Говорит и показывает

Современные девушки решили пойти дальше — писать сценарии и снимать фильмы сами, без всяких Якиных. Наш автор Лиза Пашинина попыталась выяснить, как это делается.

Говорит и показывает

Раньше девушки мечтали сниматься в фильмах. Помнишь классическое: «Эллочка, ты не представляешь, я сегодня с режиссером Якиным еду в Ялту…»? Современные девушки решили пойти дальше — писать сценарии и снимать фильмы сами, без всяких Якиных. Наш автор Лиза Пашинина попыталась выяснить, как это делается.

ЛЕГКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ:
делаем кино без режиссерского образования

Пишем сценарий
Любой фильм начинается со сценария. В простейшем сценарии должны быть описаны характеры и внешние признаки героев, сюжет, конфликт и его разрешение, отношение автора к проблеме, конечное послание зрителю…

Хотя есть вариант и без героя. Просто покажи, например, как падают капли дождя или срывается и ударяется о землю созревшее яблоко. Как случайные люди разговаривают за чашкой кофе. Как грудной ребенок следит глазами за мамой. В этом случае в сценарии понадобится расписать последовательность сцен и их непосредственное содержание: где находится камера, что она снимает, какая сцена за какой следует и остальные фактические указания. Помни: чем проще будет послание зрителю, тем больше его внимания ты завоюешь. Бессистемное нагромождение деталей и неоднозначность содержания погубит даже самый гениальный замысел.

Для создания полноценного сценария используй классические идеи драмы. Еще Хорхе Луис Борхес считал, что существуют всего четыре универсальных сюжета: оборона (например, города, идеи, любви, родной планеты), возвращение (домой, к оставленной любимой, в свою галактику), поиски (сокровищ, или второй половины, или новой планеты обитания) и убийство.

Помни, что история должна возбудить интерес зрителя, который нужно будет поддерживать на протяжении всего повествования, а в финале — дойти до максимальной точки развития сюжета. И не обязательно для этого придумывать фантастических чудовищ: например, пусть апогеем станет свидание («Она не пришла, где же она?»). Все время поворачивай простую сюжетную линию в неожиданную сторону («Она пришла, но неузнаваема в парике, зачем это ей?») — такие фишки приковывают внимание зрителя.

Ты очень устала, работая над сценарием, и сил снимать кино самой не осталось? Знай, что хорошие сценарии востребованы — студии готовы покупать их за немалые деньги, если те интересны и грамотны. Например, Бен Аффлек и Мэт Дэймон в самом начале своей карьеры неплохо заработали и даже получили «Оскара» за писательский талант. Созданный ими сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг» был куплен, а затем реализован одной из ведущих киностудий Голливуда!

В Интернете можно найти сайты киностудий, которые призывают к сотрудничеству молодых сценаристов, а кинокомпании каждый год устраивают конкурсы для привлечения юных дарований — не стесняйся обращаться к ним.

Про сценарийМонтажники-
невысотники
Выкладываем
В сценарии всегда есть:
близкий зрителю герой и цель, к которой он стремится;
антигерой, превосходящий героя силой;
обстоятельства, заставляющие героя преодолевать трудности;
так называемая обязательная сцена, в которой герой что-то выясняет и/или вызывает противника на решающий бой.
кульминация и финал — логическое завершение истории.
Вряд ли с первого раза у кого-то получится сделать качественный монтаж. Хочешь опровергнуть это утверждение? Смело читай статьи по ссылкам:
www.videoton.ru/Articles/
Article1.
html
community.livejournal.com/
video_montaj

А также учебники — список литературы можно найти в Интернете, например здесь: courses.edu.nstu.ru/index.php?
show12&curs=88)
Хочешь посмотреть, как выглядит профессиональный сценарий, и мечтаешь пристроить свой?
Заходи на:
ruskino.ru
Здесь желающим предлагают присылать свои работы.
www.screenwriter.ru
community.livejournal.com/
ru_szenarist

Отличные ресурсы для начинающих сценаристов.
production.amarcordfilms.ru/
scenaries_bank.htm
Банк сценариев.

Снимаем
Решила снимать кино сама? Тебе понадобится:

АППАРАТУРА. Нам повезло, что уже есть сравнительно недорогие профессиональные цифровые камеры, которые даже маститые режиссеры понемногу начинают использовать в съемочном процессе. Например, последний фильм Дэвида Линча «Внутренняя империя» снят на цифровую камеру.

ПОМОЩНИКИ ДЛЯ РЕЖИССУРЫ И ЗВУКОРЕЖИССУРЫ. Их можно найти среди студентов на режиссерских факультетах ВГИКа, ГИТИС-РАТИ, Санкт-Петербургской академии культуры и искусства им Н. К. Крупской и других.

ПОМОЩЬ ПРИ МОНТАЖЕ. Ты можешь самостоятельно освоить специальные программы и секреты киномонтажа, правда, придется основательно изучить интернет-пространство в поисках дельного инструктажа и перечитать не один учебник.

Демонстрируем
Если все получилось, выкладывай готовый материал в Интернет (например на youtube.com). Ты сможешь показать свое творение миру и получишь идеи для следующего шедевра. Кроме того, если ты живешь в Москве, в Доме кино (ул. Васильевская, 13, м. «Белорусская») принимают анимационные, документальные, игровые и экспериментальные фильмы хронометражем не более 30 минут. А на http://community. livejournal.com/minifilm/profile проходит фестиваль мини-фильмов, условие для участников — длительность картины от 1 до 5 минут.

ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ:
стараемся стать профессиональным режиссером

Учимся
Если у тебя есть сбережения и идеи, можно попробовать поступить во ВГИК, РАТИ-ГИТИС или хотя бы в Школу кино и Т. В. Высшей школы журналистики (community.livejournal.com/hsemedia/).

Но знай — кое-кто считает, что в отношении фильмов, снятых женщинами, существует некоторая предвзятость. Много лет продолжается спор о том, есть ли место женщине в режиссерской профессии. А между тем последний «Кинотавр» отличался от предыдущих — свои работы в 2007 году представили 55 женщин-режиссеров! Вслед за признанными мастерами — Кирой Муратовой, Ренатой Литвиновой, Верой Сторожевой — появилось целое поколение женщин-режиссеров: Лариса Садилова («Ничего личного»), Марина Любакова («Жестокость»), Анна Меликян («Русалка»), Оксана Бычкова («Питер FM»), Татьяна Воронецкая («Натурщица»), Катя Шагалова («Однажды в провинции»), Авдотья Смирнова («Связь»). Мы решили поговорить с экспертами женского кино о женщинах-режиссерах.

На наши вопросы отвечают:

Вера Сторожева
Режиссер: фильмы «Путешествие с домашними животными» (2007), «Греческие каникулы» (2005), «Люби меня» (2005), «Француз» (2004), «Небо. Самолет. Девушка.» (2002). Актриса: «Богиня: как я полюбила» (2004), «Астенический синдром» (1989). Сценарист: «Три истории» (1997).

Анна Меликян
Режиссер: фильмы «Русалка» (2007), «Марс» (2004), «До востребования» (2000), «Анданте» (1998). Сценарист: «Русалка» (2007), «Марс» (2004), «Анданте» (1998). Продюсер: «Домовой» (2008), «Семейка Ады» (2007).

Что для вас является критерием успешности режиссера? Есть ли нюансы в отношении женщин-режиссеров?

Вера: Нужно понять, к чему же ты склонен. Либо ты снимаешь кино для всех, либо ты снимаешь фестивальное кино. Как правило, не удается совмещать любовь публики и критики. К женщинам-режиссерам коллеги-мужчины относятся тепло-снисходительно, как к братьям меньшим, если только ты не становишься успешнее их. Тогда они могут тебя игнорировать, называя твое кино соответственно женским, милым. Сначала я отвечала, что нет женского и мужского кино, а есть хорошее и плохое. Но этот ответ не очень устраивал журналистов. Я проанализировала и поняла, что женщины, например, не снимают боевики и страшилки, детективы, т. е. жанровое кино. Они снимают об отношениях, о любви и внутренних проблемах человека (помните, в детстве мальчики всегда играют в войну, а девочки в дочки-матери), поэтому фильмов женщин-режиссеров много на фестивалях. Но женское кино могут снимать и мужчины.

НА ПЛОЩАДКЕ ТЫ НЕ ДОЛЖНА ПРОЯВЛЯТЬ ОБЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ СЛАБОСТЕЙ, ИХ ТЕБЕ НЕ ПРОСТЯТ…

Анна: Критерий только один — результат. Желательно, чтобы получилось хорошее кино, и нюансов никаких нет — зритель не делает поблажек в связи с полом режиссера, рядовой зритель чаще всего вообще не смотрит на фамилию режиссера.

Успех режиссера — это его фильм, хотя сегодня очень легко впасть в заблуждение по поводу собственной успешности. Когда выходит картина, на тебя набрасываются все издания, твои фотографии появляются на страницах глянцевых журналов. Ты всем нужна просто потому, что изданий много и их надо чем-то заполнять, а тут повод такой — выход нового фильма. У человека с нестабильной нервной системой может от всего этого закружиться голова и показаться, что вот — успех пришел к тебе. Но все это только временная мишура и к реальному успеху не имеет никакого отношения.

Самые типичные ошибки молодых сценаристов или режиссеров, по вашему мнению?

В: Эти ошибки я увидела, будучи недавно председателем жюри фильмов студентов ВГИКа. Ребята, еще не распознав себя, готовы идти снимать коммерческое кино, сериалы… Своими работами, похожими друг на друга, хором говорят: «Мы можем зарабатывать деньги, возьмите нас!» Никакого творческого самовыражения и поиска! Арт-хаус сейчас не в моде. Прежде сценарий полнометражного фильма писался год, много раз переделывался. А теперь пишут за пару недель — настолько быстро, насколько пальцы способны бегать по клавиатуре. В результате хороших сценариев катастрофически мало!

A: Желание запихнуть все свои знания, весь свой опыт в первую картину так, как будто это твоя последняя работа. Нежелание выбрасывать в корзину ненужные сцены при монтаже, жадность до каждого отснятого кадра и еще много других ошибок. И я совершала все те же ошибки, но не жалею о них. Думаю, что через все это тоже важно пройти самому.

Сегодня технологии развились уже до такого уровня, что практически любой человек может взять видеокамеру, снять кино и даже смонтировать его у себя дома на ноутбуке.

Так что, если вам не удалось поступить в киновуз, но вы верите в то, что можете снять кино, — идите и снимайте. И если у вас получится, эти ваши маленькие работы могут послужить поводом для встречи с продюсерами.

Есть ли у женщин, работающих в режиссуре, какие-то преимущества перед мужчинами и свои сложности?

В: Женщины-режиссеры имеют некоторые преимущества перед коллегами-мужчинами: они организованны, работоспособны, обычно укладываются в бюджет, не запивают и не соблазняют главных героинь. На площадке, конечно, ты не должна проявлять обычных женских слабостей, ты капитан корабля. Ты не кокетничаешь, не плачешь, не наряжаешься, не сплетничаешь, не секретничаешь и всегда держишь дистанцию. Тебе не простится ни одна слабость. И тебе перестают подавать руку, когда ты выходишь из машины.

A: У меня часто случались на площадке ситуации, когда группа работает на износ, по 20 часов.

В таких случаях часто среди людей зреет бунт. Но вот когда здоровенные мужики — осветители, техники и другие — видят перед собой маленькую, хрупкую (а я еще была и беременной к тому же) женщину, которая мужественно переносит этот беспощадный режим и даже пытается еще всех взбодрить, то им всем становится стыдно и они стараются не отставать от тебя, работать еще быстрее и бодрее и всячески тебя поддерживают. И никаких бунтов.

А про сложности… Ну вот беременность, кстати, в которую периодически впадают женщины и которая не грозит мужчинам, может, и есть та дополнительная сложность.

Самое неприятное, с чем пришлось столкнуться в этой профессии?

A: В этой профессии вообще мало приятного. Одна сплошная мука.

6 женщин-режиссеров

СОФИЯ КОППОЛА
Дочь Фрэнсиса Форда Копполы. Из ее режиссерских работ широко известны ленты «Мария Антуанетта», «Трудности перевода», «Девственницы-самоубийцы». Выступает также сценаристом и продюсером большинства своих фильмов. Получила «Оскар» за сценарий «Трудности перевода».

НЭНСИ МЕЙЕРС
Режиссер, сценарист, продюсер. Сняла «Отпуск по обмену», «Любовь по правилам и без», «Чего хотят женщины», «Ловушка для родителей». Продюсер большинства своих работ, по ее сценариям поставлены 13 фильмов.

КИРСТЕН ШЕРИДАН
Дочь ирландского режиссера Джима Шеридана дебютировала с фильмом «Дискосвиньи», названным «лучшим ирландским молодежным фильмом всех времен». В 2004 году — номинант премии «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» за фильм «В Америке».

МИРА НАИР
В ее режиссерском послужном списке около 20 фильмов, в том числе «Ярмарка тщеславия» (2004) по роману Уильяма Теккерея.

ДЖУЛИЯ ТЕЙМОР
Режиссер, сценарист, продюсер, актриса. Последние режиссерские работы: «Через Вселенную» (2007), «Фрида» (2002).

АЗИЯ АРДЖЕНТО
Дочь итальянского режиссера — «маэстро триллеров» Дарио Ардженто. Востребованная итальянская актриса. Кроме того, автор романа «Я люблю тебя, Дирк».


Фото: GETTY/FOTOBANK.COM


 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария
Всё, что нельзя пропустить