Как воспитать талант?

Даже хорошо, если ты ничего не знаешь о том, как работают гены, наследственность, IQ и одаренность, потому что большинство знаний на этот счет все равно — неправда.

Как воспитать талант?

Принято считать, что талант — это наследственный дар. На это указывают даже сами слова, обозначающие выдающиеся способности человека, особенно если знать их изначальный смысл. Взять хотя бы «талант». Слово это обозначало меру веса, а к человеку его стали применять только после выхода одной книжки-бестселлера — Библии. Именно там, в притче, один раб, получив от хозяина талант серебра, пустил его в оборот, а другой — зарыл в землю. Налицо идея о том, что талант тебе дается, и если ты им не распорядился как следует — сам виноват. То же самое со словом «гений» — оно означало духа-покровителя, который от рождения сопровождает человека. Лишь в XVII веке гениальными стали называть одаренных людей — имея в виду, что за ними приглядывает более мощный, чем у других, дух. Про слово «одаренный» и говорить нечего: ясно, что одному достался «дар» в красивой упаковке, а другой нашел под елкой наследственности только лопоухость и плохое зрение… Между тем, еще с 30-х годов прошлого века некоторые ученые пытаются доказать, что талант — это не приз в генетической лотерее, не данность и не карма. И что способности раздает не случай и не волшебник в голубом вертолете. И что любой человек при определенном сочетании условий может добиться суперрезультатов в чем-либо. С каждым годом доказательств этому все больше. Самые убедительные собраны в книге Д. Шенка «Гений во всех нас».КАК РАБОТАЮТ ГЕНЫСовременные воззрения на природу таланта не слишком-то отличаются от средневековых. Просто раньше терминология была другая: в хорошего человека вселяется дух-гений, плохой одержим бесами. Сегодня таких «бесов» нам вовсю поставляет наука и программы про плесень. Как только мы что-то перестаем понимать, можно тут же сказать: «ну, это детская травма», или «все из-за гормонов», или «виноваты гены». Причем чаще других этими словами жонглируют люди, понятия не имеющие как именно все это работает. Свои знания о генах, например, мы обычно черпаем из школьного курса биологии. Те, кто на уроках не имел привычки краситься или выковыривать пузырь от жвачки из волос, может быть даже вспомнят такое имя — Г. Мендель. Этот малый заложил основы современной генетики, скрещивая желтый и зеленый горох. Ну, ты помнишь: в первом «помете» все горошины были зелеными, во втором — четверть желтых и т. п. Мало того, что это скучно, так еще и внушает детям опасную уверенность в том, что все наши качества предопределены комбинацией генов. Ведь гены — это чертеж для строительства белков, а из белков получаются клетки, и тут уж, как говорится, «что выросло, то выросло». Типа, среда и воспитание могут повлиять на человека, но есть же заданные параметры… Сюрприз! Талант не является таким параметром. Даже в опытах Менделя с простейшими неразумными горошинами не все было предопределено генами.


Ребятам о вундеркиндятахТри лучшие книги о юных гениях, рекомендованные к чтению вслух будущим юным гениям.
Дж. Сэлинджер «Повести о Глассах» Задолго до ученых Сэлинджер сформулировал главный принцип воспитания одаренных детей. Когда герой собирается читать Чжуанцзы своей грудной сестре, его одергивают: «Балда, ей же всего девять месяцев!» «Знаю, — отвечает Симор, — но уши-то у нее есть».
Х. Де Витт «Последний самурай» В отличие от одноименного бездарного фильма, книга не про Тома Круза, а про мальчика, который в пять лет читает «Илиаду» в подлиннике. Помимо любопытного взгляда на внутренний мир матери-одиночки, книга содержит, например, ключи к изучению древнегреческого.
М. Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки» Повесть написана, что называется, «в лоб», без метафор. И помимо важной мысли, что в основе умственного развития могут лежать и негативные эмоции (например, брезгливость), тут есть анекдот, построенный на математической логике.


Да, можно предсказать цвет. Можно повторить опыт сто раз, и четверть горошин всегда будут желтыми. Но вот вкус или сморщенность будут зависеть уже совсем от других вещей: от того, насколько лень было Менделю вставать каждое утро и поливать саженцы, или в какую почву он их сажал, или от количества солнечных дней в году. Чем сложнее параметр, тем меньше на него влияют гены и тем больше — среда! Цвет глаз еще можно предсказать (да и то не всегда), а вот уже объем памяти или скорость устного счета — вообще не зависят от генов. Сегодня ученые, в частности П. Бейтсон из университета Кембриджа, говорят о модели GxE (genes x environment, или «гены умножить на среду»). Раньше считалось, что среда вмешивается в воспитание человека уже после того, как сложился его характер и выросли все пальцы на руках. Сегодня биологи говорят о том, что среда формирует нас наряду с генами. И этот процесс идет всю жизнь! В доказательство мы могли бы привести примеры из животного мира. Например, пол черепахи зависит от того, при какой температуре вызревает яйцо. А желтые кузнечики, если их в определенном возрасте пересадить в горелую траву, за пару дней меняют свой цвет на черный. Но куда более эффектно выглядит парадокс Гройлиха: этот стэнфордский профессор в 1957 году активно изучал японцев — как живущих на родине, так и эмигрировавших в Штаты. Он выяснил, что японские дети, переселившись в США, вырастали на несколько сантиметров выше своих сверстников, оставшихся в Японии. Причем происходило это даже с представителями одного и того же рода. То есть, начиная нормально питаться, японский ребенок «побеждал» гены!

О ТАКСИСТАХ, КОРОБКАХ И ГЕНИЯХ

Но вернемся к вопросу таланта. Как и рост, этот параметр нигде не «запрограммирован». Еще в 1932 году психологи М. Шерман и К. Ки писали, что «человек развивается до тех пор, пока перед ним стоит нужда развиваться». И это касается не только детей. Как выяснила в 1999 году невролог Э. Магвайр, мозг лондонских таксистов активно развивается с момента, когда они приходят на работу. Чем больше стаж водителя (при условии, что он не пользуется отупляющим навигатором), тем крупнее у него задний гиппокамп (область мозга, отвечающая за память). То есть мозг в прямом смысле растет, если человек, даже взрослый, начинает его тренировать. В еще одном исследовании С. Скрибнер из Нью-Йоркского университета установила, что рабочие завода в Балтиморе, занимающиеся расфасовкой молока, обладают неосознанным математическим даром. Этот завод рассылает в магазины коробки, в которых лежит ассорти, к примеру, из 6 пакетов жирного молока, 12 упаковок обезжиренного, 3 пачек йогурта и т. п. Так вот, рабочие-укладчики, по сути, решают в уме сложнейшие уравнения с разновеликими коэффициентами, с первого раза понимая, какую коробку взять, чтобы в нее уместился весь заказ! Неверный расчет для них означает лишний труд и необходимость тягать упаковки молока, поэтому процент ошибок минимален. При этом, замечает Скрибнер, человек с высшим математическим образованием, внедренный в рабочий коллектив, справлялся с упаковкой коробок хуже всех. Конечно, карьера фасовщика — не совсем то, о чем ты мечтаешь, но пример рабочих означает, что мозг способен развиваться в ответ на «запрос среды». Еще сильнее впечатляют выводы шведского психолога А. Эриксона. В 1980 году он с помощью своего коллеги и учителя У. Чейза смог с нуля «создать» человека с феноменальной памятью. Разработав программу тренировок, он научил обычного студента (со средними результатами IQ и тестов на память) удерживать в голове последовательности из сотен цифр и слов. Позже Эриксон экспериментировал с «выращиванием» баскетбольных звезд, секретарей-машинисток, скрипачей и программистов. Главный итог его тридцатилетней работы: никакой заданности у человеческих способностей нет.

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ

Конечно, утверждать, что любой человек может научиться чему угодно, с нашей стороны было бы ошибочно и даже преступно (хотя жаль, это бы круто смотрелось на обложке!). Ограничения, безусловно, бывают. Человеку маленького роста будет физически трудно допрыгнуть до баскетбольного кольца, хотя, занимаясь регулярно, он начнет прыгать выше, чем прочие коротышки. Точно так же ребенок, недополучивший мозговой нагрузки в детстве, может в подростковом возрасте уступать своим сверстникам. Но его «тупость» — не приговор! Об этом говорит, к примеру, история провала госпрограммы Head Start в США. Она была призвана переобучать трех- и четырехлетних детей из неблагополучных семей, вводя их в нормальный социум. Однако, достигая возраста 10−12 лет, «хедстартеры» теряли интерес к учебе, отставали от сверстников и шли по дорожке, если не скользкой, то как минимум кривой. Психологи Б. Харт и Т. Ризли выяснили, что причина неудачи кроется в слишком позднем старте. Ребенок из хорошей семьи с момента рождения до четырехлетнего возраста слышит примерно сорок миллионов слов (различающихся как непосредственно по смыслу, так и интонацией). Дитя «плохих» родителей — всего восемь миллионов! Кроме того, справедлив, похоже, и детсадовский анекдот: «А тебя как зовут, мальчик? — Воваперестань!» Дети, вырастающие умными, к четырем годам слышат на 560 тысяч слов одобрения больше, чем слов порицания. У неблагополучных детей пропорция обратная: на 125 тысяч слов ругани больше. Выводы Харта и Ризли были не раз перепроверены и углублены, и сегодня можно с уверенностью утверждать: успех ребенка в большей степени зависит от воспитания, чем от генов. А именно: • лучшие результаты в чем бы то ни было, в том числе, как ни странно, спортивные, показывают дети, с которыми родители рано начинают говорить, как со взрослыми. Сюсюканье отбрасывает ребенка назад в развитии. И напротив, привычка изъясняться длинно и умно уже с грудничками повышает шансы на то, что ребенок станет талантливым; • в 2006 году было установлено, что чтение вслух, начиная с самого раннего возраста, в большей степени отражается на развитии ребенка, чем его этническая принадлежность, доход родителей или, скажем, теплота отношения к нему матери; • о роли похвал мы уже упоминали выше, но наряду с постоянным ободрением будущий гений нуждается еще и в правильном отношении к ошибкам. Слова «не умеешь», «не получается», равно и эпитеты типа «разиня» и «криворучка» в семье должны быть под однозначным запретом. Ошибка — это не знак встроенного ограничения, а случайность. Или, еще лучше, — стимул попробовать еще; • сама по себе вера в наследственность, как выяснила К. Двек, светило детской психологии из Стэнфорда, может влиять на способности детей. Если ребенок думает, что его таланты предопределены, что он «уродился» таким, то он теряет стимул к развитию. Двек считает, что детям вообще нельзя говорить, что «некоторые люди умеют рисовать, а другие нет». По умолчанию ребенок должен считать, что всем подвластно все.

