Все, кроме Нади. А она-то как раз -ум, честь и совесть в одном флаконе. Едва за Ксюшей и Ваней закрылась дверь (они ушли пораньше, ускакав в какие-то еще веселые гости), Надя с выражением крайнего неодобрения вполголоса заметила:
- Да уж, не думала, что Ксюня выйдет замуж за человека, который ворует в магазинах…
- Да ладно тебе, это же было давно и неправда, к тому же на спор!
- Ничего подобного, воровство — это и есть воровство. Раз замараешь руки — потом не отмоешься.

И в дальнейшем Надя всегда идентифицировала Ивана как «этого, нечистого на руку». Надо сказать, ей доставляет большое удовольствие мягко и прозрачно намекнуть, что некоторые изменяют, другие заправляются ворованной соляркой, третьи устроили сына в школу за взятку по коррупционной схеме… И как бы ей жилось, если бы все вокруг были такими же безупречными, как она?!

Драмкружок, кружок по фото, или родительский снобизм

Любящие родители обычно гордятся своими детьми, как будто успехи детей — только их, родительская, заслуга. Удивительно, что именно родительский снобизм порой принимает крайние, причудливо гипертрофированные формы.
- Ты понимаешь, она сидит дома, но у нее Федя даже еще не читает, не говоря уже о составе слова.

Родители, дети которых учатся в хороших школах, исполнены презрения к тем, которые отдали своих отпрысков в дворовые. Родители, чьи дети занимаются танцами, языками, дизайном и спортом, со снисходительным сожалением смотрят на тех, кто не занят в кружках или на крайность ходит в какие-нибудь «Топотушки». Чем больше приходится родителям напрягаться ради того, чтобы загрузить своих детей по самую макушку, тем более они чувствуют свою принадлежность к касте избранных:
- А у нас кружок по фото, и петь охота, и балет, и этикет, и еще мы пойдем на шахматы и в бассейн, живем в машине, поесть некогда, ребенок по вечерам падает на пол и лежит, не шевелится, такие нагрузки…
- Да, а некоторые в это время во дворе кораблики пускают.

А мы из Питера, или снобизм географический

Жителям даже самого маленького поселка свойственен своего рода географический снобизм — когда жители Больших Берцов свысока поглядывают на жителей Малых Колпанов… Но среди разных видов географического снобизма особо выделяются два — питерский и московский.

Московский снобизм предполагает, что москвичи значительно лучше приезжих, настоящие москвичи лучше новопрописанных, а коренные москвичи — самые главные среди москвичей. Коренные москвичи — это те, которые уже пять поколений живут в этом флигеле в Третьем Кудлаткином переулке, а еще лучше — те, чей прапрапрапра когда-то был славным московским извозчиком и возил Федора Шаляпина…

Кто такие настоящие петербуржцы? Мы не так дорожим правом рождения. Нет, настоящий петербуржец -это не тот, кто здесь родился, а тот, кто здесь и помрет. На Васильевский остров я приду умирать, ну, а на худой конец и в Купчино… Для того чтобы быть питерским снобом, необязательно родиться в Петербурге и даже необязательно здесь жить! Основой для питерского снобизма служит донельзя туманная предпосылка:
- Я как никто чувствую этот город! Я его понимаю как никто! Я его люблю как никто! Это мой город!

Никто не понимает, а вот он понимает, ага.

Что самое странное, прожженным питерским снобом может быть даже москвич!
- Что эти местные? Для них это все декорации. А вот я как никто чувствую Петербург! Каждый раз, когда я приезжаю сюда, я слышу, что мне нашептывает этот город…

Петербургские снобы не завидуют москвичам. Наоборот, по их мнению, даже жители Больших Берцов (Малых Колпанов) выигрывают перед москвичами.
- Эта Москва — большая деревня, как там можно жить? Впрочем, не всем же быть петербуржцами…

Московские снобы считают всех ниже себя, кроме петербуржцев. Которые вообще о себе возомнили!
- Питер, Питер, что такое этот Питер? Ну Питер… Ну живут они там… А вы спросите их, когда они в Эрмитаже были?

Но самые смешные это питерские снобы, переехавшие в Москву. Они живут в ней, любят, растят детей, зарабатывают деньги, непереставая от души презирать большую деревню.
- То ли дело у нас, в Питере! Лебяжья канавка… Смольный собор… Эрмитаж!..

Кстати, а вы когда в последний раз в Эрмитаже были, а?

В порядке бреда, или снобизм наоборот

А самое забавное — это когда почвой для снобизма становится вовсе не успех, а наоборот!
- Ты еще в пробках не стоял! Вот я каждый день по четыре часа! Два туда и два обратно!
- На вашем направлении вообще свободно, не то что у нас!
- Во сколько ты встаешь? В шесть? Эка невидаль, я вот в пять каждый день встаю, и ничего…
- Это ты болела? Да что ты говоришь? Мы вон с ней сколько в больницах отлежали, а ты, считай, полностью здоровый человек.

И «полностью здоровый человек» даже как-то обижается — это как же так, я, значит, не дотягиваю? Как те дети, которые гордились черт-те чем…

Почвой для снобизма может стать все что угодно. В том числе и отсутствие снобизма. Вот я, например. Я смотрю на вещи широко, не сужу людей, не люблю ханжества. Я критически отношусь к себе и с иронией — к окружающим. Такой уж я человек. Не как все. Особенный. Да-с.

Вера Градова

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить