Можно ли познать и развить интеллектуальные способности, не прибегая к тестам и задачам, которые, как назло, все очень сложные?

Вопреки здравому смыслу вовсе не размер головы определяет разумность индивида, иначе власть на Земле давно захватили бы куклы Bratz. Можно ли познать и развить интеллектуальные способности, не прибегая к тестам и задачам, которые, как назло, все очень сложные?

По мне, так ум примерно такое же коварное понятие, как суверенитет, падеж или плинтус. То есть все интуитивно понимают, что это, но, если, например, разбудить человека в три часа ночи, да что там — многие и при свете дня только и могут определить ум (а равно и плинтус) как «ну, такую штуку». Многие знаменитые люди — от Эразма Роттердамского до Чарльза Спирмена и Гордона Олпорта — тратили на изучение этого понятия всю жизнь, да так и умирали, не дожив до выхода в свет этого номера журнала. А между тем ученые в какой-то момент все же договорились, какого человека можно считать умным. Все с этим их решением согласились. И сегодня это понятие принято разделять на три штуковины (!), то есть составляющие: мышление, память и самосознание.

1. МЫШЛЕНИЕ. Можно также называть его интеллектом или соображалкой. Мышление отвечает за то, как быстро ты находишь связи между явлениями (попросту тупишь или нет) и обрабатываешь данные, которые для тебя собирают глаза, уши, пальцы и пр. органы чувств. Если сравнить голову человека с подъездом дома, то мышление будет лифтом. Или лестницей. Чтобы добраться от одного этажа к другому, например от ушей, услышавших анекдот, до места в мозгу, отвечающего за юмор, прихватив по дороге пару пакетов слов, — дурак пойдет по ступенькам, а умный взлетит на лифте, причем на нужный этаж.

2. ПАМЯТЬ. Ну тут все совсем просто. Это квартиры, из которых состоит наш подъезд. Глупые люди часто жалуются на свою память — мол, она у них маленькая, тесная и с огромными тараканами. Поэтому туда ничего не влезает. Однако в научном мире давно прижилось мнение, что мозг человека запоминает ВООБЩЕ ВСЕ, включая номера всех телефонов, отчество начальника мужа, названия однажды увиденных улиц и (во что совсем уж невозможно поверить) всю институтскую программу. Почему же ты никак не можешь ничего из этого вспомнить? Потому что хорошая память означает не объем и не вместимость, а умение найти что и где у тебя лежит. Продолжаем нашу аналогию с подъездом: умный человек всегда знает, в какой квартире спросить дрель, а в какой — число пи до десятого знака. И опять же едет туда на лифте.

3. САМОСОЗНАНИЕ. Оно же эго. Самая спорная составляющая ума, однако, с точки зрения многих нынешних психологов, самая частая причина глупости. К. Двек из Стэнфордского университета, например, вообще считает, что каждый из нас умен настолько, насколько правильно о себе думает. Нелюбознательность, напыщенность, лень, упрямство — все это продукты плохого, глупого самосознания. Человеку с неправильным эго просто не хватает ума, чтобы понять, что он недалекий. И он считает себя умнее, чем есть на самом деле. Это все равно, что жить на первом этаже и поэтому считать, что дом одноэтажный. Умный человек в этом смысле либо трезво оценивает себя, либо вообще постоянно напоминает себе, что ничего уж прям такого он не знает и не умеет и поэтому кичиться ни к чему.

Развиваем на пятерку

Конечно, чтобы считаться умным среди друзей, необязательно развивать все три составляющие — для этого иногда достаточно не смотреть «Дом-2» и уметь решать судоку. Но если ты хочешь, чтобы близкие после слов «ты, похоже, у нас самая умная» не прибавляли потом «вот и чисть картошку сама!», можно провести капитальный ремонт своего «подъезда».

Существуют даже таблетки, которые могут в этом помочь, от ноотропила до экстракта коры гинкго билоба — дерева, про которое комик Стив Мартин писал, что «у него такая крепкая память, что однажды оно выследит и прикончит всех людей, которые его когда-либо ели». Но они, конечно, не решают всех проблем, а лишь улучшают энергообмен и кровоснабжение мозга, что тоже, впрочем, очень приятно.

Что же поможет развить свой ум или хотя бы примириться с его текущим состоянием? Следование пяти правилам, которые в том или ином виде встречаются во множестве книг. На самом деле их, конечно, больше, но для начала хватит и пяти.

1. ВЫТАЛКИВАЙ СЕБЯ ИЗ «ЗОНЫ КОМФОРТА». Любое следование привычкам, любая замкнутость, неважно, интеллектуальная или нет, ухудшает работу мозга. Каждый раз, когда ты совершаешь что-то необычное — чистишь зубы левой рукой, читаешь книгу без слова «сумерки» в названии, идешь до парковки по неожиданному маршруту, — в мозгу образуются новые связи. Эдвард де Боно, автор самой популярной в мире методики по развитию мышления, сравнивал этот процесс с падением капли воды в песок. Если все время пережевывать привычные суждения, читать одни и те же книги и сайты, думать, опираясь на одну логику (или, наоборот, интуицию), — капля падает одинаково, и ямка в песке углубляется. Образуется шаблон мышления, ведущий к отмиранию целых областей в мозгу. Иногда нужно давать капле течь по неожиданному руслу. Это развивает мышление.

2. НЕ ТОРОПИСЬ С ВЫВОДАМИ. Первая мысль, которая обычно приходит в голову по любому поводу, берется из уже имеющегося шаблона мышления. И не только мысль. Эмоции, реакции на события, словесные конструкции — все это очень быстро «замыливается». Конечно, совсем без шаблонов нельзя. Если человек чихает, глупо задумываться о том, что бы ему такое сказать. А вот с более сложными реакциями и суждениями («Путин хороший», «да ты сам козел!») нужно быть осторожнее. Как правило, первая мысль — худшая, потому что она берется из тонкого слоя шаблонов. Может, вторая и вовсе не придет в голову. Но поискать стоит. Это опять же развивает мышление.

3. РЕШИ РАЗ И НАВСЕГДА, ЧТО У ТЕБЯ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ. Ничего не записывай. Еще Сократ говорил, что записи развращают ум. Человек фиксирует что-либо (номера телефонов, список дел на завтра) вовсе не для того, чтобы запомнить, а для того, чтобы забыть. Методы прайминга, психологических установок, работают как в одну, так и в другую сторону. Если ты считаешь, что у тебя плохая память, и не пытаешься ею пользоваться, она так никогда и не начнет развиваться. И наоборот, если ты активнее полагаешься на нее — пусть даже в первое время это будет чревато опозданиями, злобой на себя и появлением новых интересных морщинок на лбу, — в какой-то момент она сама собой станет лучше работать. Вообще чаще думай о себе, что ты не так уж безнадежна — даже если жизнь и окружающие пытаются убедить тебя в обратном. Это развивает все подряд, в том числе память.

4. ОСВОЙ «УМНЫЙ» НАВЫК. Если идея записаться на курсы скорочтения кажется тебе чересчур пугающей, купи или скачай на сайте www.mirknig.com книгу Б. Эдвардс «Откройте в себе художника». Ее курс — самый простой способ разбудить правое полушарие, дремлющее в обычной жизни. В сущности «умным» будет любой новый навык. Иностранный язык, решение приведенных квадратных уравнений, жонглирование тремя грейпфрутами — ничто не пройдет просто так, бесследно.

5. СОМНЕВАЙСЯ ВО ВСЕМ. Прописные истины, народная мудрость и ценные советы плохи тем, что они ЧУДОВИЩНО мешают думать. Очень часто мы поступаем определенным образом или принимаем какую-то мысль просто потому, что «так принято». Однако не мешает иногда проводить проверку того, что крутится на языке или всплывает в мозгу. Самостоятельно ли я пришел к этой мысли? Почему я хочу это сказать или сделать? Если сомневаться достаточно регулярно, удивительно много идей оказываются ничем не подкрепленными. И не беда, что практический скептицизм лишает некоторых ориентиров. Взамен ты начинаешь наконец-то слышать себя и свое эго. Которое, кстати, давно уже твердит тебе, что пора бы перестать читать всякую бредятину, которую написал непонятно кто, в конце концов, у тебя своя голова на плечах, и не какому-то там журналу решать, умная ты или нет.

Алексей Караулов
Фото: CORBIS/FOTO SA