ИГРА НА РАЗВИВАНИЕ

Один из главных выводов Харта и Ризли касался, впрочем, не детей, а взрослых. Изучая дальнейшую жизнь своих неблагополучных подопечных, они выяснили, что по достижении сознательного возраста кое-кто исправлялся. В основе успеха при этом лежало не чудо, а желание нагнать сверстников. Эта банальность не заслуживала бы упоминания в журнале. Но она удивительно хорошо сочетается с выводами десятков других ученых, включая уже упомянутого Эриксона с его так называемым «инкубатором талантов».

Вот заветы ученых, с помощью которых любой человек если и не станет гением, то уж непременно раскроет свой талант.

Мозг всему голова.
Даже у спортсменов, которые, казалось бы, головой только едят и иногда навешивают в штрафную, изменения мозга происходят с чудовищной скоростью. За год тренировок масса мозга заметно меняется, образуются новые связи. Любая попытка освоить новый навык точно так же видоизменяет мозг. Образовавшиеся клетки потом не просто «лежат» без дела, а получается замкнутый круг: новые связи, потенциал для новых навыков, еще более новые связи…
Для изменений нужна практика.
Регулярные занятия способны изменить проводимость нейронов, объем легких, строение и подвижность суставов и сухожилий. Стойкий результат, по словам разных ученых, возникает после десяти тысяч часов упражнений. Эта цифра не означает, что любой человек, потратив каких-то десять тысяч часов (пф-ф, подумаешь!) своей жизни, может преуспеть в чем угодно. Но выбор талантов обычно куда шире, чем спектр областей, вход в которые тебе заказан. Поэтому…
Талант находится путем подбора.
Мнение, что талантливые люди талантливы во всем, — просто частный случай огромного мифа о Даре. Опыт и более детальное исследование биографий гениев доказывает, что их навыки, как говорится, «ультраспецифичны». Блестящий шахматист может плохо запоминать лица, а великий физик не обязан хорошо играть в футбол. А если тебе приведут в пример Ломоносова или Да Винчи, можешь цыкнуть зубом и сказать, что «их первичным навыком был навык овладевания навыками», — это слова Эриксона. Действительно, можно научиться быть талантливым во всем, но тогда нужно потратить десять тысяч часов на развитие способности испытывать интерес к разным наукам.
Глупо упорствовать в том, что не нравится.
Наработки в десять тысяч часов проще достичь, если тратить время на приятное занятие. Успех гениальных директоров и атлетов, опрошенных учениками Эриксона, объяснялся не их способностями, а тем, что они с самого начала занимались любимым делом. Основатель карате Кёкусинкай Масутацу Ояма часто повторял: «Человек может достичь любых высот в выбранном деле, если будет уделять ему ежедневно больше времени, чем сну». Но ему нравилось карате! Если тебе больше по душе кулинария или манипулирование людьми, — возможно, это и есть твой «ультраспецифичный» талант. Упражняйся в нем сознательно, и с каждым днем тебе будет проще уделять ему все больше и больше времени.
Выпендреж не порок.
Как ни странно, успех иногда может объясняться жаждой внимания. Эрудиты нарочно запоминают бессмысленные факты о ВВП Уганды или шутки из сериала «Теория Большого взрыва», чтобы при случае козырнуть ими! Если твоя цель — признание и слава, тебе становится проще находить свои сильные стороны и развивать их, жертвуя ненужными, неявными склонностями. Люди, которые не пользуются телефонной книгой и навигатором, часто делают это именно для того, чтобы иметь возможность сказать: «А я все так запоминаю» — и услышать восхищенный вздох толпы. Иными словами, талант начинается с того, что ты хочешь казаться талантливой. А это совсем не сложно. Например, автор этой статьи считает, что у него талант заканчивать свою писанину на бравурной ноте. И кто скажет, что это не так?

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить